Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Кожевниковой Л.П. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0013-01-2020-00436-26 (2-558/2020) по иску Нифантьева В.М. к Управлению социальной защиты населения администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% общей платы за содержание жилого помещения, обязании предоставлять компенсацию расходов на оплату жилого помещения в размере 50% общей платы за содержание жилого помещения, произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения за период
по кассационной жалобе Нифантьева В.М. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 26 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нифантьев В.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным отказ в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% общей платы за содержание жилого помещения, обязании предоставлять компенсацию расходов на оплату жилого помещения в размере 50% общей платы за содержание жилого помещения, произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения за период.
В обоснование заявленных требований указал на то, что он является инвалидом N группы, ветераном труда, имеет в собственности N доли в праве собственности на квартиру, расположенную в "адрес". Доля в размере N принадлежит его дочери Нифантьевой Т.В.
Он зарегистрирован по указанному адресу с 18 апреля 1995 г. Нифантьева Т.В. (дочь), Нифантьев И.В. (внук) и Неяскина К.А. (внучка) зарегистрированы в квартире с октября 2019 года.
При этом Нифантьева Т.В, Нифантьев И.В. получили временную регистрацию в "адрес" с 24 октября 2019 г. по 19 апреля 2020 г, где и проживают. Неяскина К.А. проживает в "адрес" в арендованной квартире по "адрес"
Он фактически проживает в квартире один, о чем составлен акт от 6 декабря 2019 г.
До ноября 2019 года, пока в квартире был зарегистрирован один, он получал льготу в размере 50% от полного размера оплаты жилищно-коммунальных услуг. После регистрации Нифантьевой Т.В, Нифантьева И.В, Неяскиной К.А, с ноября 2019 года по настоящее время льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг высчитывается от 1/4 доли, пропорционально площади, занимаемой им.
Он обратился в УСЗН администрации Междуреченского городского округа с заявлением о принятии надлежащих мер социальной поддержки.
В ответе от 26 декабря 2019 г. N указано, что расчет компенсации правомерно производится от 1/4 части размера оплаты жилищно-коммунальных услуг, с чем он не согласен.
Просил признать незаконным отказ УСЗН администрации Междуреченского городского округа, изложенный в ответе от 26 декабря 2019г. N на вх. N от 10 декабря 2019 г. в предоставлении Нифантьеву В.М. компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% общей платы за содержание жилого помещения, расположенного в "адрес"; обязать УСЗН администрации Междуреченского городского округа предоставлять Нифантьеву В.М. компенсацию расходов на оплату указанного жилого помещения, в размере 50% общей платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения за период с ноября 2019 г. по день рассмотрения дела.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 26 мая 2020 г. в удовлетворении исковых требований Нифантьеву В.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 августа 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Нифантьевым В.М. ставится вопрос об отмене решения Междуреченского городского суда Кемеровской области от 26 мая 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 августа 2020 г, как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Нифантьев В.М. имеет в собственности N доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную в "адрес".
Нифантьев В.М. является инвалидом N группы, а также ветераном труда, получает компенсационные выплаты по оплате жилого помещения.
26 ноября 2019 г. Нифантьев В.М. обратился в УСЗН администрации Междуреченского городского округа с заявлением о назначении компенсации на предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, в пункте 3 которого указал количество зарегистрированных в квартире по адресу: "адрес", а именно: с 18 апреля 1995 г. Нифантьев В.М. (заявитель), с 17 октября 2019 г. Нифантьева Т.В. (дочь), с 17 октября 2019 г. Нифантьев И.В. (внук), с 18 октября 2019 г. Неяскина К.А. (внучка), приложив к заявлению соответствующую справку о зарегистрированных гражданах.
С 1 ноября 2019 г. Нифантьеву В.М. был произведен перерасчет компенсационной выплаты, исходя из общей площади квартиры N и количества зарегистрированных в данном жилом помещении граждан - 4 человек, что отражено в платежных документах МУП "ИРКЦ" за период с октября 2019 г. по февраль 2020 г.
10 декабря 2019 г. Нифантьев В.М. обратился в УСЗН администрации Междуреченского городского округа с заявлением о возобновлении выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и их перерасчете, приложив к заявлению копию свидетельства о праве собственности на жилое помещение, копию документа о временной регистрации Нифантьевой Т.В. и Нифантьева И.В, копию договора аренды жилого помещения квартиросъемщиком Неяскиной К.А. (внучкой) в "адрес", а также справки о фактическом проживании.
УСЗН администрации Междуреченского городского округа на обращение Нифантьева от 10 декабря 2019 г. дан ответ от 26 декабря 2019 г. N, в котором указано, что расчет компенсации произведен верно, в соответствии с законодательными актами и нормативами потребления коммунальных услуг, исходя из общей площади квартиры N и количества зарегистрированных в данном жилом помещении граждан - 4 человек, приложен расчет.
С указанным ответом Нифантьев В.М. не согласен, полагая, что независимо от количества лиц, зарегистрированных в его квартире, оснований для перерасчета размера компенсации не имеется и компенсация должна выплачиваться ему в прежнем размере, поскольку фактически в квартире он проживает один, что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался нормами Конституции Российской Федерации, статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 9-1 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг", Положением о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 декабря 2008 г. N 571 (в редакции от 27 мая 2019 г. N 20), пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", содержание которых подробно приведено в обжалуемом решении.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 9-1 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг", гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, относящихся к частному жилищному фонду, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 % платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, за исключением категорий граждан, указанных в части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 % указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Коллегией Администрации Кемеровской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На момент возникновения спорных правоотношений - обращения Нифантьева В.М. в УСЗН администрации г. Междуреченска с документами, подтверждающими изменение количества зарегистрированных в квартире лиц, и перерасчета размера субсидии Нифантьеву В.М. на 1 ноября 2019 г. на территории Кемеровской области действовало Положение о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 декабря 2008 г. N 571 (редакция от 27 мая 2019 г. N 20).
