Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Редозубовой Т.Л., Зоновой А.Е.
при ведении протокола помощником судьи Ещенко Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Бабских Андрея Валерьевича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Новолялинский" о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении, по апелляционной жалобе ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Новолялинский" на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 18.11.2020 (дело N 2-328/2020).
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е, судебная коллегия
установила:
Бабских А.В. обратился с иском к МО МВД России "Новолялинский", в обосновании иска указав, что проходил службу непрерывно в органах внутренних дел МО МВД России "Новолялинский" с 16.07.2001 по 01.08.2020. Приказом N 279л/с от 31.07.2020 уволен из органов внутренних дел по п.4 ч.2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно приказу выслуга лет, учитываемая для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, составила в календарном исчислении 20 лет 07 месяцев 05 дней, в льготном исчислении - 23 года 04 месяца 06 дней. Не согласен с расчетом выслуги лет за период с 09.10.2014 по 06.03.2019, поскольку в соответствии с Приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472 "Об утверждения перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право начисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях", с учетом изменений внесенных Приказом МВД России от 13 октября 2014 года N 877 с 01 января 2009 года служба в должности инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы отдела ГИБДД ММО МВД России "Новолялинский" включается в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца. Факт исполнения им функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения полагал доказанным.
На основании изложенного просил обязать МО МВД России "Новолялинский" по Свердловской области произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца с учетом периода службы в органах внутренних дел с 09.10.2014 по 06.03.2019 в должности инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы отдела ГИБДД ММО МВД России "Новолялинский".
Решением Новолялинского районного суда Свердловской области от 18.11.2020 исковые требования Бабских А.В. удовлетворены частично.
Возложена обязанность на МО МВД России "Новолялинский" произвести перерасчет выслуги лет Бабских А.В. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца с учетом периодов службы в органах внутренних дел с 07.09.2015 по 19.10.2015 в должности временно исполняющего обязанности командира отдельного взвода дорожно-патрульной службы отдела ГИДББ МО МВД России "Новолялинский".
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с таким решением суда, ответчик принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, отказать в иске в полном объеме. Полагает неверным вывод суда о возможности включения в выслугу лет в льготном исчислении период временно замещения истцом должности командира отдельного взвода ДПС ОГИБДД СО МВД России "Новолялинский", поскольку истец не являлся штатным заместителем командира отдельного взвода, совмещал выполнение обязанностей командира в должностью инспектора отдельного взвода ДПС МО МЫД России "Новолялинский", непосредственно не связанную с функциями по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, что исключает возможность зачета периода в льготном исчислении в выслугу лет.
Истец Бабских А.В, представители ответчиков ГУ МВД России по Свердловской области, ММО МВД России "Новолялинский" в суд апелляционной инстанции не явились. Сведений об уважительных причинах неявки не представлено, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. В материалах дела имеются сведения об извещении не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (истец извещен телефонограммой, смс-извещением), в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет". С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бабских А.В. проходил службу в органах внутренних дел с 2001 года.
В соответствии с приказом от 31.07.2020 N 279л\с Бабских А.В. уволен из органов внутренних дел по п.4 ч.2ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 01 августа 2020 года. Выслуга лет по состоянию на 01.08.2020 года составляет: в календарном исчислении - 20 лет 07 месяцев 05 дней, в льготном исчислении 23 года 04 месяца 06 дней (л.д.15).
Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии, произведенному ответчиком, период прохождения службы истцом в должности инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы отдела ГИБДД ММО МВД России "Новолялинский" с 09.10.2014 по 06.03.2019, зачтен в стаж с применением коэффициента 1, 0 (л.д.49-51).
.При этом последующий период службы в должности старшего инспектора (дорожно-патрульной службы) ОВ ДПС ГИБДД ММО МВД РФ "Новолялинский", который в ходе рассмотрения дела не оспаривался, ответчиком включен в стаж истца в льготном исчислении, коэффициент 1, 5.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основе анализа положений Федерального закона N 342 от 30.11.2011 "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", Переченя подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденного Приказом МВД N 472, сделан вывод об отсутствии оснований для расчета в льготном исчислении периода службы истца в МО МВД в должности инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы отдела ГИБДД ММО МВД России "Новолялинский" с 09.10.2014 по 06.03.2019, поскольку истец в указанное время не проходил службу в должности, поименованной соответствующим перечнем, дающим право на льготное исчисление периода службы.
В указанной части решение суда истцом не оспорено, жалоба ответчика не содержит доводов о несогласии с решением суда в данной части, в связи с чем в силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пределов доводов жалобы, проверке судебной коллегией не подлежит.
