Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кожевниковой А.Б, судей Квасовой О.А, Кузнецовой Л.В, при секретаре Попове И.С, с участием прокурора Бескакотовой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
гражданское дело N 2-2374/2020 по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Линькову Владимиру Вячеславовичу, Линьковой Надежде Олеговне, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Линькова Артема Владимировича и Линькова Максима Владимировича, о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Пиунова Э.В.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 20 июля 2020 г.
(судья райсуда Калинина Е.И.), УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с вышеназванным иском к Линькову В.В, Линьковой Н.О, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Линькова А.В. и Линькова М.В, указывая, чтоответчики незаконно удерживают жилое помещение по адресу: "адрес", предоставленное по договору найма маневренного фонда, которая является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.Указанное жилое помещение предоставлено Линькову В.В. и членам его семьи для временного проживания в связи с прохождением военной службы на основании договора найма маневренного жилого помещения от 18 сентября 2017 г. N01-54/220. Согласно базе ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ ЛиньковВ.В, являясь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, имеющих право на получение целевого жилищного займа, приобрел жилье по адресу: "адрес"-Б. 27 января 2020 г. истцом в адрес ответчика направленоуведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения. Актом установления фактического проживания от 15 января 2020 г. установлен факт проживания ответчиков по адресу: "адрес". Неоднократные обращения и требования о необходимости добровольно освободить помещение, ответчиками не исполнены. В связи с чем, Министерство обороны РФпросит устранить нарушения прав собственника в отношении помещения по адресу: "адрес", признать утратившими право пользования Линькова В.В, Линькову Н.О, Линькова А.В, Линькова М.В. указанным помещением, выселить Линькова В.В, Линькову Н.О, Линькова А.В, Линькова М.В. из спорного жилого помещения (л.д. 6-8).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 20 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований Министерству обороны РФ отказано (л.д. 82, 83-86).
В апелляционной жалобепредставителя Министерства обороны РФ по доверенности Пиунова Э.В.ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (л.д. 98-101).
В суде апелляционной инстанции прокурор Бескакотова А.В. полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, Министерство обороны РФ просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Частью 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения суда по данному делу имеются.
Как следует из материалов дела, Линьков В.В. проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части 51025 г. Воронеж с 18 апреля 2016 г. по настоящее время.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений" Линьков В.В. с составом семьи был включен в список на предоставление служебного помещения.
18 сентября 2017 г. между Министерством обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации, в лице Дергунова А.В. - начальника отдела N2 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (наймодатель) и прапорщиком Линьковым В.В.(наниматель) заключен договор найма маневренного фонда N01-54/2020 от 18 сентября 2017 г, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи(Линьковой Н.О. - жене, Линькову М.В. -сыну, Линькову А.В. - сыну) во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из трех комнат в трехкомнатной квартире общей площадью 81, 4 кв.м. по адресу: "адрес" (л.д.10).
Согласно пункту 1.5 указанного договора, настоящий договор заключается на время прохождения службы - до 18 сентября 2020 г.
На основании свидетельства о праве участника накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа от 01 мая 2019 г. серия 19 05 N 00334160, Линьков В.В. приобрел жилое помещение по адресу: "адрес"-Б.
Спорное служебное жилое помещение предоставлено Линькову В.В. и членам его семьи в связи с заключением контракта о прохождении военной службы на территории г. Воронежа, то есть ответчик с составом семьи 4 человека был обеспечен жилыми помещениями в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
15 января 2020 г. комиссией произведено обследование жилого помещения по адресу: "адрес", в результате которого установлено, что в указанном жилом помещении проживают Линьков В.В, Линькова Н.О, несовершеннолетние Линьков А.В, Линьков М.В.
28 января 2020 г. ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России направило ответчикам уведомление о том, что ими утрачено право пользования специализированным жилым помещением жилищного фонда Минобороны России и необходимости освобождения специализированного жилого помещения по адресу: "адрес", по основаниям, предусмотренным ст. 104 ЖК РФ в срок до 07 февраля 2020 г, которое до настоящего времени ими не выполнено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, чтоспорное жилое помещение имеет статус служебного, было предоставлено Линькову В.В. на период прохождения военной службы, на которой он находится и в настоящее время, в связи с чем, правовых оснований для расторжения с ним договора найма служебного жилого помещения не имеется.
