Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска к администрации города Хабаровска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя администрации города Хабаровска и Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска ФИО8, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в Центральный районный суд города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением к администрации города Хабаровска и, с учётом уточнения требований, просил обязать администрацию городского округа "Город Хабаровск" принять меры к приведению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движениях" участка дороги прилегающей территории улицы Путевая в районе домов NN 12-б, 12-в и до дома N 32 по улице Калараша в городе Хабаровске; обязать администрацию города Хабаровска оборудовать систему водоотведения по улице Путевая в районе домов NN 12-б, 12-в и в районе дома N 32 по улице Калараша в городе Хабаровске.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой проверки технического состояния участка дороги прилегающей территории по улице Путевая в районе домов NN 12-б, 12-в и в районе дома N 32 по улице Калараша в городе Хабаровске установлены нарушения требований ГОСТ 50597-2017. Данный недостаток дорожного покрытия приводит к значительному снижению скорости движения транспортного потока, а при отсутствии затора вынуждает водителей прибегать к экстренному торможению, что увеличивает вероятность возникновения ДТП. Наличие выбоин, трещин и других неровностей, превышающих предельно установленные параметры, на дорожном покрытии может привести к потере водителем контроля над траекторией движения и управляемостью автомобиля. Большие выбоины на дорожном покрытии увеличивают износ транспортных средств и могут вызвать их поломку. Кроме того, сетей ливневой канализации, зарегистрированных на праве муниципальной собственности и закреплённых на праве хозяйственного ведение за администрацией города Хабаровска на участке по улице Путевая в районе домов NN 12б, 12 и в районе дома N 32 по улице Калараша в городе Хабаровске не имеется, в связи с чем, отсутствует возможность отведения поверхностных вод с указанного участка. Учитывая особенности рельефа местности, организация отвода ливневых и талых вод объективно необходима в целях исключения затопления территории и как следствие соблюдения прав неограниченного круга лиц на безопасное и комфортное проживание.
Определениями суда от 18 декабря 2019 года и от 18 марта 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска и Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее - Управление ЖКХ и ЭЖФ администрации города Хабаровска).
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июня 2020 года, изменённым в части апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 октября 2020 года, административные исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска удовлетворены: на Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска возложена обязанность принять меры к приведению в соответствии с требованиями "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" участка дороги прилегающей территории по улице Путевая в районе домов NN 12-б, 12-в и до дома N 32 по улице Калараша в городе Хабаровске в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу; на Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска возложена обязанность совершить действия по разработке и оборудованию системы водоотведения в районе домов N 12-б, 12-в по улице Путевая в городе Хабаровске и до дома N32 по улице Калараша в городе Хабаровске в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
25 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 3 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, либо изменения срока исполнения на не менее 18 месяцев со дня вступления судебных актов в законную силу.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, обстоятельствам дела. Так, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав граждан в связи с отсутствием системы водоотведения на спорном участке дороги; отсутствуют доказательства отнесения спорного участка дороги к внутриквартальному проезду. А также кассатор сослался на неисполнимость оспариваемых судебных решений со ссылкой на Бюджетный кодекс РФ.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2021 года кассационная жалоба Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Краснофлотского районного суда города Хабаровска, а также приостановлено исполнение решения Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июня 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 октября 2020 года, до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель Управления ЖКХ и ЭЖФ администрации города Хабаровска в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации города Хабаровска и Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска ФИО10, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО11, изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск", принятого решением Хабаровской городской Думой N509 от 13 июля 2004 года, к вопросам местного значения города Хабаровска относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Хабаровской городской Думы от 29 ноября 2016 года N 458 утверждено Положение об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, согласно которому Управление является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица, созданным для осуществления управленческих функций и создано с целью осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Хабаровск" и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.10, 3.11 Положения, Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: организует водоотведение поверхностных сточных вод (дождевых, талых, поливомоечных, дренажных, инфильтрационных) на автомобильных дорогах местного значения и территориях общего пользования через сеть ливневой канализации городского округа "Город Хабаровск"; обеспечивает проведение капитального ремонта, ремонта и содержание сети ливневой канализации городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статей 17, 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.2 ГОСТ Р 50597-2017).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Индустриального района города Хабаровска, по заданию прокуратуры города Хабаровска в связи с публикацией в газете "Комсомольская правда" от 12 сентября 2019 года информации "Не проехать ни пройти: жильцы первого микрорайона Хабаровска пожаловались на дороги", проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, выявлены нарушения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, ГОСТ Р 50597-2017, на участке дороги прилегающей территории в районе домов 12Б, 12В по улице Путевая и в районе дома 32 по улице Калараша в городе Хабаровске.
Так, согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленному 8 ноября 2019 года государственным инспектором отделения ДН ОГИБДД УМВД России по городу Хабаровску Нечаевым Д.В, при обследовании прилегающей территории по улице Путевая в районе домов NN 12Б, 12 и в районе дома N 32 по улице Калараша в городе Хабаровске, установлено, что обследуемый участок визуально можно классифицировать как внутриквартальный проезд; в районе дома N 12Б на проезжей части имеются следы ямочного ремонта; покрытие проезжей части к дому N 32 по улице Калараша выполнено их железобетонных плит; на проезжей части проезда в районе дома N 12В имеются повреждения асфальтового покрытия, превышающие требования пункта 5.2.2 и таблицы А1 приложения А ГОСТ Р 50597-17, выявлены отдельные повреждения площадью 0, 06 кв.м.
Также, актом выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного 19 июня 2020 года помощником прокурора Индустриального района города Хабаровска, установлено, что на протяженности дорожного полотна от дома N 12Б по улице Путевая до дома N 32 по улице Калараша в городе Хабаровске выявлен участок улично-дорожной сети, не соответствующий требованиям ГОСТ Р 50597-2017. К акту проверки приложена фототаблица.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", требования ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утверждённый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N1245-ст, Устав городского округа "Город Хабаровск", Положение об администрации города Хабаровска, утверждённое решением Хабаровской городской Думы от 26 июля 2011 года N 431, Положение об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, утверждённое решением Хабаровской городской Думы от 29 ноября 2016 года N 458, Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска, утверждённое решением Хабаровской городской Думы от 29 ноября 2016 года N 457, и пришли к обоснованному выводу о несоответствии спорного земельного участка дороги ГОСТ Р 50597-2017 и отсутствии на данном участке дороги ливневой канализации, что влечёт нарушение прав граждан, как пешеходов, так и водителей, на обеспечение безопасности дорожного движения. При этом, суды пришли к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в материалах дела имеются доказательства нарушения прав граждан в связи с отсутствием системы водоотведения на спорном участке дороги, а также доказательства отнесения спорного участка дороги к внутриквартальному проезду.
Довод кассационной жалобы на неисполнимость оспариваемых судебных решений со ссылкой Бюджетный кодекс РФ, является несостоятельным, поскольку требования прокурора заявлены в силу соответствующих правовых оснований и направлены на исполнение требований действующего законодательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 октября 2020 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.