2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Кузнеченкова Д.Н., судей - Смагина К.М. и Лунёва П.В., при секретаре судебного заседания Емерове Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-107/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Алексашиной О.А. об оспаривании бездействия командира указанной воинской части, связанного с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика по доверенности - Кибалина Д.С. на решение Томского гарнизонного военного суда от 28 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Кузнеченкова Д.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, объяснения представителя Кибалина Д.С. в поддержание доводов жалобы, а также представителя административного истца - Нечаенко В.И, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Алексашина обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать бездействие командира войсковой части 00000, связанного с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (далее - участники НИС), незаконным и обязать произвести указанную выплату.
Решением Томского гарнизонного военного суда от 28 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, указывая на неправильное применение судом норм материального права и неверное определение обстоятельств дела, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В обоснование этого, анализируя нормы жилищного законодательства, регулирующего порядок выплаты средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, обращает внимание на то, что командир войсковой части 00000 правомочен осуществлять указанную выплату только в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований и не может быть надлежащим ответчиком по делу. Полагает, что принимая решение, суд руководствовался ненадлежащим правовым актом, а именно приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 сентября 2007 года N 774 "Об утверждении Порядка организации во внутренних войсках МВД России работы по выплате участникам НИС жилищного обеспечения военнослужащих или членов их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения" (далее - Порядок), который в связи с изданием 14 марта 2017 года приказа Росгвардии N 79 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации" не подлежал применению в данном деле. При этом по мнению представителя приказ Росгвардии не возлагает на командира части обязанность по выплате поименованных дополнений именно в трехмесячный срок.
Относительно апелляционной жалобы, Алексашиной были поданы возражения, в которых она, не соглашаясь с приведенными в жалобе доводами, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующему.
Реализация прав на участие в НИС жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения производятся федеральными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в 3-х месячный срок, начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган заявления в письменной форме от участника НИС или члена его семьи с просьбой о получении выплаты.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 10 Закона увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе является одним из оснований возникновения права на использование накоплений.
Правила выплаты участникам НИС или членам их семей, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686.
В силу п. 6 данного постановления Правительства выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом в 3-х месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника НИС или члена его семьи, к которому прилагаются необходимые документы.
Приказом МВД России от 3 сентября 2007 года N 774 утвержден Порядок организации во внутренних войсках МВД России работы по выплате участникам НИС жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Пунктом 2 данного Приказа, на командиров воинских частей возложена обязанность в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому, направлять сведения о планируемом количестве получателей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, по подчиненности в Главное командование и управление оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России.
Согласно положениям пункта 4 Порядка, командиры воинских частей организуют работу по проверке документов, представленных участниками накопительно-ипотечной системы или членами их семей, и содержащихся в них сведений. После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами (начальниками) воинских частей внутренних войск осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных денежных средств.
В пункте 9 Порядка также установлено, что выплата дополнительных средств производится в 3-х месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта).
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 марта 2017 года N 79 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
В пункте 2 этого Порядка, на Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, возложена функция по организации в войсках национальной гвардии работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Согласно п. 60 Порядка ответственное должностное лицо воинской части определяет прогнозное количество участников НИС (членов их семей), у которых возникнут основания для выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, на текущий год и 3 последующих года, готовит сведения о прогнозируемых затратах на выплату дополнительных денежных средств и направляет их в срок до 1 марта текущего года в вышестоящий орган управления (по подчиненности).
Пунктом 65 данного Порядка определено, что командиры воинских частей по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. О принятом решении получатель дополнительных денежных средств уведомляется в письменной форме.
Указанное решение принимается в срок не более 10 дней со дня подачи рапорта (заявления).
После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами воинских частей осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату дополнительных денежных средств.
Оба Порядка, являются действующими и аналогичным образом регулируют процедуру обеспечения военнослужащих денежными средствами, дополняющими накопления для жилищного обеспечения. Обязанность по истребованию бюджетных ассигнований и производству выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участнику НИС, возложена на командиров воинских частей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы гарнизонный военный суд руководствовался не только Приказом МВД России от 3 сентября 2007 года N 774, но и нормами законодательства, имеющими большую юридическую силу, а именно Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686, устанавливающими правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также самим приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 марта 2017 года N 79 и принял решение, отвечающее задачам административного судопроизводства по защите нарушенного права.
Согласно материалам дела Алексашина, состоящая с июля 2011 года в реестре участников НИС, приказом командира войсковой части 00000 от 25 января 2020 года N 3 л/с была уволена с военной службы в отставку (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе") и приказом этого же должностного лица от 29 июня 2020 года N 94 с/ч исключена из списков личного состава воинской части с учётом внесённых изменений 5 июля 2020 года. Выслуга лет в календарном исчислении составила 12 лет 1 месяц и 3 дня.
2 июля 2020 года на заседании жилищной комиссии войсковой части 00000 был положительно рассмотрен поданный 1 июля того же года рапорт Алексашиной о выплате ей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
В соответствии с решением командира войсковой части 00000 от 2 июля 2020 года Алексашиной подлежат выплате денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечение.
8 июля 2020 года, воинской частью соответствующие документы для выплаты Алексашиной указанных денежных средств направлены вышестоящему командованию.
Вместе с тем, командиром войсковой части 00000 административному истцу, имеющему право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, и своевременно обратившемуся за их выплатой, денежные средства не только в установленный срок, но и на день принятия судом решения, перечислены не были.
Отсутствие в воинской части бюджетных ассигнований для производства указанной выплаты не может являться основанием для нарушения прав административного истца на жилищное обеспечение, в связи с чем гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о признании незаконным бездействие воинского должностного лица и возложил на него обязанность произвести соответствующую выплату.
Такой подход соответствует части 2 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой, органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище, а также пункту 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливающему, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является обязанностью командира воинской части.
Что же касается довода апелляционной жалобы, суть которого сводится к отсутствию у командира воинской части обязанности по выплате дополнительных денежных средств в трехмесячный срок, поскольку таковой не приведен в приказе Росгвардии от 14 марта 2017 года N 79, то он является ошибочным. Приказ не устанавливает самостоятельного правового регулирования и более того его п. 72 определен срок выплаты, установленный приведенным выше п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686, то есть в 3-х месячный срок со дня поступления рапорта, и именно на основании приказа командира воинской части.
Несмотря на предложение суда первой инстанции представить доказательства законности оспариваемых действий, материалы дела не содержат каких-либо данных как о проведении предварительных мероприятий для выплаты Алексашиной указанных денежных средств, несмотря на то, что она увольнялась по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, так и о принятии командованием мер к истребованию ассигнований для этого.
При таких обстоятельствах окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, при этом не усматривает нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 307, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Томского гарнизонного военного суда от 28 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Алексашиной О.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и апелляционное определение вступают в законную силу со дня вынесения апелляционного определения и с этого дня в течение шести месяцев могут быть обжалованы через Томский гарнизонный военный суд в Кассационный военный суд, а затем - непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Д.Н. Кузнеченков
Судьи: К.М. Смагин
П.В. Лунёв
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.