Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шульгиной Елены Сергеевны, поданную 2 декабря 2020 года, на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2020 года
по административному делу N 2а-1813/2020 по административному исковому заявлению Шульгиной Елены Сергеевны о признании незаконным бездействия Администрации Емельяновского района Красноярского края, о признании незаконным решения МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее - МКУ "УправЗем") от 27 января 2020 года N 725, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения Шульгиной Е.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации Емельяновского района Красноярского края и МКУ "УправЗем" Павлинской М.А, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы, установила:
Шульгина Е.С. обратилась в Емельяновский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Емельяновского района Красноярского края по непринятию решения по результатам рассмотрения заявления Шульгиной Е.С. от 26 ноября 2019 года, о признании незаконным решения МКУ "УправЗем" от 27 января 2020 года N 725, о возложении обязанности на Администрацию Емельяновского района совершить действия, предусмотренные частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, по результатам повторного рассмотрения заявления Шульгиной Е.С. от 26 ноября 2019 года.
В обоснование требований ссылалась на то, что 26 ноября 2019 года Шульгина Е.С. обратилась в Администрацию Емельяновского района с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с наличием ранее заключенного договора аренды от 29 декабря 2016 года. Заявление органом местного самоуправления - Администрацией Емельяновского района не рассмотрено, проект договора заявителю не направлен. МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края", рассмотрев заявление Шульгиной Е.С. и руководствуясь ответом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 9 января 2020 года, в ответе от 27 января 2020 года указало о наличии условий, препятствующих заключению договора аренды земельного участка, а также наличие признаков использования земельного участка не по назначению в виде отсутствия ограждения, отсутствия обозначения границ участка на местности. Кроме того, указанный ответ содержит ссылку на ориентировочное расположение земельного участка в границах "данные изъяты", в границы которого входят как земли лесного фонда, так и земли иных категорий, пересечений с земельным участком из состава лесного фонда; отсутствует схематическое изображение и площадь пересечения; не указан кадастровый номер лесного участка, с которым выявлено пересечение. В ответе МКУ "УправЗем" не указаны основания для отказа в заключении договора, предусмотренные частью 4 статьи 39.6, статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый ответ вынесен за пределами компетенции Управления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для иных целей, не связанных с решением вопросов местного значения.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Шульгиной Е.С. ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, 29 декабря 2016 года между администрацией Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и Шульгиной Е.С. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 435 кв.м, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках; срок действия договора - 3 года с момента его государственной регистрации; государственная регистрация сделки осуществлена 25 января 2017 года.
26 ноября 2019 года Шульгина Е.С. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о заключении нового договора аренды указанного земельного участка согласно части 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" Шульгиной Е.С. направлен ответ на заявление от 27 января 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка, из содержания которого следует, что согласно ответу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 9 января 2020 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" ориентировочно расположен в "данные изъяты", в границах которого находятся как земли лесного фонда, так и земли иных категорий. Указанный ответ содержит сведения о том, что специалистами Управления проведено обследование земельного участка "данные изъяты" и установлено, что земельный участок не огорожен, его границы на местности не обозначены, на участке имеется древесно-кустарниковая растительность, участок по назначению не используется; у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по предоставлению испрашиваемого земельного участка заявителю, поскольку данные земли относятся к федеральной собственности и администрацией Емельяновского района будет проведена процедура расторжения договора аренды и снятия земельного участка с кадастрового учета.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" следует, что сведения о данном объекте были внесены в государственный кадастр недвижимости 1 декабря 2016 года, участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, сведения об объекте недвижимости имеют статус временные, дата истечения срока действия временного характера - 2 декабря 2021 года.
Согласно ответу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 8 июля 2020 года и схемы расположения земельных участков в разрезе Емельяновского лесничества, Емельяновского участкового лесничества при сопоставлении границ испрашиваемого земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" относится к землям лесного фонда, расположен в части выдела "данные изъяты".
25 марта 2015 года органами Росреестра по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на объект с кадастровым (условным) номером "данные изъяты" - лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для освоения лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества, площадь 153 422, 7278 га, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты"
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, которые уже являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случаях, когда земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (подпункт 1 пункта 3 статьи 39.6, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.6 данного Кодекса).
При этом право на заключение нового договора аренды в указанных случаях гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют при наличии в совокупности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земель государственного лесного фонда, что свидетельствует о невозможности распоряжения таким участков органом местного самоуправления. Отказ в предоставлении в аренду земельного участка на новый срок соответствует закону.
Выводы судов являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, субъективной оценке заявителем обстоятельств дела, существенных нарушений норм процессуального права не подтверждают.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств расположения земельного участка в границах лесного фонда не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку опровергаются материалами дела, содержащими сведения предоставленные уполномоченным органом - Министерством лесного хозяйства Красноярского края о нахождении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0340516:330 в границах лесного фонда, что установлено при сопоставлении границ испрашиваемого земельного участка с рабочими планово- картографическими материалами лесоустройства.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельствам сопоставимости сведений о кадастровом учете земельного участка, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и отнесения земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, судами дана правовая оценка, изложенная в судебных актах, с которой судебная коллегия согласна. Доводы об отсутствии сведений о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с границами лесного фонда не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, поскольку как установлено судами и не опровергнуто в кассационной жалобе, земельный участок находится в границах лесного фонда.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии уведомления федерального органа исполнительной власти о выявленных нарушениях и принятии межведомственной комиссией решения об отсутствии необходимости защиты прав Российской Федерации, поскольку сведения о спорном земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости 1 декабря 2016 года имеют статус временных, спор о правах на земельный участок, подлежащий разрешению путем оспаривания зарегистрированного права в рассматриваемом случае отсутствует. Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нарушений судами норм материального права не подтверждают.
Доводы кассационной жалобы о пропуске срока давности защиты имущественных прав, равный трем месяцам, исчисляемый заявителем с момента внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости 1 декабря 2016 года, на нормах права не основаны, о незаконности судебных актов не свидетельствуют.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела установлены судами правильно, выводы судов установленным обстоятельствам соответствуют, доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию, изложенную в обоснование заявленных требований и апелляционной жалобы, фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств дела, являлись предметом судебной оценки в судах двух инстанций, указанным доводам и доказательствам дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, считать которую неправильной не имеется.
Иное толкование положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.