Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.
судей Емельяновой Ю.В, Федотовой Н.П.
при секретаре Масловой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
02 февраля 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе Можаева Павла Вениаминовича на решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 16 октября 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Можаеву Павлу Вениаминовичу отказать."
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В, судебная коллегия
установила:
Можаев П.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Ярославской области в лице Межмуниципального отдела по Даниловскому и Пошехонскому районам, обязании административного ответчика произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу:.., на его имя.
В обоснование заявленных требований указано, что 14 августа 2017 года по результатам участия в открытых торгах по реализации имущества должника ФИО истец приобрел земельный участок с кадастровым номером N, площадью 800 кв.м, расположенный в... 09 ноября 2017 года его представителем в МФЦ были сданы документы на регистрацию сделки. Плановая выдача документов была назначена после 22 ноября 2017 года. В указанную дату услуга оказана не была, в связи с чем, он вынужден был обратиться к административному ответчику с жалобой от 27 декабря 2019 года. Административный ответчик сообщил о вынесении 21 ноября 2017 года решения о приостановлении проведения государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в ЕГРН имеется запись об ограничении данного земельного участка, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Пошехонского РОСП УФССП России от 28 октября 2014 года, которая погашена на основании постановления об отмене запрета регистрационных действий от 06 марта 2018 года, а также имеется запись о запрете регистрационных действий от 02 сентября 2011 года на основании постановления судебного пристава-исполнителя Пошехонского РОСП УФССП России по Ярославской области. На запрос Росреестра об актуальности данной записи из Пошехонского РОСП поступили сведения о передаче исполнительного производства для исполнения по месту нахождения ответчика ФИО - в УФССП России по Московской области; ответ на запрос Росреестра в УФССП России по Московской области на момент рассмотрения обращения истца не поступил. Регистрационные действия приостановлены до поступления в орган регистрации прав судебного акта о снятии ареста или запрета. Кроме того, как следует из Уведомления о приостановлении государственной регистрации, основанием для приостановления послужила ещё одна запись в ЕГРН - нахождение приобретенного земельного участка в водоохранной зоне реки... и отсутствие указания на это в тексте договора купли-продажи.
Росреестр направил соответствующую информацию продавцу земельного участка для принятия действий по устранению замечаний. Регистрационные действия приостановлены до внесения соответствующих изменений о наличии ограничений в связи с нахождением предмета договора в водоохранной зоне в текст договора купли-продажи. Истец полагает, что приостановление осуществления государственной регистрации в связи с направлением запроса в порядке межведомственного взаимодействия и не поступлением ответа на такие запросы не может являться основанием для столь продолжительного приостановления осуществления регистрационных действий и не предоставления услуги по регистрации сделки.
В судебном заседании представитель административного истца Жарикова М.Ю. иск поддержала по изложенным в нем доводам и основаниям, дополнив, что в настоящее время исполнительное производство в отношении должника ФИО находится в Реутовском городском отделе УФССП России по Московской области, постановление судебного пристава-исполнителя Пошехонского РОСП от 02 сентября 2011 года отменено.
От административного ответчика поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором требования не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене или изменении решения суда, вынесении нового решения. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального и материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя истца по доверенности Жарикову М.Ю, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом административных исковых требований, суд пришел к выводу о том, что все предусмотренные законом действия административным ответчиком были выполнены, уведомление о приостановлении регистрационных действий было направлено, полномочиями для устранения препятствий в совершении регистрационных действий административный ответчик не обладает, в свою очередь, истец длительное время не интересовался результатом подачи заявления о регистрации перехода права собственности.
С выводом суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований Можаева П.В. судебная коллегия не соглашается, находит его ошибочным, не соответствующим обстоятельствам дела, а также положениям закона.
Судом установлено, из материалов дела следует, что 09 ноября 2017 года представитель Можаева П.В. по доверенности Тихвинская С.Н. подала в отдел ГАУ ЯО "МФЦ" по Ленинскому району города Ярославля заявление о регистрации права и перехода права в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу:...
К заявлению о регистрации были приложены следующие документы: договор купли-продажи земельного участка от 14 августа 2017 года N50, заключенного между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях и Можаевым П.В, акт приема-передачи от 14 августа 2017 года, протокол N2 заседания комиссии об определении победителя торгов по продаже арестованного имущества от 02 августа 2017 года, протокол N5 о результатах открытого аукциона по продаже арестованного имущества от 02 августа 2017 года, платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, доверенность на представителя.
По результатам правовой экспертизы административным ответчиком принято решение от 21 ноября 2017 года о приостановлении государственной регистрации на основании пунктов 17, 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Причиной приостановления послужило нахождение приобретенного по сделке земельного участка с кадастровым номером N в водоохраной зоне реки.., запись в кадастровый учет о чем произведена до совершения сделки - 21 мая 2007 года, вместе с тем, сведения об ограничениях в договоре отсутствуют.
