Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Кожевниковой Л.П. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2020-000144-47 (2-808/2020) по иску Иванчей С.И. к государственному автономному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая поликлиника N", Министерству здравоохранения Кузбасса о взыскании расходов на приобретение лекарств, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Иванчей С.И. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения представителя Министерства здравоохранения Кузбасса Линкевич А.А. и представителей государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" Гилевой О.В. и Постниковой Н.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванчей С.И. обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" (далее также - ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N"), Министерству здравоохранения Кузбасса о взыскании расходов на приобретение лекарств, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал на то, что ему, перенесшему инфаркт миокарда, в период амбулаторного лечения в ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" не выдавали жизненно необходимые лекарства, которые по назначению врачей- "данные изъяты" должны были бесплатно предоставляться в течение шести месяцев для лечения заболевания.
В связи с "данные изъяты". После выписки из стационара и прохождения реабилитации ему был выдан выписной эпикриз от 9 апреля 2019 г. В этот же день он обратился в ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N", где ему заведующим терапевтическим отделением предложено было прийти к "данные изъяты" в другой день по записи, а лекарства купить за свой счет, поскольку оформление рецептов осуществляется после врачебной комиссии, получение лекарств в льготной аптеке, расположенной в поликлинике N, осуществляется на третий день после назначения.
9 апреля 2019 г. он приобрел за свой счет необходимые лекарственные препараты.
Истец соблюдал назначения врачей на амбулаторном лечении, принимал назначенные лекарственные препараты.
В связи с ухудшением состояния "данные изъяты" была проведена корректировка лечения.
Сотрудниками ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" выписанные рецепты на препараты истцу не выдавались, несвоевременно и не в полном объеме производилась выписка и выдача лекарственных препаратов, назначенных кардиологами. Также заменяли назначенные лекарственные препараты на более "дешевые".
В результате неправомерных действий он был лишен возможности использовать свое законное право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми по жизненным показаниям и тем самым был вынужден приобретать лекарственные препараты за свой счёт.
С учетом уточнения исковых требований просил:
1. Обязать ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" оформить льготные рецепты на лекарственные препараты: " "данные изъяты"
2. Взыскать с ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" в его пользу расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 37 610 руб.;
3. Взыскать с ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" в его пользу компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.;
4. Обязать Министерство здравоохранения Кузбасса обеспечить поступление в аптеку лекарственного препарата " "данные изъяты"" дозировкой 60 мг и выдачу в аптеке по рецепту;
5. Взыскать с Министерства здравоохранения Кузбасса компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 25 мая 2020г. Министерство здравоохранения Кузбасса привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 8 июня 2020 г. исковые требования Иванчей С.И. к ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N5", Министерству здравоохранения Кузбасса о взыскании расходов на приобретение лекарств, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без удовлетворения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Иванчей С.И. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово от 8 июня 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2020 г, как незаконных.
Представителями ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" Постниковой Н.В. и Министерства здравоохранения Кузбасса Линкевич А.А. принесены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку не имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела указанных оснований для отмены либо изменения судебных постановлений не усмотрела, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно медицинской карте N, Иванчей С.И. в период с 18 марта 2019 г. по 26 марта 2019 г. находился на лечении в ГБУЗ КО "Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" с диагнозом: "данные изъяты"
Согласно выписному эпикризу из медицинской карты N за период стационарного лечения в отделении "данные изъяты" и реабилитации (II этап медицинской реабилитации) Иванчей С.И. в период с 26 марта 2019 г. по 9 апреля 2019 г. находился на лечении с диагнозом: "данные изъяты"
19 сентября 2019 г. Иванчей С.И. установлена "данные изъяты", что подтверждается справкой N.
Из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях N, следует, что Иванчей С.И. 11 апреля 2019г. обратился в ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" на прием к участковому врачу- "данные изъяты". Согласно протоколу врачебной комиссии N, 11 апреля 2019 г. врачебной комиссией принято решение выписать Иванчей С.И. льготные лекарственные препараты согласно выписке из ГБУЗ КО КОККД им академика Л.С. Барбараша, с учетом реестра рецептов (медицинская карта N).