При этом суд указал на то, что действующее жилищное законодательство не содержит такого основания для расторжения (прекращения) договора найма специализированного жилого помещения, как приобретение нанимателем или членами его семьи другого жилого помещения в собственность.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с этим основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.
Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 4 Закона о накопительно-ипотечной системе реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В силу пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о накопительно-ипотечной системе каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
То есть, выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе является одной из форм реализации его права на жилище.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о накопительно-ипотечной системе получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 данного Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 названного Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений законодательства, обеспеченность военнослужащего жильем в соответствующем близлежащем к месту прохождения службы населенном пункте не порождает у него права на получение служебного жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
На основании ст. 304 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Расторжение договора найма специализированного жилого помещения по инициативе наймодателя регламентирует ст. 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 ЖК РФ случаях.
Прекращение договора найма специализированного жилого помещения предусмотрено ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой названный договор прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, переходом права собственности на жилое помещение в общежитии либо его передачей в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу за исключением случаев, установленных указанной статьей.
Последствиями расторжения и прекращения договора найма жилого помещения, в том числе специализированного, могут являться утрата нанимателем и всеми членами его семьи одновременно права пользования жилым помещением и возможность их выселения из жилого помещения.
В связи с этим ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи.
Положениями ч.ч. 2 и 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые подлежат применению и к отношениям по пользованию специализированным жилым помещением, установлено право нанимателя и членов его семьи на одностороннее расторжение договора социального найма, то есть на односторонний отказ от исполнения договора.
В случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место жительства и тем самым отказа в одностороннем порядке от исполнения названного договора этот договор в отношении его считается расторгнутым со дня выезда.
В связи с этим юридически значимым и подлежащим доказыванию при разрешении данного спора является факты добровольного и фактического выбытия ответчиков из служебного жилого помещения в другое место жительства, отказ от прав и обязанностей в отношении указанного помещения.
На основании свидетельства о праве участника накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа от 01 мая 2019 г. серия 1905 N 00334160, Линьков В.В. приобрел жилое помещение по адресу: "адрес"-Б, тем самым реализовав свое право на обеспечение жилым помещением по накопительно-ипотечной системе в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Приобретенное Линьковым В.В. жилое помещение находится в непосредственной близости от административной границы г. Воронежа, ответчик имеет возможность регулярно перемещаться из указанного адреса и обратно посредством транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и сообщения ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения отдел N 2 г. Воронеж от 10 февраля 2021 г. N 1328, поступившего на запрос судебной коллегии, предоставленное Линькову В.В. по договору найма маневренного фонда от 18 сентября 2017 г. N 01-54/220 жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", жилищному органу Министерства обороны РФ в установленном порядке не сдано, документы о сдаче данного жилого помещения Линьковым В.В. в отдел N 2 г. Воронежа ФГКУ "Западрегионжилье" не предоставлены. Осмотр технического состояния квартиры управляющей компанией не проводился, акт приема-передачи ключей от квартиры не составлялся. Финансово-лицевой счет на квартиру не закрыт, задолженность за квартиру и коммунальные услуги нанимателем Линьковым В.В. не погашена. При посещении 09 февраля 2021 г. квартиры комиссией отдела N 2 г. Воронеж ФГКУ "Западрегионжилье" установить фактически проживающих в ней граждан не удалось.
При этом ни в суд первой инстанции, ни в судебные заседания суда апелляционной инстанции, несмотря на предпринятые коллегией меры по вызову ответчиков в суд для дачи пояснений по заявленным требованиям и имеющихся возражениях на них посредством извещения по всем известным и имеющимся в деле адресам, ответчики не явились, возражений на заявленные требования не представили.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что государством исполнены обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего Линькова В.В, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: "адрес", их выселению из данного жилого помещения.
Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований не может быть признан законным и обоснованным, в связи с чем, решение подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 20 июля 2020 г. отменить, принять по делу новое решение:
Признать Линькова Владимира Вячеславовича, Линькову Надежду Олеговну, Линькова Артема Владимировича, Линькова Максима Владимировича утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
Выселить Линькова Владимира Вячеславовича, Линькову Надежду Олеговну, Линькова Артема Владимировича, Линькова Максима Владимировича из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.