Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Токарева Александра Ивановича, поданную 16 декабря 2020 года, на решение Яровского районного суда Алтайского края от 21 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2020 года
по административному делу N 2а-36/2020 по административному исковому заявлению Токарева Александра Ивановича о признании недействующим постановления Администрации города Яровое Алтайского края от 11 января 2019 года N 6 "О внесении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 15 июня 2017 года N 558, постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 9 октября 2018 года N 971" в части пункта 1.2 об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений общежития, расположенного по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября, 6 со дня его принятия; о признании недействующими постановлений Администрации города Яровое Алтайского края от 23 июня 2016 года N 649 "Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое", от 15 июня 2017 года N 558 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по улице 40 лет Октября, д. 6" в части установления платы за содержание и текущий ремонт общего имущества общежития, расположенного по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях, установила:
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 11 января 2019 года N 6 "О внесении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 15 июня 2017 года N 558, постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 9 октября 2018 года N 971", постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 23 июня 2016 года N 649 "Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое", постановлением Администрации г. Яровое от 15 июня 2017 года N 558 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по улице 40 лет Октября, д. 6" установлена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества общежития, расположенного по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября.
Токарев А.И. обратился в Яровской районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных постановлений в части установления платы за содержание и текущий ремонт общего имущества общежития, расположенного по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября.
Требования мотивированы тем, что на основании договора найма жилого помещения от 23 августа 2013 года N 223 он является нанимателем комнаты N "данные изъяты", площадью 14, 75 кв.м, расположенной по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября, д. 6. Полагает, что установленная плата за содержание жилого помещения указанного дома является необоснованно завышенной. Перечень услуг, которые наниматели жилых помещений должны оплачивать, согласно оспариваемым постановлениям, отличается от фактически оказываемых услуг, предусмотренных заключенным между Администрацией города Яровое и ООО УК "Яровое" муниципальным контрактом на обслуживание дома. Полагает, что включение в тариф расходов по оплате труда обслуживающего персонала, прибыли и налогов является незаконным.
Решением Яровского районного суда Алтайского края от 21 февраля 2020 года производство по требованиям о признании не действующими в части постановления Администрации г. Яровое Алтайского края от 23 июня 2016 года N 649, постановления Администрации г. Яровое Алтайского края от 15 июня 2017 года N 558 прекращено. В удовлетворении административного иска о признании недействующим со дня принятия постановления Администрации города Яровое Алтайского края от 11 января 2019 года N 6 "О внесении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 15 июня 2017 года N 558, постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 9 октября 2018 года N 971" в части пункта 1.2. по установлению размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений общежития по адресу гор. Яровое, ул. 40 лет Октября, 6 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2020 года решение Яровского районного суда Алтайского края от 21 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Токаревым А.И. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представителем заинтересованного лица ООО Уголовного кодекса Российской Федерации "Яровое" представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Алтайского края, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами при рассмотрении дела.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что здание по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября, д. 6 находится в муниципальной собственности городского округа город Яровое Алтайского края на основании решения Совета народных депутатов от 6 августа 1993 года N 41. Постановлением Администрации города Яровое от 22 апреля 2009 года N 255 жилые помещения в указанном здании отнесены к жилым помещениям в общежитии.
23 августа 2013 года между Администрацией города и Токаревым А.И. заключен договор найма жилого помещения в общежитии. По договору Токареву А.И. во владение и пользование для временного проживания передано жилое помещение - комната N "данные изъяты", площадью 14, 75 кв.м, расположенное по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября, д. 6. Токарев обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Администрации г. Яровое Алтайского края от 11 января 2019 года N 6 внесены изменения в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 15 июня 2017 года N 558, постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 9 октября 2018 года N 971, согласно которым в пункте 1 постановления N 558 от 15 июня 2017 года (в редакции постановления N 971 от 9 октября 2018 года) размер платы в размере 43, 99 руб./кв.м. заменен на 41, 91 руб./кв.м. (приложение 1 в новой редакции) (пункт 1.1.). Приложение 1 к постановлению от 15 июня 2017 года N 558 изложено в новой редакции (пункт 1.2) на период с 1 июля 2017 года по 30 июня 2019 года; пункт 2 постановления от 9 октября 2018 года N 971 признан утратившим силу (пункт 2). С 1 января 2019 года исключена строка 13 "вывоз бытовых отходов" в сумме 1, 58 руб./кв.м. приложения 1 согласно пункту 3 постановления от 11 января 2019 года N 6 исключена, сумма в строке "ИТОГО" заменена на сумму 40, 33 руб./кв.м.
Постановление опубликовано в газете "Яровские вести" N 3 от 17 января 2019 года.
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 23 июня 2016 года N 649 "Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое" на территории муниципального образования город Яровое установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые в установленном порядке не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании многоквартирного дома не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (приложение 1). Согласно приложению 1 к постановлению плата за содержание и ремонт общего имущества для нанимателей жилых помещений по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября, д. 6 установлена в размере 43, 35 руб./кв.м.
Постановление опубликовано в газете "Яровские вести" от 30 июня 2016 года N 26.
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 3 августа 2016 года N 810 "О внесении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 23 июня 2016 года N 649" внесены изменения в указанное постановление в части даты вступления в действие и размера платы за содержание жилого помещения 43, 35 руб./м2 для нанимателей жилых помещений по адресу: г. Яровое, ул. 40 лет Октября, д. 6, указанный размер действует с 1 августа 2015 года.
Постановление официально опубликовано в газете "Яровские вести" N 32 от 11 августа 2016 года.
