Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тальменского района Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 23 сентября 2020 г.
по административному делу N 22RS0051-01-2020-000388-14 (N2-494/2020) по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к администрации Тальменского района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в суд с административным исковым заявлением о возложении на администрацию Тальменского района обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в точке с координатами 53.713247, 83.456304, в 15 м в юго-западном направлении от земельного участка с кадастровым номером 22:47:050402:646, расположенного по адресу: Алтайский край, Тальменский район, Кашкарагаихинский сельсовет, Лесной участок N 278.
В обоснование требований указано, что 24.09.2019 при проведении планового (рейдового) осмотра указанного земельного участка установлено наличие на нем несанкционированной свалки примерной площадью 1250 кв.м. Письмом от 04.10.2019 N24/ПА/12224 ответчику предложено в срок до 29.11.2019 организовать очистку участка от отходов и проинформировать об этом истца. Ответ на письмо не получен, по результатам повторного осмотра земельного участка 02.12.2019 установлено, что несанкционированная свалка не ликвидирована. Земельный участок, на котором расположена свалка, на кадастровый учет не поставлен, права на него не зарегистрированы. Кадастровый квартал 22:47:050402 входит в состав Тальменского района. Государственная собственность на земельный участок не разграничена.
В судебном заседании представитель административного ответчика иск не признал.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 8 июля 2020 г. требования удовлетворены. На администрацию Тальменского района Алтайского края возложена обязанность ликвидировать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке в точках координат: н1 - 641681, 85 (х), 2365333, 69 (у); н2 - 641684, 41 (х), 2365357, 05 (у); н3 - 641678 (х), 2365358, 58 (у); н4 - 641670 (х), 43, 2365356, 39 (у); н5 - 641662 (х), 2365361, 55 (у); н6 - 641660, 18 (х), 2365368, 88 (у); н7 - 641657, 48 (х), 2365401, 84 (у); н8 - 641644, 55 (х), 2365391, 69 (у); н9 - 641634, 09 (х), 2365399, 62 (у); н10 - 641624, 37 (х), 2365397, 86 (у); н11 - 641604, 72 (х), 2365389, 42 (у); н12 - 641580, 06 (х), 2365392, 62 (у); н13 - 641558, 56 (х), 2365386, 58 (у); н14 - 641556, 44 (х), 2365382, 83 (у); н15 - 641658, 9 (х), 2365319, 52 (у); н1 - 641681, 85 (х), 2365333, 69 (у), расположенном в кадастровом квартале 22:47:050402 в 15 м в юго-западном направлении от земельного участка по адресу: Алтайский край, Тальменский район, Кашкарагаихинский сельсовет, лесной участок N 278 (кадастровый номер 22:47:050402:646).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 23 сентября 2020 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Тальменского района Алтайского края - без удовлетворения.
Администрация Тальменского района Алтайского края 2 декабря 2020г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 11 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве административный истец просит об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что несанкционированная свалка отходов находится на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования Тальменский район, в связи с чем в силу норм действующего законодательства обязанность по ликвидации свалки лежит на администрации района.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на невозможность возложения обязанности по ликвидации свалки на администрацию района в силу отсутствия проекта восстановительных работ, отсутствия вины администрации, отсутствия у администрации права на земельный участок и отходы, ответственность регионального оператора за ликвидацию свалки.
С указанными доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанном выше земельном участке.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. За участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Принимая во внимание, что свалка расположена на земельном участке вне территории населенных пунктов, но на территории муниципального образования Тальменский район, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок, возложение обязанности по ликвидации указанной выше свалки на администрацию района является правомерным.
Доводы кассационной жалобы о невозможности возложить обязанность по ликвидации свалки в силу отсутствия проекта восстановительных работ не могут быть признаны состоятельными, поскольку требование о наличии такого проекта установлено в части 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающей порядок возмещения вреда окружающей среде.
Администрация района в данных правоотношениях не является причинителем вреда и обязанность по ликвидации свалки возлагается на нее в силу обязанности органов местного самоуправления по надлежащему содержанию территорий муниципальных образований. Вина администрации района в появлении свалки отходов, исходя из вышеприведенных положений законодательства, также не является необходимым условием для возложения на нее обязанности по ликвидации отходов.
Пункт 18 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" предусматривает как самостоятельное обеспечение собственником земельного участка ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, так и заключение им договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Административным ответчиком не представлены доказательства, в силу которых обязанность по ликвидации выявленной свалки может быть по решению суда возложена на конкретного регионального оператора, в связи с чем администрация района не может быть освобождена от ответственности за обеспечение ликвидации свалки, методы осуществления которой могут быть определены администрацией района самостоятельно.
С учетом изложенного выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 июля 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 23 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тальменского района Алтайского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 18 февраля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.