Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е, судей Клюкиной О.В. и Гринюк М.А, при секретаре Харченко Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 30 сентября 2020 года, которым возложена обязанность на Звениговскую городскую администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл предоставить Осиповой К.Д, вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Звенигово жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным требованиям.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Гринюк М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осипова К.Д. обратилась в суд с иском к Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем жилого помещения - квартиры "N", расположенной в доме "N" по "адрес", общей площадью "... " кв.м. Постановлением администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" "N" от 12 ноября 2016 года жилой дом "N" по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Иного жилого помещения Осипова К.Д. не имеет. Постановлением администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" "N" от 12 ноября 2019 года Осипова К.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также на то, что в настоящее время аварийный многоквартирный дом представляет угрозу для жизни и здоровья, проживающих в нем лиц, просила возложить обязанность на ответчика предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным требованиям.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Звениговская городская администрация Звениговского муниципального района Республики Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым возложить на Звениговскую городскую администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл предоставить Осиповой К.Д, составом семьи 3 человека: Осипова К.Д, Осипов Ю.П, Осипова Н.Ю, вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Звенигово жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. В обоснование апелляционной жалобы указала, что ранее жилое помещение по договору социального найма было предоставлено на состав семьи из 3 человек: Осипову К.Д, Осипова Ю.П, Осипову Н.Ю, тогда как в оспариваемом решении суда возложена обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма только на Осипову К.Д, что не соответствует статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 40, статьей 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища. Право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 16 указанного Федерального закона 21 июля
2007 года N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Федерального закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 3 статьи 16 от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 2 приведенного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из положений статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 указанного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение указанных норм права не зависит от субъекта обращения.
Судом первой инстанции установлено, что 22 апреля 2013 года на основании договора социального найма жилого помещения "N"
Осиповой К.Д. предоставлено жилое помещения по адресу: "адрес", общей площадью "... " кв.м.
Актом обследования помещения "N" от 29 июля 2016 года, составленным межведомственной комиссией, здание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", признано аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания "N" от 29 июля 2016 года -жилой дом по адресу: "адрес", в связи с большим физическим износом несущих конструкций и элементов (72 %) на основании акта межведомственной комиссии "N" от 29 июля 2016 года признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" "N" от 22 августа 2016 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу; на администрацию возложена обязанность осуществить мероприятия по переселению граждан, проживающих в многоквартирном доме по указанному адресу в срок до 31 декабря 2025 года, собственникам жилых помещений рекомендовано вести охранно-поддерживающий ремонт до момента расселения дома.
Постановлением администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" "N" от 12 ноября 2019 года
Осипова К.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2019 года N 85 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на
2019-2025 годы", основными целями которой являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в которых приняли решение участвовать в программе, при условии, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов обеспечили выполнение условий, определенных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года
N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Многоквартирный жилой дом "N" по "адрес" включен в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019-2025 года (N 148).
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции, исходил из того, что дом, в котором проживает истец по договору социального найма, признан аварийным и подлежащим сносу, состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживание в спорном доме создает реальную угрозу для ее жизни и здоровья.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, и оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривает.
Довод жалобы о том, что ранее жилое помещение по договору социального найма было предоставлено на состав семьи из 3 человек: Осипову К.Д, Осипова Ю.П, Осипову Н.Ю, тогда как в оспариваемом решении суда возложена обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма только на Осипову К.Д, что не соответствует статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может повлечь отмену решения суда первой инстанции. Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения членов семьи нанимателя жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Доказательств, подтверждающих постановку членов семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении либо нуждающихся в улучшении жилищных условий, и отнесение их к категории малоимущих граждан в суд первой инстанции представлено не было.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
М.А. Гринюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.