Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кильмухаметова Вячеслава Рашитовича к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Камчатскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий администрации учреждения и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кильмухаметов В.Р. обратился в Елизовский районный суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Камчатскому краю (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю) и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать условия содержания в исправительной колонии не соответствующими требованиям действующего законодательства и взыскать денежную компенсацию за нарушение условий содержания в период с 7 февраля 2020 года по дату подачи административного искового заявления в помещении ШИЗО, а также в помещениях ПКТ, ЕПКТ, а именно в камерах N 16 и N 17, в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что он (Кильмухаметов В.Р.) отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, был водворён в штрафной изолятор (далее - ШИЗО). Условия содержания в ШИЗО, а именно в камерах N 16 и N 17 не соответствуют требованиям приказа Минюста России от 27 июля 2006 года N 512, на кроватях отсутствует деревянное покрытие; в санузлах не установлено водяное колено, из-за чего в помещении камер стоит запах канализации, и в помещение камер проникают крысы.
Определением суда от 25 мая 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 16 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 августа 2020 года, административные исковые требования Кильмухаметова В.Р. удовлетворены частично: условия содержания Кильмухаметова В.Р. в камерах N 16 и N 17 ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю признаны не соответствующими требованиям закона; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере "данные изъяты" рублей.
25 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, поданная через Елизовский районный суд Камчатского края 14 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии нового решения.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на ошибочность вывода судов о том, что откидная металлическая кровать в камерах ШИЗО должна быть оборудована деревянным покрытием, поскольку Свод правил 308.1325800.2017 данное требование не содержит. Также указал, что санитарные узлы камер ШИЗО оборудованы устройством "Чаша Генуа", которое заводом изготовителем не оснащено сифоном, в связи с чем, не представляется возможность изменения конструкции напольного унитаза.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2021 года кассационная жалоба ФСИН России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно частям 1, 2 статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Подпунктами 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, установлено, что основными задачами ФСИН России, в том числе, являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В силу положения статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Как следует из пункта 14.4.8 СП 308.1325800.2017 и приложения А к нему, в камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ДИЗО следует предусматривать, в том числе: откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора; раковину (умывальник); изолированную кабину с унитазом.
В пункте 5 примечания к приложению N 1 приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 512) установлено, что камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.
Камера штрафного (дисциплинарного) изолятора, одиночная камера в исправительной колонии особого режима должна быть обеспечена откидной металлической кроватью с деревянным покрытием (приложение 2 приказа N512).
Пунктом 8.4.2 "СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*", утверждённого приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 626 (действующего на момент спорных правоотношений, утратил силу с 1 августа 2020 года), предусмотрено, что санитарно-технические приборы и приемники сточных вод должны быть оборудованы гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кильмухаметов В.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденный 28 апреля 2011 года приговором мирового судьи судебного участка N 2 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края по "данные изъяты" УК РФ с применением части 5 статьи 69 УК РФ (с учётом приговора от 8 июля 2010 года) к 13 годам 11 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю с 17 августа 2010 года.
В период с 7 февраля 2020 года по 20 марта 2020 года Кильмухаметов В.Р. содержался в камере ШИЗО N 16, а в период с 20 марта 2020 года по 8 мая 2020 года в камере ШИЗО N 17. Металлические кровати, установленные в камерах ШИЗО NN 16, 17, деревянным покрытием не оборудованы.
Как следует из справки врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в запираемых помещениях, в том числе в камерах ШИЗО NN 16, 17, 18, 19 N ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю установлена разновидность унитаза типа "Чаша Генуя" (напольный унитаз), оснащение которого сифоном заводом изготовителем не предусмотрено; унитаз "Чаша Генуя" монтируется в пол и соединяется с канализацией, смыв производится с помощью водопроводного крана.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций в судебных актах, сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положение о Федеральной службе исполнения наказания, утверждённое Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утверждённого и введенного в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N1454/пр, Номенклатуру, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённую приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512, и пришли правильному к выводу, что в отношении осужденного Кильмухаметова В.Р. исправительным учреждением нарушены условия содержания, а именно: металлические кровати камер NN 16, 17 ШИЗО ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю не оборудованы деревянным покрытием; а унитазы не оборудованы гидрозатвором-сифоном. При этом судами не установлен факт проникновения в камеры ШИЗО крыс. Данные обстоятельства послужили основанием для взыскания в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, ФСИН России не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исправительным учреждением нарушены условия содержания осужденного в штрафном изоляторе, предусмотренные требованиями действующих нормативных актов.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие ФСИН России с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.