Оценивая доводы жалобы ответчика относительно правомерности выводов суда о включении в выслугу лет периода службы истца с 07.09.2015 по 09.10.2015, который входит в общий заявленный в иске период, в должности временно исполняющего обязанности командира отдельного взвода дорожно-патрульной службы отдела ГИДББ МО МВД России "Новолялинский", судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда в силу следующего.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.82 Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел: по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД Росси, регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 N 7, которой предусмотрено, что документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (п.5), кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение N 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (п.6).
Согласно ст.38 Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются в том числе периоды замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел.
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы:
1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
2) во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
3) в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941
Возможность зачета в выслугу лет службы в льготном исчислении один месяц за полтора предусмотрена в п.п. "г" п.3 данного Порядка в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 22.06.2009 N 472 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.
В соответствии с данным Перечнем право на льготное исчисление выслуги имеют в том числе проходящие службу в составе полка (батальона, роты, взвода, в том числе отдельного, отделения, группы) дорожно-патрульной службы ГИБДД командир взвода (дорожно-патрульной службы).
В соответствии с п.2 Примечания к Перечню, лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При вынесении решения о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода с 07.09.2015 по 09.10.2015 суд исходил из установления факта временного исполнения в данный период истцом обязанности командира отдельного взвода дорожно-патрульной службы отдела ГИДББ МО МВД России "Новолялинский", которые были возложены на него приказом от 10.09.2015 N286л\с, приняв во внимание, что указанная должность включена в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Вместе с тем, судом в постановленном решении не дана оценка таких юридически значимых обстоятельств по делу как выполнение в спорный период времени истцом как врио командира взвода функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (действовал в спорный период) определено, что исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Согласно п.31 Регламента исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
В целях проверки доводов жалобы ответчика и установления указанных выше обстоятельств судебной коллегией на стадии апелляционного рассмотрения истребованы у ответчика ММО МВД России "Новолялинский" и приобщены к материалам дела в качестве дополнительных доказательств: письменные пояснения относительно выполнения истцом функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения как командиром взвода (указано на выезд истца 7 раз на место ДТП с участием нарядов ДПС ОВ ДПС ГИБДД и руководства ОГИБДД, в том числе 6 раз в составе СОГ как временно исполняющего обязанности командира взвода), рапорт от 09.10.2015 по факту сообщения истцом о ДТП, схема ДТП от 08.10.2015, справка о ДТП 08.10.2015, определение об отказе в возбуждении дела об административных правонарушениях, составленные Бабских А.В. как и.о. командира ОВ ДПС; должностной регламент командира отдельного взвода ДПС ОГИБДД МО МВД России "Новолялинский", в котором имеются полномочия командира взвода по совершению функций в рамках обеспечения и контроля безопасности дорожного движения, в том числе по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Также в качестве дополнительного доказательства представлено ГУ МВД России по Свердловской области и приобщен расчет выслуги лет истца с учетом перерасчета спорного периода, из которого следует, что при перерасчете выслуги лет размер пенсии истца не изменится, что не означает отсутствие оснований для удовлетворения требований, так как перерасчет выслуги лет с учетом данного периода все-таки приведет к увеличению ее продолжительности.
Оценка представленных документов свидетельствует о доказанности факта выполнения Бабских А.В. в период с 07.09.2015 по 19.10.2015 именно как врио командира взвода функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку истец согласно имеющемуся в материалах дела журналу учета ДТП ОГИБДД ОМВД России по Новолялинскому району не только выезжал на место ДТП, но и оформлял административный материал 08.10.2015 в соответствии с положениями Административного регламента как командир взвода (а не инспектор), что свидетельствует об обоснованности выводов суда о возложении на ответчика обязанности по перерасчету выслуги лет указанного периода в льготном исчислении.
Доводы жалобы ответчика относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований истца в виду только временного возложения на него обязанностей командира ОВ ДПС ОГИБДД МВД России "Новолялинский" без освобождения от должности инспектора ОВ ДПС судебной коллегией отклоняются, поскольку Перечень должностей не содержит запрета на расчет выслуги лет сотрудникам в период временного исполнения ими обязанностей по должности, входящей в Перечень, и при доказанности фактического выполнения ими функций по контролю и безопасностью дорожного движения.
Доводы апеллянта о невыполнении истцом в спорный период лично функций по контролю и безопасностью дорожного движения судебная коллегия также отклоняет в виду их противоречия представленным доказательствам и вышеприведенной их оценке.
Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановилрешение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 18.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Новолялинский" - без удовлетворения.
Председательствующий: Я.Ю. Волкова
Судьи: Т.Л. Редозубова
А.Е. Зонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.