Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N19RS0001-02-2020-001389-74 (N2-1725/2020) по иску Вергуновой Ларисы Ильиничны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия о признании решения незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
В.Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (далее -УПФР в г. Абакане) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии.
В обосновании требований указала, что решением ответчика от 29 января 2020 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Считает решение незаконным, поскольку осуществляла медицинскую деятельность в государственном автономном учреждении Республики Хакасия "Объединение "Абаканский пансионат ветеранов" (далее - ГАУ "Абаканский пансионат ветеранов"), который ранее именовался Абаканским домом-интернатом для инвалидов и престарелых.
Должности медицинской сестры и лаборанта содержатся во всех Списках должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Просила суд признать незаконным решение ответчика, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, следующие периоды работы: с 10 марта 1989 г. по 14 января 1990 г, с 10 апреля 1990 г. по 14 марта 1995 г, с 5 марта 1996 г. по 9 января 2006 г, с 2 марта 2006 г. по 23 марта 2009 г, с 28 апреля 2009 г. по 12 июля 2009 г, с 12 сентября 2009 г. по 21 января 2020 г. в должности медицинской сестры, лаборанта в ГАУ "Абаканский пансионат ветеранов", период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 января 1990 г. по 9 апреля 1990 г, признать за ней право на досрочное назначение пенсии и обязать ответчика назначить ее с момента обращения - с 22 января 2020 г, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение УПФР в г. Абакане от 29 января 2020 г, возложил на ответчика обязанность включить истцу в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы в качестве медицинской сестры, лаборанта в ГАУ "Абаканский пансионат ветеранов и период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 января 1990 г. по 9 апреля 1990 г, признал за В.Л.И. право на досрочную страховую пенсию по старости с 22 января 2020 г, в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии с 22 января 2020 г. - отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель УПФР в г. Абакане ставит вопрос об отмене решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 июня 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 сентября 2020 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, поскольку спорные периоды работы истца не предусмотрены Списком от 29 октября 2002 г, в котором указаны учреждения социального обслуживания - дом - интернат для престарелых и инвалидов, а такое учреждение как "пансионат ветеранов" не предусмотрено. Учреждение не является лечебно - профилактическим, работодатель не относит указанные периоды к специальному стажу. Период нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в льготный стаж, поскольку это не предусмотрено законом.
Относительно доводов кассационной жалобы В.Л.И, представителем Государственного автономное учреждение Республики Хакасия "Объединение "Абаканский пансионат ветеранов" представлены возражения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 1 августа 1988 г. истец принята в Абаканский дом-интернат для инвалидов и престарелых медицинской сестрой медчасти, 30 апреля 1990 г. переведена на должность лаборанта.
Согласно справке "Абаканский пансионат ветеранов" от 22 июля 2019 г. В.Л.И. действительно работает в пансионате в качестве медицинской сестры с 1 августа 1988 г. по настоящее время на полную ставку, полный рабочий день, полную рабочую неделю.
22 января 2020 г. В.Л.И. обратилась в УПФ РФ в г. Абакане Республики Хакасия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 29 января 2020 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа. При этом засчитано в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, 1 год 0 месяцев 4 дня. Не засчитаны в специальный стаж периоды работы с 10 марта 1989 г. по 14 января 1990 г, с 10 апреля 1990 г. по 14 марта 1995 г, с 5 марта 1996 г. по 9 января 2006 г, с 2 марта 2006 г. по 23 марта 2009 г, с 28 апреля 2009 г. по 12 июля 2009 г, с 12 сентября 2009 г. по 21 января 2020 г. - периоды работы в должности медицинской сестры, лаборанта в ГАУ "Абаканский пансионат ветеранов", так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, от 29 октября 2002 г. N предусмотрены учреждения социального обслуживания: дом-интернат для престарелых и инвалидов, учреждение "пансионат ветеранов" указанным Списком не предусмотрено.