По сведениям о лекарственных средствах, выписанных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, Иванчей С.И. 11 апреля 2019 г. выписаны лекарственные средства: " "данные изъяты"
Из реестра рецептов льготного лекарственного обеспечения следует, что 11 апреля 2019 г. Иванчей С.И. отпущены лекарственные препараты: " "данные изъяты"
Согласно распоряжению Правительства от 10 декабря 2018 г. N273 8-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год лекарственные препараты "данные изъяты"" не входят, следовательно, не подлежат льготному лекарственному обеспечению и приобретались Иванчей С.И. самостоятельно.
После перенесенного 18 марта 2019 г. "данные изъяты" Иванчей С.И, в течение первых 6-ти месяцев имел право на льготное лекарственное обеспечение, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" за счет средств областного бюджета. Своим правом истец воспользовался. С 16 апреля 2019 г. по 20 сентября 2019 г. им получено медикаментов по 26 льготным рецептам на сумму 3 009, 13 руб.
В связи с наличием признаков стойкой утраты трудоспособности, с 25 октября 2019 г. Иванчей С.И. приобрел право на льготное лекарственное обеспечение, согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178 "О государственной социальной помощи" за счет средств федерального бюджета. С 30 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. истцом получено медикаментов по 17 льготным рецептам на сумму 14 725, 8 руб.
Выписка и назначение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Курс лечения и предоставления пациенту рецептов для обеспечения необходимыми лекарственными препаратами относится исключительно к компетенции лечащего врача.
Таким образом, документом, подтверждающим право на бесплатное получение необходимых лекарственных препаратов в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
Согласно данным реестра отпущенных рецептов за период с апреля 2019г. по декабрь 2019 г. и данным реестра отпущенных рецептов с января 2020 г. по июнь 2020 г. истец был обеспечен лекарственными препаратами по выписанным ему рецептам.
На основании письма департамента охраны здоровья населения Кемеровской области (переименован в Министерство здравоохранения Кузбасса) от 27 января 2020 г. N 265, главным областным специалистом кардиологом Макаровым С.А. проведен анализ медицинских документов по случаям госпитализации в отделения кардиодиспансера и посещения поликлиники.
Согласно заключению областного специалиста "данные изъяты", Макарова С.А, "данные изъяты"" относятся к одной группе препаратов с одинаковыми показаниями к назначению. Оба входят в список жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов и были рекомендованы как взаимозаменяемые при выписке пациента после хирургического вмешательства (18 марта 2019 г). Замена одного препарата на другой предусмотрена существующими международными клиническими рекомендациями, описана в медицинской литературе и не является дефектом медицинской помощи. Решение о замене принимает лечащий врач на основании совокупности социальных и клинических данных для каждого пациента, независимо от рекомендаций других врачей стационара или поликлиники. В данном случае при замене " "данные изъяты"" дефекта оказания медицинской помощи нет.
Одновременное назначение "данные изъяты" не является абсолютным противопоказанием и не является дефектом оказания медицинской помощи. Анализ клинических данных не выявил данных за ухудшение самочувствия и причинно-следственных связей при применении вышеуказанных препаратов. Ухудшение самочувствия истца может быть прежде всего обусловлено тяжестью и закономерным течением основного и сопутствующих заболеваний.
Таким образом, согласно заключения областного специалиста, в результате анализа документации, дефектов в оказании медицинской помощи Иванчей С.И. выявлено не было, медицинская помощь на стационарном и амбулаторном этапе Истцу была оказана в соответствии с современными клиническими рекомендациями и стандартами.
Согласно сведениям о лекарственных средствах, выписанных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, реестром рецептов с даты обращения Иванчей С.И. в ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" - 11 апреля 2020 г, ему были оформлены рецепты на льготные лекарственные препараты, которые истцу предоставляются и по настоящее время. Как следует из журнала отказов от получения лекарственного препарата определенного торгового наименования, 19 февраля 2020 г. представитель истца Иванчей С.И. Бохан Г.И. отказалась от лекарственных препаратов - " "данные изъяты"", с указанием причины отказа: предоставление лекарственных средств иного торгового наименования и назначения.