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 15 июня 2017 года N 558 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по улице 40 лет Октября, д. 6" плата за содержание жилых помещений утверждена в размере 43, 99 руб./кв.м. (приложение 1) на период с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года. Признано утратившим силу постановление от 3 августа 2016 года N 810 "О внесении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 23 июня 2016 года N 649".
Постановление опубликовано в газете "Яровские вести" N 25 от 22 июня 2017 года.
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 9 октября 2018 года N 971 внесены изменения в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 23 июня 2016 года N 649 и постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 15 июня 2017 года N 558. В частности, в пункте 1 постановления N 558 от 15 июня 2017 года слова "в размере 43, 99 руб./кв.м. (приложение 1)" заменены на слова "в размере 42, 27 руб./кв.м. (приложение 1 в новой редакции)" (пункт 2.1). Приложение 1 (размер платы) изложено в новой редакции (пункт 2.2).
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 11 июня 2019 года N 490 "О внесении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 11 января 2019 года N 6" срок действия платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития для нанимателей в размере 40, 33 руб./кв.м. продлен до 31 декабря 2019 года.
Разрешая заявленные требования, суды пришли к выводу, что оспариваемые нормативные акты затрагивают права административного истца, приняты уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия и опубликования, по указанным основаниям не оспариваются.
Прекращая производство по делу в части требований о признании недействующими в части постановления Администрации г. Яровое Алтайского края от 23 июня 2016 года N 649, постановления Администрации г. Яровое Алтайского края от 15 июня 2017 N 558 по основанию предусмотренному статьями 214, 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами правильно указано, что законность указанных нормативных актов не может являться предметом судебной проверки по настоящему делу, поскольку апелляционном определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 сентября 2018 года, которым отменено решение Яровского районного суда Алтайского края от 19 июня 2018 года, были признаны недействующими со дня принятия постановление Администрации города Яровое от Постановление Администрации города Яровое от 23 июня 2016 N 649 "Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое", постановление Администрации города Яровое от 15 июня 2017 N 558 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по улице 40 лет Октября, д. 6". Выводы судов о наличии оснований для прекращения производства по делу в указанной части являются правильными.
Частями 1 и 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях (пункт 2 части 1).
Плата за содержание жилого помещения для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Эта плата включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
"Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы", утвержденные Приказом Минстроя России от 6 апреля 2018 N 213/пр, в силу положений пункта 1.2 носят рекомендательный характер, не являются обязательными к применению органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 3.2 - 3.4 и 3.6 указанных Методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, рекомендовано размер платы за содержание жилого помещения определять по типам многоквартирных домов.
Руководствуясь указанными нормами права, суды обоснованно приняли во внимание, что в силу требований части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Установив, что законность основных положений оспариваемых нормативных актов являлась предметом судебной проверки, установленный размер платы в части включения положений (расходов) которые не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признавались недействующими, вносимые изменения, в том числе, при принятии оспариваемых актов в новой редакции, соответствуют содержанию судебных решений, а также учитывая, что согласно оспариваемому приложению 1 органом местного самоуправления при определении размера платы учтены виды услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые поименованы в минимальном перечне услуг и работ, Правилах оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, а также величины платы по этим видам работ и услуг, которые ранее оспаривались административном истцом и в этой части положения нормативных правовых актов, их устанавливающие, признавались законными и не противоречащими действующему законодательству. А также учитывая, что величины платы по видам услуг и работ, ранее признанным судом необходимыми для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, как и сами виды услуг и работ, включенные административным ответчиком в оспариваемое приложение N 1, не изменены, новый расчет размера платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда, в оспариваемой части не производился, размер платы определен органом местного самоуправления путем сложения величин платы по отдельным видам услуг и работ, состав которых ранее проверялся судом на соответствие действующему законодательству, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания нормативных актов в оспариваемой части недействующими.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не проверялись постановления в части расчета и начисления тарифа не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов. В ходе рассмотрения дела административным ответчиком был представлен расчет показателей размера платы, который основан на применении цен, установленных муниципальным контрактом на оказание услуг по содержанию специализированного жилищного фонда общежития по ул. 40 лет Октября, 6, сформированных по результатам проведенных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля н013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Соответственно, имеются основания утверждать, что размер платы установлен путем сложения величин цен на услуги, которые оказываются в соответствии с муниципальным контрактом, является дифференцированным, соответствует типу жилого помещения, экономически обоснован.
Доводы кассационной жалобы о том, что в состав платы включены расходы, которые могут нести только собственники жилого помещения, а также доводы о том, что в составе платы указаны услуги, которые не оказываются жильцам общежития, с ними не согласованы по содержанию и стоимости, не могут быть приняты во внимание, на нормах закона не основаны.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального права при распределении бремени доказывания не могут быть признаны обоснованными, поскольку из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела административным ответчиком представлены доказательства, обосновывающие законность оспариваемых нормативных актов. Реализация административным истцом права на предоставление доказательств не может оцениваться как возложение обязанности по доказыванию. Кроме того, материалами дела подтверждается, что административному истцу была предоставлена возможность ознакомиться с доказательствами, представленными административным ответчиком, доводы о недостаточности времени для ознакомления носят субъективный характер.
С учетом особенностей судопроизводства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, установленных главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы о том, что административному истцу не была предоставлена возможность предоставить уточненный расчет оспариваемого размера платы (уточнить требования), нарушений судом норм процессуального права не подтверждает.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о том, что нормативные правовые акты в оспариваемой его части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере осуществляемого им правового регулирования, оснований для отмены судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Яровского районного суда Алтайского края от 21 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.