Анализ статистических данных с 1998 года свидетельствует об устойчивом росте рецидивной преступности. Особенно на рост правонарушений среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, влияет их трудовая и бытовая неустроенность. Многие утратили родственные связи и нуждаются в социальной реабилитации, медицинском лечении. Отсутствие постоянных законных источников дохода толкает ранее судимых на совершение новых преступлений.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Информацию Министерства внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания "О состоянии рецидивной преступности и мерах по профилактике правонарушений среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, их бытового и трудового устройства" принять к сведению.
2. Активизировать работу Республиканской межведомственной комиссии по координации взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств по проблемам социальной профилактики рецидивной преступности, более эффективному решению вопросов трудоустройства и социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
3. Возобновить деятельность наблюдательных комиссий при главах администраций местного самоуправления, рассматривающих вопросы соблюдения прав осужденных, их жалобы и заявления, проблемы трудоустройства и жилья.
4. Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (Туганова) совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (Каболова) в приоритетном порядке решать вопросы оказания содействия в бытовом и трудовом устройстве данной категории граждан.
5. Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания (Такоев) обязать районные комиссии по делам несовершеннолетних неукоснительно исполнять Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений.
6. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) предусмотреть в бюджете на 2002 год выделение средств на ремонт здания по улице П. Морозова в городе Владикавказе для размещения детского приемника-распределителя.
7. Министерству внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания (Дзантиев) ужесточить контрольно-профилактические меры по выявлению и постановке на учет лиц, прибывающих из мест лишения свободы. Ежемесячно проводить отработки административных участков по проверке образа жизни ранее судимых с целью предупреждения совершения ими новых преступлений.
8. Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (Торчинов) организовать взаимодействие с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (Козаев) по своевременной постановке на медицинский учет больных группы риска.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания У.С. Огоева.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания |
К.Каргинов |
Информация
о состоянии рецидивной преступности в Республике Северная
Осетия-Алания и мерах по профилактике правонарушений среди
граждан, освободившихся из мест лишения свободы,
их бытового и трудового устройства
Борьба с рецидивной преступностью относится к числу приоритетных задач органов внутренних дел. Актуальность этой работы обусловлена тем, что ранее судимые лица - это наиболее общественно опасная и запущенная в социальном отношении категория правонарушителей, так как они совершают, как правило, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Анализ статистических данных МВД РСО-А за 9 месяцев 2001 г свидетельствует об устойчивом росте рецидивной преступности. За отчетный период совершено 1771 преступление лицами, ранее судимыми, что на 22,1 % больше аналогичного показателя прошлого года (2000 г. - 1451), в том числе: в Пригородном РУВД рецидивная преступность возросла на 111 %, Моздокском - 78 %, ОВД Северо-Западного МО - 54 %, Иристонского - 44 %, Промышленного - 31 %. Слабая профилактическая работа с лицами, ранее судимыми и освобожденными по акту амнистии, невыполнение всеми заинтересованными организациями и ведомствами мероприятий, предписанных постановлением Государственной Думы РФ "Об объявлении амнистии в связи с 55-м Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.", способствовали увеличению на 9,9 % (2000 г. - 857, 2001 г. - 942) числа граждан, ранее совершавших преступления. Их удельный вес от общего числа лиц, совершивших преступления, составил 23,2 %. Более высокие темпы роста рецидивной преступности наблюдаются в Дигорский РОВД - 66 % (2000 г. - 39, 2001 г. - 65), ОВД Иристонского МО - 60 % (83 - 133), Пригородном РУВД - 45 % (65 - 94), ОВД Промышленного МО - 18 % (150 - 177).
В целом на профилактическом учете в РУВД-РОВД в 2001 г состоит 7584 чел., из них ранее судимых - 2069 чел., (в том числе особо опасных рецидивистов - 70). Всего по данным Минюста из мест лишения свободы республики в текущем году освобождено 278 человек, из которых жителями республики являются 255, все они поставлены на профилактический учет. 58 человек взяты под административный надзор.
Органами внутренних дел РСО-А проводится определенная работа, направленная на профилактику правонарушений граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе амнистированных по постановлению Государственной Думы Российской Федерации от 28 мая 2000 года, их трудовое и бытовое устройство. В соответствии с указанием МВД РФ N 487 от 3.07.2000 г. осуществляются профилактические мероприятия по своевременной регистрации данной категории лиц, оказанию им помощи в трудоустройстве, установлении за ними контроля для предупреждения с их стороны противоправных действий.
За содействием в органы внутренних дел по вопросам трудового и бытового устройства обратилось 77 человек, из которых 36 гражданам была оказана помощь сотрудниками милиции в трудоустройстве. По отчетным данным из 255 чел., поставленных в текущем году на профилактический учет в органах внутренних дел республики, только 43 человека трудоустроены. В целом же более 2/3 состоящих на учете ранее судимых не имеет постоянного источника дохода.