По заявлениям и обращениям Иванчей С.И. в различные контролирующие органы (Минздрав Кузбасса, Росздравнадзор, страховая медицинская организация), суть требований которых была аналогична исковому заявлению и уточнениям, контролирующими органами проводились документарные проверки ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N". Нарушений в оказании медицинской помощи и обеспечении льготными лекарственными препаратами Иванчей С.И. не выявлено.
Установив приведенные выше обстоятельства, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца Иванчей С.И. не было необходимости в покупке лекарственных препаратов за свой счет, с учетом своевременного получения их в поликлинике, покупка лекарственных препаратов является лишь волеизъявлением истца.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального от 21 ноября 2011 г. N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. По пункту 3 статьи 10 этого федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с указанным законом.
Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ О государственной социальной помощи").
В силу части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ О государственной социальной помощи" в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
В соответствии с абзацем 2 статьи 6 приказа Минздрава России от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункт 1), организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (пункт 7), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона (пункт 10).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).
В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании, медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню, право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно первые шесть месяцев имеют граждане с заболеванием "данные изъяты"
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую ~ медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения, участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Руководствуясь в том числе приведенными нормами материального права, на основании исследованных доказательств в том числе заключения областного специалиста, медицинских документов суды дефектов в оказании медицинской помощи Иванчей С.И. не установили. Напротив установили, что медицинская помощь на стационарном и амбулаторном этапе истцу была оказана в соответствии с современными клиническими рекомендациями и стандартами.
Судами установлено, что Иванчей С.И, являясь инвалидом по заболеванию обеспечивается льготными лекарственными препаратами в соответствии Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ О государственной социальной помощи" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 2323-р "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения". В соответствии с названными нормативными документами лекарственные препараты по бесплатным рецептам выписываются лечащем врачом строго по медицинским показаниям. Истцу 12 декабря 2019 г. рекомендовано: " "данные изъяты"
Все оформленные рецепты на льготные лекарственные препараты истцом получены в аптеке учреждения. Фактов отказов в выдаче льготных лекарственных средств Иванчей С.И. судами не установлено. Вместе с тем установлен отказ 20 февраля 2020 г. от получения лекарственного препарата определенного торгового наименования представителем истца Бохан Г.И, входящих в список ЖНЛВП: " "данные изъяты"
Относительно назначения "данные изъяты" препарата "данные изъяты"", а в поликлинике выдали рецепты на препарат " "данные изъяты"" судами установлено, что замена одного препарата на другой предусмотрена существующими международными клиническими рекомендациями и не является дефектом медицинской помощи.
Обоснованность использования " "данные изъяты"" подтверждается также клиническими рекомендациями от 2020 г. " "данные изъяты"".
Относительно замены " "данные изъяты"" судами установлено, что эти препараты относятся к одной группе лекарственных средств с одинаковыми показаниями для лечения и профилактики "данные изъяты".
В требовании истца об обязании ГАУЗ КО "Кемеровская городская клиническая поликлиника N" оформить льготные рецепты на лекарственные препараты: "данные изъяты" об обязании Министерства здравоохранения Кузбасса обеспечить поступление в аптеку лекарственного препарата "данные изъяты"" дозировкой 60 мг и выдачу в аптеке по рецепту на будущее судами отказано, поскольку не основаны на законодательстве в том числе статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установив обстоятельства дела, суды пришли к выводу о том, что требования истца Иванчей С.И. о взыскании расходов в размере 37 610, 74 руб. на приобретение лекарств и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствуют виновные действия ответчиков.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы жалобы о том, что судом первой и апелляционной инстанций не в полном объёме исследованы материалы дела, не созданы условия для установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, были предметом проверки суда апелляционной инстанции, которые были отклонены как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, не подтверждены надлежащими доказательствами.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы в том числе со ссылкой на доказательства фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами не допущено.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются, то ходатайство Иванчей С.И. о принятии, приобщении и оглашении обращение его представителя к руководителю ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области не подлежит удовлетворению.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванчей С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.