Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-695/2020 по иску Клюевой Марины Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) о признании незаконным решения, понуждении к досрочному назначению пенсии по старости, по кассационной жалобе Клюевой Марины Анатольевны на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 21 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 октября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Клюева Марина Анатольевна (далее-Клюева М.А, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее-ГУ УПФ РФ в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное), ответчик, пенсионный орган) о признании незаконным решения, понуждении к досрочному назначению пенсии по старости. В обоснование иска указано, что 11 декабря 2019 г. истец обратилась в ГУ УПФ РФ в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.
Не были засчитаны периоды: с 23.09.1990 по 26.08.1991 (11 мес. 4 дня) в должности музыкального работника детского сада Коченёвского совхоза; с 01.09.1991 по 26.08.1996 (4 г. 11 мес. 27 дней) - обучение в Новосибирском областном колледже культуры и искусств.
Считает, что не включение указанных периодов в льготный стаж является неправомерным, так как установлено тождество должности "музыкальный работник" должности "музыкальный руководитель", а период ее обучения в Новосибирском областном колледже культуры и искусств" подлежит включению в педагогический стаж в соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения й здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N. На основании изложенного истец просила признать незаконным отказ пенсионного органа от 24 декабря 2019 года N; обязать пенсионный орган включить в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 23.09.1990 по 26.08.1991 в должности музыкального работника детского сада Коченевского совхоза; с 01.09.1991 по 26.08.1996 - обучение в Новосибирском областном. колледже культуры и искусств; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за указанной пенсией с 11 декабря 2019 года; взыскать с Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской. Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) уплаченную ею госпошлину в размере 300 рублей.
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 21 июля 2020 г. постановлено:
"Исковые требования Клюевой Марины Анатольевны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение N от 24 декабря 2019 года Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) в части невключения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Клюевой Марины Анатольевны в должности музыкального работника детского сада Коченевского совхоза с 23.09.1990 по 26.08.1991.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) включить в стаж на соответствующих видах работ Клюевой Марины Анатольевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в должности музыкального работника детского сада Коченевского совхоза с 23.09.1990 по 26.08.1991".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Истец обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что такие нарушения не были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.12.2019 Клюева М.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа Клюевой М.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, а именно 25 лет в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Страховой стаж Клюевой М.А. составил 25 лет 03 месяца 17 дней, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, составил 20 лет 10 месяцев 13 дней.
Пенсионный орган не включил с Клюевой М.А. в стаж периоды с 23.09, 1990 по 26.08.1991 (И мес. 4 дня) - период работы в детском саду Коченевского совхоза в качестве музыкального работника, с 01.09.1991 по 31.07.1995 (3 года 11 месяцев 1 день) - период обучения в Новосибирском областном колледже культуры и искусств.
Согласно записям трудовой книжки Клюевой М.А, 23.09.1990 она принята музыкальным работником в детский сад, уволена 26.08.1991 в связи с поступлением на учебы.
Архивная справка от 29.07.2019 N з. пл. подтверждает, что Клюева (Леонова) Марина Анатольевна, "данные изъяты" года рождения, работала в Коченевском совхозе, в справке указана заработная плата истца за период с октября 1990 года по август 1991 года, должность Клюевой М.А. в архивной справке не указана.
Согласно архивной справке от 19.12.2019 N з. пл, в отдел архивной службы администрации Коченевского района приказы за 1990- 1991 г.г. по Коченевскому совхозу на хранение не поступали.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периода работы с 23.09.1990 по 26.08.1991 в детском саду Коченевского совхоза в качестве музыкального работника, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, в том числе записи трудовой книжки истца, соответствующие справки, руководствуясь нормами законодательства, действовавшими как в указанный период работы истца, так и при обращении в пенсионный орган, исходил из того, что должности музыкального работника и музыкального руководителя, а также учреждение детский сад были поименованы в списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом, учел, что до 01 сентября 2000 г. подтверждение полной учебной нагрузки не требовалось.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции и указала следующее.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
На основании п. 5 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 вышеуказанного Постановления от 17.12.1959 и согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет: учителям и другим работникам просвещения, в т.ч. заведующим, руководителям-воспитателям и воспитателям детских садов и объединенных яслей - садов.
На основании Приказа Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя. Согласно Разъяснению Госкомтруда СССР "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 17 мая 1960 года N 19, по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно п. 4 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397), время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило силу 01 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10-2003 N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 N 70, при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности, общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой (абзацы первый и второй пункта 1 Разъяснений).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Отказывая Клюевой М.А. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода обучения в Новосибирском областном колледже культуры и искусств с 01.09.1991 по 26.08.1996, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции исходил из того, что Клюева М.А. на момент признания Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 утратившим силу (01 октября 1993 г.) не имела необходимых 2/3 педагогического стажа, продолжала обучение и была отчислена из числа студентов в связи с окончанием обучения в июне 1996 г, то есть после 01 октября 1993 г, в связи с чем оснований для включения спорного периода в специальный стаж не установлено.
Изучение материалов дела показало, что выводы судебных инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Приведенные доводы в кассационной жалобе истца являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило силу 01 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов суда первой и апелляционной инстанций об установленных ими обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права. Между тем, при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судебными инстанциями все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении суда первой инстанции и апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, сводящиеся к утверждениям о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, по существу сводятся к несогласию истца с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, правом на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не наделен, выводов суда не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 21 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Клюевой Марины Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.