ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2021 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелияв составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.В, с участием представителя административного истца Гарбузовой К.В, представителя административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия и государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" Тойвонена Р.Ю, рассмотревв открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюобщественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установил:
Общественно-государственное объединение "Всероссийскоефизкультурно-спортивноеобщество "Динамо" (далее - Общество)обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 г. и равной 26692000руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственникомвышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимостькоторого, утвержденная уполномоченным органом по состоянию
на 01 января 2018 г. в размере 60908767 руб.11 коп, существенно превышает
его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение размера земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка, а, следовательно, нарушает его права. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, а также обязать административного ответчика внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истцаподдержала административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель административных ответчиков поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, обратил внимание суда на допущенные оценщиком при составлении отчета о рыночной стоимости земельного участка нарушения федеральных стандартов оценки и иного законодательства, просил в удовлетворении иска отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия, администрация Петрозаводского городского округа в письменных отзывахна искоставили разрешение спора на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоадминистративному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (...), категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования -для эксплуатации стадиона "Динамо", роликодрома, для строительства административных объектов;расположен по адресу: (...).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2017 г. N 480-П "Об установлении даты перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Карелия в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Карелия в соответствии с Федеральным закономот 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ)- 29 декабря 2017 г.
Согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 декабря 2017 г.N 56"О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия" государственного бюджетным учреждением Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" в 2018 г. были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Республики Карелия по состоянию на 01 января 2018 г.
Результаты вышеуказанных работ, проведенных в 2018 г, утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 ноября 2018 г. N 221 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории республики Карелия".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость земельного участкас кадастровым номером (...) составляет 60908767 руб. 11коп, что подтверждается выпиской от 29 января 2021 г.
На момент рассмотрения дела судом кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости является актуальной.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 388, статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по земельному налогу.
Согласно статье 11 Федерального закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимостив силу статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчетоб оценке N (...) от 04 декабря 2020 г, выполненный (...), согласно которому рыночная стоимость земельного участкас кадастровым номером (...) по состоянию на 01 января 2018 г. составляет 26692000руб.
Административный ответчик ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки" в отзыве на административный иск указал на то, что при проведении оценки оценщиком допущены нарушения требований Федеральных стандартов оценки (далее - ФСО) и нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в связи с чем представленный административным истцом отчет не может являться допустимым доказательством.
Так, Учреждение указало, что в отчете об оценке содержится информация о том, что рассматривая корректировку на условия сделки купли-продажи, оценщик определяет ее на основании "Справочника оценщика недвижимости" 2016 г. в размере 21, 2 %, тогда как земельные участки для физической культуры и спорта относятся к классу земельных участков под офисно-торговую застройку и размер корректировки должен составлять 16 %.Обращает внимание на то, чтона странице 22отчета об оценке указано, что "Описание объекта недвижимости выполнено на основании фотографий, выполненных оценщиком", вместе с тем, страница 23 отчета содержит информацию о том, что "фотографии объекта оценки были представлены заказчиком".
Изучив отчет о рыночной стоимости, проанализировав его на соответствие действующему законодательству, суд приходит к выводу о том, что указанные административным ответчиком нарушения не влияют на итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости и не являются основанием для признания отчета недостоверным доказательством.
Отчет содержит подробное описание проведенных исследований и итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости.
Оценщик привел объективные данные, принятые за основу стандарты оценки, обосновал применение им соответствующих корректировок. В отчетах содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объекта оценки. Источники информации указаны.
Содержащиеся в отчете сведения при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
Отчет мотивирован, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Представленный отчет соответствуют требованиям законодательства, нарушений, которые бы ставили под сомнение изложенные в нем выводы, оценщиком не допущено.
Ходатайств о назначении по делу оценочной экспертизы стороной административного ответчика, заинтересованными лицами не заявлено.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости спорного земельного участка
в ином размере, административными ответчиками не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения в суд -28 декабря 2020 г.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 17 Федерального закона N 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ), в связи с чем в удовлетворении требований о возложении на административных ответчиков обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для эксплуатации стадиона "Динамо", роликодрома, для строительства административных объектов; расположен по адресу: (...), в размере его рыночнойстоимости, равной26692000 (двадцать шесть миллионов шестьсот девяносто две тысячи) рублей, начиная с даты началаее применения идо даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать
28 декабря 2020 г.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
Составлено 24 февраля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.