Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-381/2020 по иску Рожина Юрия Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении (выплате) пенсии, назначении досрочно страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения ? Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 11 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 октября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рожин Юрий Петрович (далее-Рожин Ю.П, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее - УПФР, пенсионный орган, ответчик), в котором просил:- признать незаконным решение УПФР N от 06.02.2019 г.; - обязать УПФР включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с 19.07.1982 г. по 01.04.1983 г. (8 месяцев 14 дней), с 17.06.1987 г. по 11.10.1989 г. (2 года 3 месяца 25 дней), с 29.08.1990 г. по 08.07.1994 г. (3 года 10 месяцев 10 дней), с 27.03.1997 г. по 30.04.1997 г. (1 месяц 4 дня), с 01.11.1997 г. по 30.04.1998 г. (5 месяцев 30 дней), с 18.05.1998 г. по 30.06.1998 г. (1 месяц 13 дней), с 16.07.1998 г. по 31.07.1998 г. (16 дней), с 14.08.1998 г. по 18.08.1998 г. (5 дней), с 17.11.1998 г. по 22.01.1999 г. (2 месяца 6 дней), с 23.01.1999 г. по 17.03.1999 г. (1 месяц 23 дня), с 01.04.1999 г. по 01.06.1999 г. (2 месяца 1 день), с 02.06.1999 г. по 31.07.1999 г. (1 месяц 30 дней), с 10.08.1999 г. по 04.07.2000 г. (10 месяцев 25 дней) в должности каменщика в бригаде каменщиков и назначить пенсию по старости досрочно с 28.01.2019 г.
В обоснование иска указано, что 28.01.2019 г. Рожин Ю.П. обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ НО страховых пенсиях, в связи с работой в качестве каменщика.
Решением ответчика от 6.02.2019 г. N в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему было отказано, так как по подсчётам ответчика отсутствует необходимая продолжительность льготного стажа, на дату подачи заявления.
Истец считает, что решение ответчика нарушает его право на досрочную пенсию.
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 11 июня 2020 года исковые требования Рожина Ю.П. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР N от 06.02.2019 г. в части не включения в специальный стаж периодов работы в качестве каменщика: с 19.07.1982 года по 01.04.1983 года; с 17.06.1987 года по 11.10.1989 года; с 27.03.1997 года по 30.04.1997 года; с 01.11.1997 года по 30.04.1998 года; с 18.05.1998 года по 30.06.1998 года; с 16.07.1998 года по 31.07.1998 года; с 14.08.1998 года по 18.08.1998 года; с 17.11.1998 года по 22.01.1999 года; с 23.01.1999 года по 17.03.1999 года; с 01.04.1999 года по 01.06.1999 года; с 02.06.1999 года по 31.07.1999 года; с 10.08.1999 года по 04.07.2000 года, в качестве каменщика-монтажника с 29.08.1990 года по 08.07.1994 года.
На УПФР возложена обязанность включить в страховой стаж на работах с тяжелыми условиями труда периоды: в качестве каменщика с 19, 07.1982 года по 01.04.1983 года; с 17.06.1987 года по 11.10.1989 года; с 27.03.1997г ода по 30.04.1997 года; с 01.11.1997 года по 30.04.1998 года; с 18.05, 1998 года по 30.06.1998 года; с 16.07.1998 года по 31.07.1998 года; с 14.08.1998 года по 18.08.1998 года; с 17.11.1998 года по 22.01.1999 года; с 23.01.1999г ода по 17.03.1999 года; с 01.04.1999 года по 01.06.1999 года; с 02.06.1999г ода по 31.07.1999 года; с 10.08.1999 года по 04.07.2000 года; в качестве каменщика-монтажника с 29.08.1990 года по 08.07.1994 года.
На УПФР возложена обязанность назначить Рожину Ю.П. досрочную страховую пенсию по старости.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 октября 2020 года постановлено:
Решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 11 июня 2020 года оставить без изменения, уточнив его резолютивную часть указанием на возложение обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) назначить Рожину Ю.П. досрочную пенсию по старости с 28.01.2019 г.
