Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-121/2020 по иску Бадуева Валерия Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бадуев Валерий Васильевич (далее-Бадуев В.В, истец) обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) Иркутской области (далее-УПФР, пенсионный орган, ответчик), с учетом уточнения исковых требований, в обоснование заявленных требований указал следующее. 6.11.2018 г. истцу была назначена досрочная страховая пенсия в связи с работой в органах противопожарной охраны.
15.05.2020 г. решением N ответчиком было отказано в праве на пенсию, в связи с не включением периодов работы в пожарной части в стаж, дающий право на пенсию. Ответчиком не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период работы с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г. и с 01.05.2005 г. по 31.07.2007 г. в Баяндаевской пожарной части Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в должности пожарного. С решением ответчика истец не согласен, так как проработал не менее 25 лет в должностях в государственной противопожарной службе, стаж с 01.01.2002 г. по 31.07.2007 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
На основании изложенного Бадуев В.В. просил суд признать незаконным решение N от 15.05.2020 г, отменив его. Обязать ответчика включить в стаж работы с 01.01.2002 г. по 31.07.2007 г. в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 06.11.2018 г, с зачетом сумм страховой пенсии, выплаченных ему с 06.11.2018 г. по 07.11.2019 г. Взыскать с Ответчика судебные расходы по оплате госпошлины и расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены частично. решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N от 15.05.2020 г. в части отказа во включении Бадуеву В.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода трудовой деятельности с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г, признано незаконным. На ответчика возложена обязанность зачесть Бадуеву В.В. период трудовой деятельности с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". С ответчика в пользу Бадуева В.В. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Апелляционным определением Иркутского областного суда от 28 сентября 2020 года постановлено:
решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 июня 2020 г. по данному гражданскому делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании включить период работы с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г. в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, принять в отмененной части новое решение.
Исковые требования Бадуева В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) об обязании включить период работы с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г. в специальный стаж, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) включить период работы с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) назначить Бадуеву В.В. досрочную страховую пенсию по старости с 06.11.2018, с зачетом сумм страховой пенсии, выплаченных Бадуеву В.В. с 06.11.2018 г. по 07.11.2019 г.
В остальной части решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 июня 2020 г. по данному делу оставить без изменения.
Ответчик обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что такие нарушения не были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 179-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 1 января 2015 г. вступил в силу ФЗ "О страховых пенсиях.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 2 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В указанном списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий, стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указаны, в том числе должности пожарный (боец, респираторщик); командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда.
На основании ч. 3 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 11 указанного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы были закреплены в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01.01.2015.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения ответчика N от 15.05.2020 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, стаж истца на соответствующих видах работ включены периоды с 15.10.1993 г. по 19.01.1998 г.; с 23.01.1998 г. по 31.12.2001 г.; 01.08.2007 г. по 20.10.2013 г.; с 29.10.2013 г. по 05.11.2018 г.
Из трудовой книжки истца усматривается, что истец 15.10.1993 г. принят на должность пожарного в Эхирит-Булагатскую пожарную часть, 19.01.1998 г. уволен по собственному желанию. 23.01.1998 г. принят в штат Баяндаевской ПЧ на должность пожарного, 12.02.2003 г. переведен в Баяндаевскую ПЧ отдела государственной противопожарной службы МЧС России У-ОБАО, 14.07.2004 г. переведен в Баяндаевскую ПЧ Управления по делам ГО и ЧС УОБАО на должность пожарного, 12.05.2005 г. переведен в Баяндаевскую ПЧ центра по делам ГО ЧС и ПБ УОБАО на должность командира отделения, 01.07.2006 г. переведен в ОГУ Баяндаевская ПЧ ГПС МЧС России по УОБАО на должность командира отделения, 01.08.2007 г. уволен переводом к другому работодателю, 01.08.2007 г. принят переводом на должность командира отделения в Пожарную часть ГПС N МЧС России, 31.12.2008 г. уволен переводом к другому работодателю, 01.01.2009 г. принят в ПЧ N (по охране "адрес") на должность командира отделения. 30.12.2011 г. Государственное учреждение "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (ФГКУ "12 отряд ФПС по Иркутской области"). 01.05.2013 г. переведен на должность пожарного (бойца) пожарной части N (по охране "адрес"). 01.04.2016 г. пожарная часть N (по охране "адрес") переименована в пожарно-спасательную часть N (по охране "адрес"), 30.08.2016 г. наименование должности "пожарный (боец) 3 класса переименовано на "пожарный 3 класса".
Согласно справке о преобразованиях пожарной части N (по охране "адрес") пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы N Главного управления МЧС России по Иркутской области (с 01.01.1994 по 01.07.2019) за N от 02.12.2019 г, следует, что с 01.01.1994 - Баяндаевская часть пожарной охраны (р. "адрес") Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с 01.01.2002 - Баяндаевская пожарная часть Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО - передача ГПС МВД России в ведение МЧС России; с 01.07.2003- Баяндаевская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО - реорганизация; с 12.05.2005- Баяндаевская пожарная часть Центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности УОБАО - реорганизация; с 01.07.2006 - Окружное государственное учреждение "Баяндаевская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО - переименование; с ДД.ММ.ГГГГ - Пожарная часть ГПС N МЧС России по Баяндаевскому району.