Также из материалов дела следует, что на основании распоряжения Областного исполнительного комитета Хакасской автономной области Красноярского края от 10 марта 1989 г. N-р Абаканский дом-интернат для престарелых и инвалидов переименован в Объединение "Абаканский пансионат ветеранов", что подтверждается справкой ГАУ "Объединение "Абаканский пансионат ветеранов" от 22 июля 2019 г. N, Из сообщения Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 15 августа 2000 г. N следует, что по распоряжению Совета народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края от 10 марта 1989 г. N-р ГУ "Объединение Абаканский пансионат ветеранов" является правопреемником Абаканского дома-интерната.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 октября 2011 г. N "О создании государственных автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений Республики Хакасия" изменено наименование Государственного учреждения Республики Хакасия "Объединение Абаканский пансионат ветеранов" на Государственное автономное учреждение Республики Хакасия "Объединение Абаканский пансионат ветеранов".
Частично удовлетворяя исковые требования В.Л.И. суд первой инстанции, исходил из того, что переименование Абаканского дома-интерната для престарелых и инвалидов в пансионат ветеранов не повлекло изменение целей и функционального направления деятельности учреждения, истец работала в должностях медицинской сестры и лаборанта, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, а потому включил оспариваемые периоды в льготный стаж работы истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия согласилась с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что периоды работы истца в Абаканском пансионате ветеранов в должностях медицинской сестры и лаборанта, предусмотренных соответствующими Списками, подлежат включению в стаж работы по специальности, исходя из фактически осуществляемой истцом лечебной деятельности по охране здоровья населения. Поскольку с учетом включенных периодов льготный стаж истца на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, то у истца на момент обращения к ответчику имелось право на досрочную страховую пенсию.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665, в силу подп. "н" п. 1 которого при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее - Перечень от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Судами правильно указано, что в Списках от 29 октября 2002 г. N 781 и от 22 сентября 1999 г. N 1066 поименованы учреждения социального обслуживания, в том числе, дом-интернат для престарелых и инвалидов (п.п. 31 и 32 соответственно), и должности медицинской сестры и лаборанта в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
В Списке от 6 сентября 1991 г. N 464 поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Проанализировав уставы Абаканского пансионата ветеранов за 1995, 1998, 2005, 2009, 2011 годы, в которых указано, что данное учреждение является медико-социальным, предназначено для постоянного и временного проживания престарелых граждан, инвалидов 1 и 2 групп и детей-инвалидов, нуждающихся в уходе, основными целями его деятельности являются, в том числе, мероприятия по медико-социальной реабилитации инвалидов с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной, профессиональной деятельности, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий; лицензии, выданные Абаканскому пансионату ветеранов на осуществление медицинской деятельности, начиная с 2000 г, в том числе, на лабораторную диагностику, оказание доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи; положение об организации медицинского обслуживания в Абаканском пансионате ветеранов, в соответствии с которым в учреждении осуществляются первичная медицинская помощь, лечение хронических заболеваний по назначению соответствующих специалистов, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (п. 17 постановления Пленума), суды пришли к правильному выводу о том, что при переименовании в 1989 году Абаканского дома-интернат для престарелых и инвалидов в Объединение "Абаканский пансионат ветеранов", а
впоследствии в 2011 году - в Государственное автономное учреждение Республики Хакасия "Объединение Абаканский пансионат ветеранов" изменение целей и функционального направления деятельности учреждения не произошло, в данном учреждении сохранился прежний характер профессиональной деятельности медицинских работников.
Установив, что характер и функции, осуществляемой истцом работы в спорный период идентичны функциональным обязанностям по занимаемой должности, целям, задачам и направлению деятельности Дома- интерната для престарелых и инвалидов, а учреждение фактически является домом-интернатом для престарелых и инвалидов, суды пришли к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы кассатора об отсутствии у истца права на включение в стаж периода работы с 1 января 1992 г. по 1 ноября 1999 г. в должности медицинской сестры ГАУ "Объединение "Абаканский пансионат ветеранов", не может являться основанием для отмены судебных актов, поскольку указанные доводы были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который, учитывая требования закона, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и конкретные обстоятельства дела, в том числе характер и специфику работы истца в указанном учреждении, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности, направления деятельности учреждения, вопреки доводам жалобы, правомерно пришел к выводу о том, что указанный период работы подлежит зачету в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Определяя наличие (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, суд кассационной инстанции должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанций, нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.