Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.М. Цалиева, судей А.В. Бежанова и Т.В. Батаевой,
с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, Макоевой Т.М.,
руководствуясь частью 2 статьи 101.1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частями первой и восьмой статьи 3, статьями 21, 56, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств".
Постановлением Правительства РСО-Алания от 4 декабря 2003 г. N 325 постановление Правительства РСО-Алания от 30 июля 1999 г. N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" отменено
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Владикавказской общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России", в котором оспаривается конституционность положений пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания содержащиеся в указанном Временном порядке нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Бежанова, объяснения представителя Владикавказской общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России" Макоевой Т.М., исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил:
1. В запросе Владикавказской общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России" оспариваются положения пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств", согласно которому устанавливается перечень категорий инвалидов, имеющих право на обеспечение автомобилями бесплатно при наличии соответствующих медико-социальных показаний и отсутствии противопоказаний к вождению данного автотранспортного средства.
По мнению заявителя, названное положение умалило и ограничило права некоторых категорий инвалидов на бесплатное обеспечение специальными транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний, так как снижает уровень социальных гарантий по сравнению с уровнем, установленным в федеральных законах от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В частности, указанными законами устанавливается перечень категорий инвалидов, имеющих право на обеспечение автомобилями бесплатно, при наличии соответствующих медицинский показаний. В противоречие названным законодательным положениям, как считает заявитель, постановление Правительства ограничило круг инвалидов лишь теми, которые имеют соответствующие медико-социальные показания, и у которых отсутствуют противопоказания к вождению данного транспортного средства. Таким образом, по мнению заявителей, существенно сужен круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, посредством установленных законом денежных и других материальных компенсаций и льгот, и тем самым нарушены конституционные принципы справедливости и равенства. Исходя из этого заявители считают, что оспариваемые положения противоречат статьям 41, 42 и 53 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
В своем запросе заявители также указывают на тот факт, что вышеназванное постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания в средствах массовой информации опубликовано не было.
2. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" было принято во исполнение Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" на период до определения Правительством Российской Федерации порядка и условий предоставления автотранспортных средств.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 4 декабря 2003 года N 325 "Об отмене постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" было отменено. Однако, поскольку названное постановление не было опубликовано и, следовательно, не вступило в силу, оно не может приниматься во внимание Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания.
Как было установлено, постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" также не было опубликовано. По смыслу статьи 70 во взаимосвязи со статьей 51 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания может рассматривать не вступившие в силу нормативные правовые акты на предмет их конституционности в случае, если они фактически применялись органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, организациями и учреждениями Республики Северная Осетия-Алания. Однако такая проверка невозможна по содержанию норм, и поэтому дело в этой части подлежит прекращению.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания по настоящему делу является Временный порядок предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств", на предмет соответствия Конституции Республики Северная Осетия-Алания порядка его опубликования и введения в действие.
3. Часть 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания в качестве важной гарантии обеспечения прав человека и одной из основ конституционного строя провозглашает, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2002 года N 7-РЗ "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Северная Осетия-Алания, законов Республики Северная Осетия-Алания, других актов Парламента Республики Северная Осетия-Алания", Указу Президента Республики Северная Осетия-Алания от 19 августа 1996 года N 155 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания" акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания подлежат официальному опубликованию в газетах "Северная Осетия", "Растдзинад" или "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания".
До официального опубликования нормативный акт не может вступить в силу, а, следовательно, не может применяться. Невозможны в этом случае и другие формы его реализации - соблюдение, исполнение, использование. Исключение составляют лишь те нормативные правовые акты, которые рассчитаны только на сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, организаций, до сведения которых эти акты доводятся путем рассылки официальных текстов.
Неопубликованные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования общественных отношений.
С официальным опубликованием связана дата вступления в силу актов Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Так, согласно Указу Президента Республики Северная Осетия-Алания от 19 августа 1996 года N 155 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания", акты Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Республики Северная Осетия-Алания по истечении семи дней после их первого официального опубликования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 декабря 1995 года, правоприменительное решение не может основываться на неопубликованном нормативном акте.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 55, 56, 57 и 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
1. Признать Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" не соответствующим части 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания по порядку опубликования и введения в действие.
2. Правоприменительные решения, основанные на положениях постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств", должны быть пересмотрены в установленном порядке.
3. Рассмотрение дела о соответствии Конституции Республики Северная Осетия-Алания пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств по содержанию оспариваемых норм прекратить.
4. Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания".
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 мая 2004 г. N 1-П "По делу о соответствии Конституции Республики Северная Осетия-Алания положений пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219-а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств", в связи с запросом Владикавказской общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России"
Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Дайджесте оперативной информации. "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации" 2004 г. N 8 и в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" сентябрь-октябрь 2006 г. N 5/30, в "Собрании Законодательства Республики Северная Осетия-Алания" январь-февраль 2009 г. N 1 (Дата подписания номера в печать 5 августа 2009 г. )