Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Будаева Владимира Чимитцыреновича на решение мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 августа 2020 г., апелляционное определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 октября 2020 г. по делу N 2-3185/2020 по иску Будаева Владимира Чимитцыреновича к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия о взыскании денежных средств, установил:
Будаев Владимир Чимитцыренович (далее по тексту - Будаев В.Ч.) обратился к мировому судье с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее по тексту - ОПФР по Республике Бурятия) о взыскании денежных средств в размере 20 000 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 октября 2020 г, исковые требования Будаева В.Ч. оставлены без удовлетворения.
Будаев В.Ч. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав, что с 2011 г. не брал справки на льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, поскольку в месте его проживания электрички не ходят, судебные постановления являются незаконными, просит решение мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 августа 2020 г, апелляционное определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 октября 2020 г. отменить.
Лица, участвующие в деле извещены о времени месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Будаеву В.Ч, как инвалиду "данные изъяты" группы, с 20 декабря 2000 г. установлена ежемесячная денежная выплата. В 2005, 2006, 2007, 2008 гг. Будаевым В.Ч. в ОПФР по Республике Бурятия были поданы заявления об отказе от лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения, в связи с чем ежемесячная денежная выплата выплачивалась с учетом отказа от данных услуг.
С заявлением об отказе от бесплатного проезда на железнодорожном транспорте Будаев В.Ч. обратился 16 сентября 2020 г, которое будет действовать с 1 января 2021 г.
В период с 1 января 2009 г. по 16 марта 2020 г. с заявлениями отказе от набора социальных услуг истец в ОПФР по Республике Бурятия, в УФПР в Джидинском районе Республики Бурятия не обращался.
Будаев В.Ч, полагая, что имеет право на получение денежной компенсации в размере 20 000 рублей, поскольку не пользовался социальной услугой в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, предоставленной ему с 2011 г, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, руководствуясь статьями 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", исходил из того, что в силу действующего законодательства отказ от получения социальных услуг носит заявительный характер, для от отказа от получения социальных услуг необходимо обратиться в заявлением в территориальный орган пенсионного фонда, тогда как в период с 1 января 2009 г. по 16 марта 2020 г. Будаев В.Ч. таким правом не воспользовался, с соответствующим заявлением обратился только 16 марта 2020 г.
Районный суд с выводами мирового судьи согласился, дополнительно указал, что требования истца о взыскании с ответчика компенсации в размере 20 000 рублей, рассчитанной с учетом инфляции, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии со пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В то же время, часть 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусматривает, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, путем замены на денежную компенсацию, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). По смыслу абзаца второго части 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ гражданина от получения набора социальных услуг полностью или частично.
В соответствии с частью 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Руководствуясь указанными нормами и установив, что истец, имеющий право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, с заявлением об отказе от набора социальных услуг и замены его в денежном эквиваленте в соответствии с частью 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" до 16 марта 2020 г. не обращался, суды пришли к правильному выводу, что их предоставление в установленном порядке до 1 января 2021 г. являлось обоснованным, оснований для выплаты истцу денежной компенсации вместо набора социальных услуг за этот период у пенсионного фонда не имелось.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Доводы, приведенные Будаевым В.Ч. в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к выражению несогласия с установленными судами обстоятельствами дела и представленными доказательствами, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 августа 2020 г, апелляционное определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Будаева Владимира Чимитцыреновича - без удовлетворения.
Судья И.А. Новожилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.