Согласно справке, подтверждающей условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии от 13.02.2020 г. N, выданной ГУ МЧС России по Иркутской области, Бадуев В.В. работал:
- с 15.10.1993 г. по 19.01.1998 г. в Эхирит-Булагатской пожарной части пожарной охраны Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (пос. Усть-Ордынский) в качестве пожарного ПЧ.
- с 23.01.1998 г. по 12.02.2003 г. в Эхирит-Булагатской пожарной части пожарной охраны Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (пос. Усть-Ордынский) в качестве пожарного.
- с 12.02.2003 г. по 14.07.2004 г. в Баяндавской ПЧ Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО (пос. Усть-Ордынский) в качестве пожарного.
- с 14.07.2004 г. по 12.05.2005 г. в Баяндаевской ПЧ Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО в качестве пожарного.
- с 12.05.2005 г. по 01.07.2006 г. в Баяндаевской ПЧ Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности УОБАО в качестве командира отделения.
- с 01.07.2006 г. по 09.08.2007 г. в Окружном государственном учреждении "Баяндаевская ПЧ Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО" в качестве командира отделения.
- с 10.08.2007 г. по 31.12.2008 г. в ПЧ ГПС N2 МЧС России по Баяндаевскому району в качестве командира отделения.
- с 01.01.2009 г. по 01.05.2013 г. в Федеральном государственном казенном учреждении "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" в качестве командира отделения.
- с 01.05.2013 г. по 06.04.2015 г. в ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" в качестве пожарного (бойца) ПЧ-46 (по охране п. Баяндай)
- с 06.04.2015 г. по 01.04.2016 г. в ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" в качестве пожарного (бойца) 3 класса ПЧ-46 (по охране п. Баяндай).
- с 30.08.2016 г. по 30.06.2019 г. в ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" в качестве пожарного 3 класса ПЧ-46 (по охране п. Баяндай).
- с 01.07.2019 г. по настоящее время в ГУ МЧС России по Иркутской области в качестве пожарного 3 класса ПСЧ-46 (по охране п. Баяндай) пожарно-спасательного отряда N 2.
Характер работы полный восьмичасовой рабочий день.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Истца, Бадуев В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 27.02.2001 г. За период с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г, с 01.05.2005 г. по 31.07.2007 г. проставлен код 28-ПЖ.За период с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г, с 01.05.2005 г. по 31.07.2007 г. проставлен код 28-ПЖ.
Согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 2п (ред. от 13.06.2019) "Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2017 N 45509) с 01.01.2002 по 31.12.2008 г. код 28-ПЖ означает особые условия труда, предусмотренные подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части, суд первой инстанции, дав оценку представленным в материалы доказательствам, руководствуясь положениями ФЗ "О страховых пенсиях" пришел к выводу о том, что в спорный период с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г. служба истца проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, спорный период трудовой деятельности с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с данным выводом суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным, поскольку он постановлен на основе всестороннего анализа совокупности собранных по делу доказательств, основан на правильном применении норм материального права.
Доводы пенсионного органа о том, что в спорные периоды работы истец работал в учреждении, которое относится к противопожарной службе субъекта Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклонены и признаны несостоятельными.
При этом суд апелляционной инстанции указала, что исходя из анализа законодательства, регулирующего спорные правоотношения, представленных в материалы дела доказательств, в спорный период с 01.01.2002 г. по 30.04.2005 г. истец работал в Баяндавской пожарной части Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО, выполняющей функции территориального органа управления Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) работодатель кодирует работу Бадуева В.В. в спорный период как работу, дающую право на досрочную страховую пенсию по старости.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об отказе истцу о включении периода его работы в специальный стаж с 01.05.2005 по 31.07.2007, исходя из того, что в указанный период истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, а период 01.08.2008 зачтен ответчиком в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, исходя из следующего.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из ст. 3 (абзацы первый - третий) Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1- 18 части 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Из лицевого счета застрахованного лица Бадуева Валерия Васильевича, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования 27.02.2002, следует, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорный период, а именно с 01.05.2005 по 31.07.2007 представлен работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий труда 27-ПЖ (подп. 18 п. 1 ст. 27). Пенсионный орган, фактически признав, что спорный период включается в стаж, дающий истцу право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, с 06.11.2018 назначил истцу досрочную пенсию по старости, производил выплату пенсии по старости до 07.11.2019. Учитывая, что письменных доказательств, опровергающих достоверность указанных сведений в лицевом счете застрахованного лица Бадуева Валерия Васильевича, материалы дела не содержат, работодателем данные лицевого счета истца не корректировались, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что спорный период работы Бвдуева В.В. с 01.05.2005 по 31.07.2007 ответчиком необоснованно исключен из специального стажа истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая, что общий стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом, и периодов, подлежащих зачету по решению суда, составил 25 лет на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 06.11.2018, то у ответчика не имелось оснований для прекращения истцу выплаты пенсии с 07.11.2019.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование закона, оспаривание выводов судов и переоценку собранных по делу доказательств, содержат собственную оценку указанных обстоятельств, в связи с чем, повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не могут.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении жалобы суд кассационной инстанции не вправе в том числе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции; предрешать вопросы о достоверности или недостоверности доказательств, преимуществе одних доказательств перед другими; принимать дополнительные доказательства.
Оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанции. Суд кассационной инстанции правом оценки представленных сторонами доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы заявителя фактически повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, по существу сводится к несогласию с принятыми по делу судебным актом суда первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность апелляционного определения, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой доказательств и установленными по делу обстоятельствами не может быть признано основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку нарушений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.