Ответчик обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.01.2019 г Рожин Ю.П. обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (тяжелые условия труда).
Решением пенсионного органа от 6.02.2019 г. N в назначении пенсии Рожину Ю.П. отказано ввиду отсутствия необходимого (12 лет 6 месяцев) стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В специальный стаж Рожина Ю.П. не включены периоды его работы, дающие право на назначение досрочной пенсии, в качестве каменщика с 19.07.1982 г. по 01.04.1983 г, с 17.06.1987 г. по 11.10.1989 г. с 29.08.1990 г. по 08.07.1994 г, с 27.03.1997 г. по 30.04.1997 г, с 01.11.1997 г. по 30.04.1998 г, с 18.05.1998 г. по 30.06.1998 г, с 16.07.1998 г. по 31.07.1998 г, с 14.08.1998 г. по 18.08.1998 г, с 17.11.1998 г. по 22.01.1999 г, с23.01.1999 г. по 17.03.1999 г, с 01.04.1999 г. по 01.06.1999 г, с 02.06.1999 г. по 31.07.1999 г. и с 10.08.1999 г. по 04.07.2000 г, поскольку документально не подтверждена постоянная занятость истца в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Рожина Ю.П. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что характер работы Рожина Ю.П. связан с тяжелыми условиями труда, в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, период его работы подтвержден записями в его трудовой книжке, являющейся основным документом о трудовой деятельности работника, а также представленными письменными доказательствами.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680) Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют в том числе мужчины-каменщики, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Признавая решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Рожина Ю.П. о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, обоснованным и законным, суд апелляционной инстанции указал на наличие документального подтверждения работы Рожина Ю.П. с тяжелыми условиями труда в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, при этом уточнив дату назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 28.01.2019 года.
При этом на дату обращения 28.01.2019 года в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - Рожин Ю.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не достиг возраста 55 лет, что не было учтено судом апелляционной инстанции в нарушение положений п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Стаж работы Рожина Ю.П. с тяжелыми условиями труда зачтен пенсионным органом в размере 2 года 9 месяцев 6 дней. Стаж работы Рожина Ю.П. с тяжелыми условиями труда зачтенный решением суда первой инстанции составил 9 лет 2 месяца 23 дня. Итого общий стаж работы Рожина Ю.П. с тяжелыми условиями труда составил - 11 лет 11 месяцев 29 дней, при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев, при наличии страхового стажа 24 года 1 месяц 19 дней, при требуемом страховом стаже - 25 лет, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанций в нарушение положений п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Между тем, представленные документальные доказательства по делу - трудовая книжка на имя истца, копии приказов, архивные справки не содержат документального подтверждения создания бригад каменщиков и полной занятости Рожина Ю.П. на работах в указанной бригаде.
Суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции указал, что в подтверждение бригадного характера работы истца в МПМК "Красноозерская-2" представлена копия приказа N от 28.11.1988 года о разделении учащихся в бригады каменщиков, о премировании приказ N от 27.04.1988 года, в том числе каменщиков.
Однако отдел архивной службы Краснозерского района в справке от 15.05.2020 не подтверждает издание этих приказов в отношении Рожина Ю.П, также не установлено что истец значился в бригадах в данной организации, не имеется подтверждения бригадного метода работы.
При этом наличие кода льгот в сведениях персонифицированного учета является необходимым условием для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
При разрешении спора пенсионным органом были представлены перечни по ЗАО "МПМК Краснозерская-2" за 1998, 1999, 1 полугодие 2000 года, П полугодие 2000 года, их которых следует, что должности "каменщика" в перечне нет, в списках Рожин Ю.П. не значится.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что данные доказательства, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о том, что работодателем не подтвержден факт выполнения работы в специальных условиях труда Рожиным Ю.П.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции неверно был установлен круг допустимых доказательств в подтверждение характера работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
При вынесении определения судом апелляционной инстанции, указанные обстоятельства учтены не были, судом был неверно применен закон к спорным отношениям закон, подлежащий применению, вследствие чего суд пришел к ошибочному выводу о наличии у Рожина Ю.П. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Устанавливая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за лицами, постоянно работавшими каменщиками в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, законодатель учитывал особенности технологического процесса работы каменщиков в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. Работа каменщика в бригаде (звене) каменщиков является показателем льготного характера работы.
