Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего Иванчикова Д.А, судей: Вагапова Р.К, Тимошечкина Д.А, при секретаре судебного заседания Овакимяне А.А, с участием административного истца Хайрова Р.Х. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-74/2020 по апелляционной жалобе Хайрова Р.Х. на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Хайрова Рината Хансвяровича об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тимошечкина Д.А, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, объяснения административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Хайров Р.Х. проходит военную службу в войсковой части N в должности заместителя командира полка по тылу - начальника тыла.
На основании приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Хайрову Р.Х. прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения в связи с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Считая свои права нарушенными, Хайров Р.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения, просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с прекращением ему выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ и обязать названное должностное лицо издать соответствующий приказ о выплате с указанной даты данной компенсации, а ФКУ "ЕРЦ" - обеспечить ее выплату.
Ульяновский гарнизонный военный суд 18 ноября 2020 г. принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с таким решением, Хайров Р.Х. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Хайров Р.Х, приводя собственный анализ обстоятельств дела, а также нормы действующего законодательства, регулирующие порядок выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, обращает внимание на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и указывает, что право на выплату данной денежной компенсации им не утрачено.
Полагая, что признание его жилищным органом нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения при отсутствии возможности обеспечения его таковым, влечет обязанность командования по возмещению расходов на наем жилого помещения в течение всего периода службы в войсковой части N, Хайров Р.Х. в жалобе указывает, что предоставление ему жилищной субсидии в апреле 2020 г. и последующее приобретение жилого дома с земельным участком в г. Самаре не могут свидетельствовать об обеспеченности его жилым помещением по месту прохождения военной службы в г. Ульяновске.
На апелляционную жалобу представителями ФКУ "ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" Чижаковским И.И. и командира войсковой части N Добрыниной А.В. поданы возражения, в которых они, не соглашаясь с доводами жалобы, просят оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, заслушав административного истца, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Вопреки мнению автора жалобы, гарнизонный военный суд принял решение на основе установленных в судебном заседании фактических данных и в соответствии с нормами действующего законодательства, приведя в обоснование своих выводов надлежащую аргументацию.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 1 ст. 15 которого предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления им жилищной субсидии в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 п. 1 данной статьи предусмотрена специальная система обеспечения военнослужащих жильем, учитывающая при установлении конкретных жилищных гарантий продолжительность военной службы.
Указанное законоположение, закрепляющее обязанность государства обеспечивать военнослужащего жильем на основе его волеизъявления, определяющего, в том числе, форму жилищного обеспечения и место постоянного проживания, носит гарантийный характер.
В соответствии с пунктом 1 и 3 указанной выше статьи военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Учитывая социальную функцию служебных жилых помещений как непосредственно связанную с выполнением возложенных служебных обязанностей, федеральный законодатель предоставил федеральным органам исполнительной власти возможность формировать специализированный жилищный фонд, в составе которого служебные жилые помещения подлежат распределению среди сотрудников этих органов, признанных в установленном порядке нуждающимися в их предоставлении.
При этом в случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, пунктом 2 которого установлено, что выплата денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в пункте 8 которой содержится перечень обстоятельств и основания прекращения выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а в абзаце 3 данной Инструкции, в качестве утраты такого основания прелусмотрено предоставление военнослужащим или членам их семей жилищной субсидии.
Как следует из материалов дела, Хайров проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г. Ульяновске и в соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь период военной службы служебными жилыми помещениями.
На основании решения начальника отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Хайров признан нуждающимся жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в форме жилищной субсидии.
Согласно уведомлению начальника отделения (территориальное, г. Ульяновск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Хайров в связи с прибытием к новому месту службы в г. Ульяновск, включен в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
В связи с отсутствием служебных жилых помещений, на основании представленных истцом договоров найма жилого помещения ему финансовым органом производилась выплата ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Хайрову за счет средств федерального бюджета предоставлена жилищная субсидия, посредством которой он реализовал право на обеспечение жильем путем приобретения земельного участка в г. Самаре и сдал документы для регистрации права на находящийся на нем дом.
В этой связи начальником жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о снятии Хайрова с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ N ему прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, реализация Хайровым права на жилище путем приобретения земельного участка в г. Самаре и последующей подачи документов для регистрации права на находящийся на нем дом, за счет средств жилищной субсидии исключает обеспечение его служебным жилым помещением по месту военной службы, в том числе право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
Данная правовая позиция основана на том, что денежная компенсация является мерой социальной поддержки, носит исключительно временный характер и предусмотрена для возмещения расходов, которые военнослужащие вынуждены производить в связи с необходимостью найма жилого помещения до выполнения государством взятого на себя обязательства по обеспечению их жилыми помещениями.
Следовательно, одновременное обеспечение Хайрова служебным жильем и получение им за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии не по месту службы свидетельствовало бы о предоставлении ему одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основаниям, что действующим законодательством не предусмотрено и повлекло бы сверхнормативное обеспечение его жильем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N о прекращении выплаты Хайрову денежной компенсации за наем жилого помещения после предоставления жилищной субсидии с мая 2020 г. является законным и прав административного истца не нарушает.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые привели бы к принятию неверного решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, суд
определил:
Решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Хайрова Рината Хансвяровича об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хайрова Р.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) Д.А. Тимошечкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.