Особенно отрицательно на уровень рецидивной преступности влияют: трудовая и бытовая неустроенность лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Многие утратили родственные связи и нуждаются в социальной реабилитации. При обращении к работодателям и в органы занятости населения за помощью в трудоустройстве им, как правило, отказывают, учитывая их прошлое. Республиканским центром занятости населения были отправлены письма-приглашения 11 лицам, отбывшим наказание, по вопросу оказания содействия в трудоустройстве. Однако, из числа ранее освободившихся трудоустроены только 3 чел. и еще 2 состоят на учете в поисках работы, получая пособие по безработице.
Отсутствие средств к существованию толкает значительную часть ранее судимых на совершение новых преступлений, занятие бродяжничеством и попрошайничеством. В связи с этим МВД РСО-А были направлены письма главам администраций районов и префектом муниципальных округов для совместного решения всего комплекса вопросов по социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Но информация с мест свидетельствует о том, что работа в этом направлении не дает ощутимых результатов. Нестабильность деятельности промышленных предприятий в республике, отсутствие существовавших ранее базовых предприятий и рабочих мест крайне осложнили вопросы трудоустройства и обеспечения жильем лиц данной категории. Из их числа возросло количество граждан без определенного места жительства и работы.
В республике до сих пор нет специализированных стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, отбывших уголовное наказание.
Остаются нерешенными и вопросы медицинского обеспечения данной категории граждан. Каждый третий из числа освобожденных и прибывших на постоянное место жительства в республику, болен туберкулезом. Из-за отсутствия средств на приобретение дорогостоящих медицинских препаратов большинство из них вообще не обращается в медицинские учреждения, представляя собой тем самым большую опасность заражения для здоровой части населения.
В профилактике рецидивной преступности наблюдается отсутствие комплексного подхода и конкретных мер по решению проблем в работе с ранее судимыми, слабое знание лиц, отбывших уголовное наказание, неумение использовать их индивидуальные особенности при проведении профилактической работы, недостаточный контроль за их бытовым и трудовым устройством. Нет тесного взаимодействия между МВД, МЮ, Министерством здравоохранения, Министерством труда и социального развития и Департаментом федеральной службы занятости населения. Сверки подразделений МВД с органами занятости населения и Министерством труда социального развития не проводятся. Органы исполнения наказаний не всегда и не регулярно направляют заблаговременные извещения об освобождении граждан из мест лишения свободы, особенно отбывающих наказание за пределами республики, что существенно затрудняет поиск таких лиц и своевременность постановки их на учет.
Учитывая изложенное,
Считаю целесообразным:
1. Рассмотреть вопрос о состоянии рецидивной преступности и мерах по профилактике правонарушений среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, их бытового и трудового устройства на заседании Правительства республики с приглашением всех заинтересованных министерств, учреждений и ведомств.
2. Активизировать работу Республиканской межведомственной комиссии по координации взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств по проблемам социальной профилактики рецидивной преступности для более эффективного решения вопросов трудоустройства и социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
3. Возобновить деятельность наблюдательных комиссий при главах администраций местного самоуправления, рассматривавших вопросы соблюдения прав осужденных, их жалобы и заявления, проблемы трудоустройства и жилья.
4. Определить перечень базовых предприятий, выделяющих рабочие места для трудоустройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, с установлением для них определенных льгот в налогообложении на прибыль.
5. Рассмотреть вопрос о создании Республиканского внебюджетного фонда социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, нацеленного на решение задач социальной адаптации, трудового и бытового устройства, оказания им материальной помощи в первые 3 месяца после освобождения.
6. Министерству труда и социального развития РСО-Алания, Департаменту федеральной государственной службы занятости населения в приоритетном порядке решать вопросы оказания содействия в бытовом и трудовом устройстве данной категории граждан.
7. Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РСО-А обязать районные комиссии неукоснительно исполнять Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений.
8. МВД РСО-Алания ужесточить контрольно-профилактические меры по выявлению и постановке на учет лиц, прибывающих из мест лишения свободы. Ежемесячно проводить отработки административных участков по проверке образа жизни ранее судимых с целью предупреждения совершения ими новых преступлений.
9. Предусмотреть в бюджете на 2002 г. выделение дополнительных средств на организацию лечения освободившихся из мест лишения свободы лиц, больным туберкулезом.
Министр внутренних дел
Республики Северная Осетия-Алания |
К.Дзантиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 ноября 2001 г. N 298 "О неотложных мерах по профилактике правонарушений среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, их бытовому и трудовому устройству"
Текст постановления опубликован в "Собрании Законодательства Республики Северная Осетия-Алания" от 9 июля 2003 г. N 3