Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В.
судей Мишиной И.В, Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тоджинского района Республики Тыва на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 1 октября 2020 г.
по административному делу N 17RS0012-01-2020-000080-26 (N2а-59/2020) по административному иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоджинского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия по невнесению на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона "Тоора-Хемский" Тоджинского кожууна согласованного в установленном порядке проекта генерального плана, возложении обязанности внести проект генерального плана на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона "Тоора-Хемский" Тоджинского кожууна.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав заключение прокурора Козлицкой О.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Тоджинского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия административного ответчика по невнесению на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона "Тоора-Хемский" Тоджинского кожууна согласованного в установленном порядке проекта генерального плана с. Тоора-Хем; возложении обязанности в срок до 01.08.2020 внести на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона "Тоора-Хемский" Тоджинского кожууна согласованный в установленном порядке проект генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского района.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Тоджинского района проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства, в результате чего установлено, что разработан проект генерального плана с. Тоора-Хем администрацией района. Проектом генерального плана предусматривается включение в границы данного населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда. Между тем данный проект не направлен в представительный орган местного самоуправления на утверждение в связи с тем, что не осуществлен перевод земель лесного фонда, которые в соответствии с проектом генерального плана включены в состав земель поселения; проект генерального плана с.Тоора-Хем не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. В отсутствие утвержденного генерального плана невозможно предоставление земельных участков, расположенных на территории поселения, гражданам, юридическим лицам. В частности, в рамках национального проекта "Демография" в 2022-2023 гг. на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района предусмотрено строительство детского сада на 280 мест. В отсутствие утвержденного генерального плана невозможно выделение в установленном законом порядке земельного участка под строительство данного объекта, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на получение бесплатного дошкольного образования.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Административный ответчик иск не признал.
Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 9 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 1 октября 2020г. решение суда отменено, по делу постановлено новое решение об удовлетворении исковых требований.
Администрация Тоджинского района Республики Тыва 2 декабря 2020г. обратилась с кассационной жалобой, которая поступила в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции 15 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 1 октября 2020 г. и оставить в силе решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 9 июля 2020 г.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Тоджинского кожууна приняты все необходимые меры по внесению на утверждение в Хурал представителей сельского поселения с. "Тоора-Хем" Тоджинского района согласованного в установленном порядке проекта генерального плана, в связи с чем незаконное бездействие администрации не установлено.
С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что соглашение о передаче полномочий сельского поселения Тоора-Хем администрации муниципального района отсутствует. Представительный орган местного самоуправления вправе, но не обязан принять решение о необходимости подготовки и передачи на утверждение генерального плана поселения, в этой связи обязанность по его подготовке и передаче у администрации отсутствует. Возможность нарушения в будущем прав и законных интересов неопределённого круга лиц не может служить основанием для возложения на администрацию указанной обязанности. Кроме того, администрацией района представлены все доказательства, подтверждающие прохождение установленных законом процедур, направленных на положительное рассмотрение вопроса об утверждении проекта генерального плана.
С указанными доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится утверждение генерального плана поселения.
Статьей 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
В силу пункта 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.
Частями 2, 8, 11 и 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа; проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса; протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения поселения, городского округа, при размещении объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований. Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в следующих случаях: 1) в соответствии с документами территориального планирования муниципального района планируется размещение объектов местного значения муниципального района на территории поселения; 2) на территории поселения находятся особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением внеочередной сессии Хурала представителей сельского поселения сумона Тоора-Хемский от 2 ноября 2011 г. N 9 полномочия администрации сельского поселения сумона Тоора-Хемский с 30 ноября 2012 г. переданы администрации муниципального района "Тоджинский кожуун Республики Тыва".
Установив указанное обстоятельство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что с 30 ноября 2012 г. у администрации Тоджинского кожууна возникла обязанность разработать, согласовать в установленном порядке и для утверждения внести в Хурал представителей сельского поселения сумона Тоора-Хемский проект генерального плана данного сумона, данная обязанность до настоящего времени не исполнена.
Оценив доказательства, представленные административным ответчиком в подтверждение проделанной работы по разработке, согласованию и утверждению проекта генерального плана с. Тоора-Хем, суд апелляционной инстанции установил, что работы по проекту генерального плана с. Тоора-Хем административным ответчиком начаты в 2018 г, весь необходимый комплекс мероприятий не проведен, для утверждения в представительный орган муниципального образования проект генерального плана не внесен.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что в разумный срок административным ответчиком не предприняты предусмотренные законом меры для разработки, согласования и внесения на утверждение проекта генерального плана основан на представленных в дело доказательствах, которым дана оценка по правилам главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не имеет оснований не соглашаться с выводом суда второй инстанции о наличии незаконного бездействия администрации Тоджинского кожууна.
Установленный судом срок в один год для исполнения судебного постановления отвечает требованиям разумности, доказательства невозможности подготовки и внесения в указанный срок проекта генерального плана на согласование в Хурал представителей сельского поселения сумона "Тоора-Хемский" Тоджинского кожууна не представлены.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного ответчика обязанности по подготовке и внесению в Хурал проекта генерального плана не основан на вышеприведенных нормах федерального законодательства. Кроме того, как следует из представленных административным ответчиком доказательств, разработка проекта генерального плана в целях внесения его на утверждение в Хурал ведется. С учетом изложенного удовлетворение административного иска вызвано длительностью неисполнения обязанности административного ответчика, в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 1 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тоджинского района Республики Тыва - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 12 февраля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.