Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Курочкина М.Г. на решение Ивановского районного суда Амурской области от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Курочкина М.Г. к администрации Ивановского района Амурской области о признании постановления об установлении публичного сервитута незаконным в части.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Курочкиной М.Г. - Живодерова П.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя администрации Ивановского района Амурской области и комитета по управлению имуществом Ивановского района Амурской области Вандышева И.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курочкина М.Г. обратилась в Ивановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Ивановского района Амурской области (далее - Администрация), в котором (с учётом последующего уточнения административных исковых требований) просила суд признать несоответствующим закону и недействующим со дня принятия постановление Администрации от 16 декабря 2019 года N 1143 "Об установлении публичного сервитута для размещения объектов электросетевого хозяйства" (далее - Постановление от 16 декабря 2019 года N 1143) в части установления публичного сервитута в отношении принадлежащих Курочкиной М.Г. на праве собственности земельных участков: с кадастровым номером N, адрес местонахождения: "адрес", площадь образуемой части земельного участка 6, 76 кв. м, количество контуров образуемой части - 9; с кадастровым номером N, адрес местонахождения: "адрес", площадь образуемой части земельного участка 3, 77 кв. м, количество контуров образуемой части - 8.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 7 февраля 2020 года им было получено уведомление о принятии в соответствии с Постановлением от 16 декабря 2019 года N 1143 решения об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, которые находятся в его собственности.
По мнению Курочкиной М.Г. данное постановление является незаконным, поскольку при его принятии допущены нарушения процедуры установления сервитута, предусмотренной статьёй 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушены требования к публичному сервитуту, установленные статьёй 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" не представило документов обосновывающих необходимость установления сервитута; правообладатель земельных участков не был извещён о возможном установлении публичного сервитута; не исключена законная и разумная возможность обеспечения потребностей неопределённого круга лиц каким-либо иным способом, помимо обременения земельных участков административного истца сервитутом, и целесообразность его установления; в оспариваемом постановлении не содержится необходимых сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации; решение об установлении публичного сервитута получено административным истцом спустя два месяца с момента его вынесения.
Постановление от 16 декабря 2019 года N 1143 в обжалуемой части нарушает права и законные интересы административного истца, препятствует использованию находящихся в его собственности земельных участков полностью в соответствии с их целевым назначением (для ведения сельского хозяйства и выращивания сена для лошадей).
Определением судьи Ивановского районного суда Амурской области от 26 марта 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён филиал акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" "Амурские электрические сети" (далее - АО "ДРСК").
Определениями Ивановского районного суда Амурской области от 23 апреля 2020 года и от 22 мая 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление Росреестра по Амурской области) и комитет по управлению имуществом Ивановского района Амурской области соответственно.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 16 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 октября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Курочкиной М.Г. было отказано.
18 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная им 9 декабря 2020 года через Ивановский районный суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Курочкина М.Г, представители АО "ДРСК", Управления Росреестра по Амурской области, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ивановского районного суда Амурской области от 16 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 октября 2020 года по результатам рассмотрения доводов кассационной жалобы и административного дела судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Из содержания пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений подпункта 8 пункта 4 статьи 23, подпункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.
Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации и не указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района (подпункт 5 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издаёт постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона Амурской области от 29 декабря 2008 года N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (далее - Закон Амурской области от 29 декабря 2008 года N 166-ОЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством уполномочены, в том числе, устанавливать публичные сервитуты в интересах обеспечения муниципальных нужд и нужд местного населения.
Положением о порядке установления земельного публичного сервитута в Ивановском районе, утверждённым решением Ивановского районного Совета народных депутатов от 25 декабря 2017 года N 16 (далее - Положение о порядке установления земельного публичного сервитута), определено, что решение об установлении публичного сервитута оформляется постановлением администрации Ивановского района (пункт 3.1).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Курочкина М.Г. является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью 276000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес", приобретённого на основании договора мены от 31 января 2019 года (право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ N);
- с кадастровым номером N, площадью 121637 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес", приобретённого на основании договора мены земельных участков от 31 января 2019 года (право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ N).