Указание суда апелляционной инстанции на то, что о постоянной занятости Рожина Ю.П. в бригаде каменщиков, поскольку поминаемый в приказах термин строительная площадка, строительная бригада, наличие приказов в отношении других лиц, также работающих в организациях по профессии каменщик, не свидетельствуют о том, что в спорные периоды истец работал в профильных строительных организациях, осуществляющих капитальное строительство объектов, возможное только при наличии бригады каменщиков, поскольку письменные доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды Рожин Ю.П. работал каменщиком в бригаде каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (приказы о создании бригады каменщиков, наряды на выполненные работы для каменщиков с указанием производимых работ, должностные инструкции, выписки из штатных расписаний) и выполнял работы в данных условиях не менее 80% в деле отсутствуют.
Таким образом, выводы судов о включении спорного периода работы Рожина Ю.П. в должности каменщика в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, как подтвержденный недопустимыми средствами доказывания, не основан на законе.
Также заслуживают внимания доводы кассационной жалобы ответчика в части зачета в стаж Рожина Ю.П. судом апелляционной инстанции периода с 06.05.1983 по 29.5.1985 - прохождения военной службы по призыву в тройном размере.
В период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, было определено, что в общий стаж работы зачитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з");
обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подпункт "и");
служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОПТУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, Министерства охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, Министерства внутренних дел союзных республик, служба в органах милиции, пребывание военнослужащего в плену засчитывается в установленном порядке (подпункт "к").
при назначении пенсии по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
При этом, п. п. 3, п. 4, ст. 30 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж включались периоды службы в Вооруженных Силах РФ, в том числе в Вооруженных Силах бывшего СССР.
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", было определено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляют в льготном порядке:
воинская служба по призыву - в двойном размере.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, регламентируется Законом N 4468-1.
В соответствии со ст. 1 указанного закона его нормы распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, других формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, и семьи этих лиц.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного закона, определяется Правительством РФ.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ, утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
В п. 3 указанного Порядка исчисления выслуги лет поименованы периоды службы, подлежащие включению в выслугу лет при назначении пенсии в льготном порядке, в том числе периоды службы в боевых действиях, непосредственного участия в контртеррористической операции, подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом и пр.
В соответствии с абз. 1 п. 5 Порядка исчисления выслуги военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, периоды службы по призыву не могут быть отнесены к периодам, предусмотренным п. 3 Порядка, подлежащим включению в выслугу лет в льготном порядке.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее Закон N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (ч. 1). Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2).
Между тем, Закон N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
При этом Законом N 4468-1 и Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Так, ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1. действовавшего до 01 января 2002 года, предусмотрено включение в общий трудовой стаж в льготном порядке периодов военной службы по призыву (в двойном размере), а в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий - в тройном размере.
Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", вступившего в силу с 01 января 2002 года.
Кроме того, как следует из п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 года N 5481/1-1 о порядке введения в действие указанного закона, при применении ч. 2 ст. 2 Закона N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Данные положения норм материального права не были учтены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора.
Выводы суда апелляционной о том, что факт участия в боевых действиях подтвержден справкой военного комиссариата, из которой следует, что Рожин Ю.В. будучи призванным на военную службу по призыву, в период с 06.05.1983 по 29.05.1985 в составе в/ч пп. 17755 принимал участием в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан по мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции нельзя признать правильным, поскольку факт непосредственного участия в боевых действиях может быть подтвержден лишь соответствующими средствами доказывания, к которым относятся приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, свидетельствующие о выполнении истцом служебно-боевых задач на соответствующей территории в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Данные приказы Рожиным Ю.П. суду представлены не были.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, так как они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение норм материального и процессуального права может быть исправлено только посредством отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 ноября 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.