В соответствии с разделом 2 Положения N 571 в ред. от 27 мая 2019 г. N 20 формируется реестр граждан, получающих компенсации, под которым понимается пакет документов, составленных уполномоченным органом и организацией ЖКХ, содержащих в отношении каждого гражданина сведения, указанные в подпункте 2.1.3.2 настоящего Положения, в том числе обязательную информацию о гражданах, зарегистрированных с получателем компенсации в жилом помещении, с указанием родственных отношений; сведения об общей площади жилого помещения, на которую начисляется плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Кроме того, уполномоченный орган и организация ЖКХ ежемесячно должны согласовывать и дополнять реестр путем формирования дополнительного реестра, в том числе при изменении состава семьи гражданина и (или) численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, сведениями о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием их фамилии, имени, отчества и родственных отношений по отношению к гражданину.
В пункте 3.3.8 указанного Положения (далее также - Положение N 571) также предусмотрено, что для назначения уполномоченным органом компенсации требуется в том числе копии документов членов семьи, подтверждающих их регистрацию по месту жительства (месту пребывания).
Порядок расчета размера компенсации предусмотрен в разделе 6 Положение N 571.
Размер компенсации определяется с учетом положений нормативных правовых актов, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, и рассчитывается на основании документов, предусмотренных пункта 3.3 настоящего Положения, и сведений, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, с учетом положений абзаца второго настоящего пункта (пункт 6.1). Из анализа норм раздела 6 Положения N 571 следует, что при расчете размера компенсации учитывается общая площадь жилого помещения и количество лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении.
В пункте 8.11 Положения N 571 предусмотрено, что граждане, имеющие право на получение компенсации, обязаны сообщить уполномоченному органу об изменениях условий предоставления компенсации, в том числе, об изменении состава семьи.
Порядок перерасчета размера компенсации определен в разделе 7 Положения N 571. В соответствии с пунктом 7.1.2 перерасчет размера компенсации производится уполномоченным органом при изменении состава семьи гражданина и (или) численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, перерасчет размера компенсации осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное изменение. При этом, в случае если право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг распространяется на вновь зарегистрированных в жилом помещении членов семьи, перерасчет размера компенсации с учетом таких членов семьи осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином представлены документы, указанные в пунктах 3.3.6-1 - 3.3.8 настоящего Положения (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 14 декабря 2018 г. N 572).
С учетом совокупности нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения выводы судов о том, что размер компенсации определяется в зависимости от количества зарегистрированных, а не фактически проживающих в квартире лиц, и рассчитывается только для лица, имеющего право на меры социальной поддержки, являются правильными. Оснований признавать незаконным отказ УСЗН администрации Междуреченского городского округа, изложенный в ответе от 26 декабря 2019 г. N на вх. N от 10 декабря 2019 г. в предоставлении Нифантьеву В.М. компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% общей платы за содержание жилого помещения, расположенного в "адрес" и обязывать УСЗН администрации Междуреченского городского округа предоставлять Нифантьеву В.М. указанную компенсацию, у судов не имелось.
При этом судом апелляционной инстанции проверены доводы истца о том, что Положение N 571 в редакции от 27 мая 2019 г. N 20 нарушает его права на предоставление мер социальной поддержки и не может быть применено при разрешении его исковых требований, а также ссылка на постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 26 марта 2020 г. N 181, которым изменена редакция Положения N 571 и которые отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 26 марта 2020N 181, вступившим в силу с 27 марта 2020 г, "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 декабря 2008 г. N 571 "Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат" указанное Положение N 571 изложено в новой редакции, но обратной силы данная редакция не имеет и может применяться только на будущее время.
Из анализа Положения N 571 в редакции от 26 марта 2020 г. N 21 (п. 1.3.6, п. 2.1.3, п. 2.1.3.5, п. 3.3.8, п. 6.1, п. 8.11) следует, что при определении размера компенсационных выплат должны учитываться не только граждане, зарегистрированные в жилом помещении совместно с лицом, имеющим право на такие выплаты, но и граждане, фактически проживающие в таком жилом помещении, что устанавливается на основании акта об установлении временно проживающих в жилом помещении, предусмотренный и составленный организацией ЖКХ согласно подп. "е(1)" п. 32, п. 56(1), п. 148(35) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
В связи с этим пункт 7.1.2 Положения N 571 в редакции от 26 марта 2020 г. N 21 о том, что при изменении состава семьи гражданина и (или) численности граждан, проживающих в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера компенсации, не свидетельствует о том, что расчет компенсации производится с учетом только граждан, фактически проживающих в жилом помещении, независимо от количества граждан, зарегистрированных в нем.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что назначение и перерасчет компенсации носит заявительный характер, а постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 26 марта 2020 г. N 181 обратной силы не имеет, суды обоснованно отказали Нифантьеву В.М. в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет компенсации с ноября 2019 года по день вынесения решения суда.
Судом апелляционной инстанции также проверены доводы истца о том, что судом не были применены нормы статей 245, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и обоснованно отклонены, поскольку указанными нормами права регулируется вопрос о распределении обязанностей собственников и пользователей по несению расходов на содержание имущества, в том числе, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. По настоящему гражданскому делу данный вопрос не являлся предметом иска.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 26 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Нифантьева В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.