3 октября 2019 года АО "ДРСК" направило на имя главы Администрации ходатайство (исходящий N) об установлении публичного сервитута сроком на 49 лет для размещения объектов электросетевого хозяйства местного значения: ВЛ-10 кВ Ф-8 ПС 35/10 "Дмитриевка", построенной и введённой в эксплуатацию в 1965 году, ТП 10/0, 4 кВ N 8-16, ТП 10/0, 4 кВ N 8-20, ТП 10/0, 4 N 8-21.
Указанные объекты были приобретены АО "ДРСК" у открытого акционерного общества "Амурэнерго" 16 ноября 2006 года.
Сообщение о возможном установлении публичного сервитута 15 ноября 2019 года (с указанием на кадастровые номера земельных участков и на площади границ публичного сервитута) размещалось на официальном сейте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах, расположенных в селах Черемхово и Богородское Ивановского района Амурской области.
Постановлением Администрации от 16 декабря 2019 года N 1143, размещённом на официальном сайте Администрации 20 декабря 2019 года, для существующих объектов электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ Ф-8 ПС 35/10 "Дмитриевка" и ТП 10/0, 4 кВ N 8-16, ТП 10/0, 4 кВ N 8-20, ТП 10/0, 4 N 8-21, принадлежащих АО "ДРСК", на часть земельного участка с кадастровым номером N установлен публичный сервитут, площадь образуемой части которого составила 3, 77 кв. м. (количество контуров образуемой части 8); кроме того, публичный сервитут установлен и на часть земельного участка с кадастровым номером N установлен публичный сервитут, площадь образуемой части которого составила 6, 76 кв. м. (количество контуров образуемой части 9). Данное постановление также утвердило схему расположения границ публичного сервитута на кадастровом плане (или кадастровой карте) территории и определило срок публичного сервитута - 49 лет.
Применительно к земельным участкам, принадлежащим административному истцу, публичный сервитут установлен к тем их частям, на которых расположены опоры линии электропередачи 10 кВ.
Пунктом 3 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2003 года N 486 (далее - Правила определения размеров земельных участков), предусмотрено, что минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.
На основании Постановления от 16 декабря 2019 года N 1143 в Единый государственный реестр недвижимости 20 января 2020 года внесены сведения об установленном публичном сервитуте (учётный N. ДД.ММ.ГГГГ).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 23, 39.37 - 39.43 Земельного кодекса, статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, пункта 3 Правил определения размеров земельных участков, статьи 6 Закона Амурской области от 29 декабря 2008 года N 166-ОЗ, Устава Ивановского района Амурской области, Положения о порядке установления земельного публичного сервитута пришли к верному выводу о том, что Постановления от 16 декабря 2019 года N 1143 принято органом местного самоуправления в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка, а его содержание не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Суды обоснованно указали, что на момент приобретения Курочкиной М.Г. в собственность земельных участков с кадастровыми номерами N опоры линии электропередачи 10 кВ 1965 года постройки, принадлежащей АО "ДРСК", уже располагались на них и эксплуатировались, следовательно, в данном случае, оспариваемое постановление Администрации принято в целях реализации предусмотренного пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ права АО "ДРСК" оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Ивановский районный суд Амурской области в судебном заседании от 16 июля 2020 года (как следует из протокола данного судебного заседания) разрешилходатайство административного истца о назначении по административному делу судебной экспертизы в целях разрешения вопроса о возможности установления публичного сервитута для земельных участков с кадастровыми номерами N, а также вопроса о том, какими должны быть границы и площадь установленного публичного сервитута. То обстоятельство, что суд первой инстанции протокольно отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, не может расцениваться в качестве нарушения норм процессуального права, которое влечёт за собой отмену обжалуемых судебных постановлений.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что АО "ДРСК" устанавливает меньшую площадь сервитута, чем ему необходимо, поскольку преследует цель уменьшить размер платы за публичный сервитут; что необходимость установления публичного сервитута электросетевой организацией не была обоснована; что установленный Постановлением от 16 декабря 2019 года N 1143 публичный сервитут не позволяет АО "ДРСК" осуществлять обслуживание линии электропередачи без получения разрешения административного истца на проезд по принадлежащим ему земельным участкам, - не опровергают верных выводов нижестоящих судов, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу эти доводы направлены на иную субъективную переоценку обстоятельств дела и на иное неверное толкование норм материального права, однако эти доводы не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.
В данном случае, по мнению суда кассационной инстанции, при разрешении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского районного суда Амурской области от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Курочкина М.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.