Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе в составе
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Богдевич Н.В, Раужина Е.Н, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2614/2020 (22RS0068-01-2020-002603-34) по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах Ищенко Людмилы Витальевны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки
по кассационным жалобам Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Раужина Е.Н, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационные жалобы, не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Центрального района города Барнаула в интересах Ищенко Л.В. обратился в суд с настоящим иском к КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ищенко Л.В. является ветераном труда Алтайского края и инвалидом "данные изъяты" группы. С 1 апреля 2008 г. по 31 декабря 2016 г. Ищенко Л.В. предоставлялась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по льготному основанию "ветеран труда" на оплату жилого помещения и по льготному основанию "инвалид "данные изъяты" группы" на оплату коммунальных платежей.
С 1 января 2017 г. Ищенко Л.В. выплата ежемесячной денежной компенсации предоставляется только по основанию "инвалид "данные изъяты" группы", выплата ежемесячной денежной компенсации по основанию "ветеран труда" прекращена на основании статьи 16 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
По мнению прокурора, в силу буквального толкования положения статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" в редакции закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, данная норма распространяются на граждан, относящихся к нескольким категориям льготников по законодательству Алтайского края. Однако, Ищенко Л.В. не относилась одновременно к двум категориям льготников, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты. Таким образом, действия ответчика по прекращению с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Ищенко Л.В. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану, являются незаконными. Получение данной меры социальной поддержки гарантировано ей как ветерану труда Алтайского края Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС.
Прокурор просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Барнаулу, выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Ищенко Л.В. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов"; обязать ответчика предоставить с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. Ищенко Л.В. меру социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС путем выплаты Ищенко Л.В. денежных средств.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 июля 2020 г. исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Ищенко Л.В. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
На КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" возложена обязанность произвести Ищенко Л.В. перерасчет и предоставить меры социальной поддержки путем выплаты денежных средств в счет денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" за период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2020 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 июля 2020 г. оставлено без изменения.
Представителями Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края поданы кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов как незаконных и принятии нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований.
На кассационные жалобы прокурором прокуратуры Алтайского края, участвовавшим в деле, принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ищенко Л.В, представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ищенко Л.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ветераном труда Алтайского края и инвалидом "данные изъяты" группы.
Ищенко Л.В. является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 53, 9 кв.м.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Ищенко Л.В. с 1 января 2017 г. является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (водоотведение, водоотведение ОДН, горячее водоснабжение (вода, подогрев), горячее водоснабжение ОДН (вода), горячее водоснабжение ОДН (вода, подогрев), отопление (центр. без ПУ), холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение (эл. плита), электроснабжение ОДН).
На основании положений Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" как ветеран труда до 1 января 2017 г. истец являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения.
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда Ищенко Л.В. прекращена в связи с вступлением в силу Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что по состоянию на 1 января 2017 г, Ищенко Л.В. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), данные основания не относятся одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной поддержки, пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по прекращению предоставления Ищенко Л.В. с 1 января 2017 г. мер социальной поддержки на основании пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, как ветерану труда.
Принимая во внимание пункт 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Ищенко Л.В. со 2 ноября 2018 г. имеет право на предоставление мер социальной поддержки или как инвалид, или как ветеран труда по своему выбору, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность предоставить Ищенко Л.В. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям и соответствуют исследованным судом доказательствам.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В вводной части Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 10 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий на территории Алтайского края принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов").
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуг и, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2016 г.) при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставлялась по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1 января 2017 г. вступил в силу Закон Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан" (далее - Закон Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС), в котором пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" изложен в новой редакции "гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством".
Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, положение о том, что меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям только по законодательству Алтайского края.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 2 ноября 2018 г, внесены изменения в статью 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно данной статьи в новой редакции гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суды пришли к правомерному выводу, что ограничения установленные пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, распространяются на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены законодательством Алтайского края.
Вместе с тем, поскольку по состоянию на 1 января 2017 г. Ищенко Л.В. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относилась, она имела право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Таким образом, доводы кассационных жалоб о неправильном применении судами норм материального права и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, фактически направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права и установленные судебными инстанциями фактические обстоятельства дела, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Ссылки в кассационных жалобах на судебную практику по аналогичным делам не имеют правового значения, поскольку такие судебные акты не имеют отношения к рассматриваемому спору, были приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем преюдициального значения для разрешения настоящего дела не имеют.
В кассационных жалобах не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда, и нуждающихся в дополнительной проверке.
Иные доводы кассационных жалоб были предметом оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции согласен, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов судов, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем на основании части 3 статьи 390 и части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 июля 2020 г. по гражданскому делу N2-2614/2020 по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах Ищенко Людмилы Витальевны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки.
Председательствующий |
М.В. Лавник |
Судьи |
Н.В. Богдевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.