Кроме того, ответчиком установлено, что в ЕГРН содержались актуальные записи об арестах, наложенных на спорный земельный участок, внесенные на основании постановления судебного пристава-исполнителя Пошехонского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области от 28 октября 2014 года, внесенные 21 сентября 2011 года на основании постановления о запрете регистрационных действий от 02 сентября 2011 года по исполнительному производству N 3020/11/18/76, представленного в регистрационную службу Пошехонским РОСП УФССП России по Ярославской области, а также внесенные 05 мая 2016 года на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по особыми исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области. По получению информации о реализации спорного земельного участка, 02 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области вынесено постановление об отмене мер по запрету на совершение со спорным земельным участком регистрационных действий, которое было направлено в Управление Росреестра по Ярославской области. Кроме того, постанволением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области от 06 марта 2018 года отменен запрет регистрационных действий по постановлению судебного пристава-исполнителя Пошехонского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области от 28 октября 2014 года. Сведений об отмене запрета на совершение регистрационных действий, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Пошехонского РОСП УФССП России по Ярославской области от 02 сентября 2011 года у административного ответчика не имелось.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Можаев П.В. ссылается на незаконность бездействия Управления Росреестра по Ярославской области в лице Межмуниципального отдела по Даниловскому и Пошехонскому районам по не предоставлению услуги регистрации перехода права на земельный участок площадью 800 кв.м с кадастровым номером N, нарушение прав и законных интересов истца.
В соответствии со статьей 460 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передан покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.
На основании пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентирован положениям статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество определен Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278 (далее - Регламент).
Подпунктом 4 пункта 223 Регламента установлено, что в случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании) устанавливает, в том числе, указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений права, обременений объекта недвижимости).
В этих целях в соответствии с пунктом 227 Регламента государственный регистратор прав проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе регистрации прав документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 229 Регламента предусмотрено, что в случае, если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества имеется запись об ограничении права, обременении объекта недвижимости, внесенная до совершения сделки, государственный регистратор прав проверяет также указание на наличие этого ограничения (обременения) в документах, представленных на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права.
На основании пунктов 17, 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае: если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки; если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно представленным административным ответчиком сведениям, в отношении земельного участка с кадастровым номером N в ЕГРН внесена запись об особом режиме использования земли - водоохранная зона реки... в пользу Верхне-Волжского бассейнового водного управления (отдела водных ресурсов по Ярославской области). Стороной истца (покупателя по договору) указанное обстоятельство не оспаривается. Более того, административный истец настаивает на осуществлении государственной регистрации перехода права на земельный участок при наличии указанного обременения. При этом каких-либо действий по устранению замечаний по направленной органом регистрации прав информации о необходимости внесения соответствующих сведений в договор купли-продажи продавцом по договору - Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - не предпринято.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы административного истца о том, что запрета на передачу в собственность земельных участков, расположенных в охранной зоне, земельное законодательство не содержит; положениями пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность включения в договор сведений об обременении земельного участка и ограничениях его использования.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что положения пунктов 223, 229 Регламента, пункта 17 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в совокупности с содержанием статьи 460 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривают безусловного приостановления государственной регистрации прав при наличии у органа регистрации прав сведений об осведомленности покупателя об обременении в виде нахождения земельного участка в водоохраной зоне.
В силу положений части 1 статьи 3, пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный инспектор в целях надлежащего проведения правовой экспертизы уполномочен направлять запросы в государственные органы.
Пунктом 9 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено приостановление государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в случае не предоставления (не поступления) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Кроме ответов, поступивших по запросам органа регистрации прав на момент вынесения решения от 21 ноября 2017 года о приостановлении государственной регистрации, в материалы дела представлены следующие документы.
Постановление судебного пристава-исполнителя Пошехонского РОСП УФССП России по Ярославской области от 18 сентября 2020 года об отмене запрета регистрационных действий, принятого постановлением судебного пристава-исполнителя Пошехонского РОСП УФССП России по Ярославской области от 02 сентября 2011 года.
Уведомление Межмуниципального отдела по Даниловскому и Пошехонскому районам Управления Росреестра по Ярославской области от 21 сентября 2020 года в адрес Пошехонского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области о приостановлении до 21 октября 2020 года прекращения ареста, запрещения на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Закона N218-ФЗ в связи с непредоставлением (не поступлением) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Уведомление судебного пристава-исполнителя Реутовского ГОСП ГУФССП России по Московской области ФИО от 13 октября 2020 года, направленное административному ответчику, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером N реализован путем проведения открытых торгов в рамках исполнительного производства от 16.02.2016 года N 129356/16/76025-ИП; в случае наличия в Управлении Росреестра по Ярославской области документов, подтверждающих основание реализации указанного имущества путем проведения открытых торгов в рамках исполнительного производства третьему лицу, актуальность запрета регистрационных действий в отношении имущества должника отсутствует; постановление о запрете регистрации в отношении указанного имущества не выносилось; сведения об аресте на указанный объект недвижимости являются неактуальными.
Как установлено судом апелляционной инстанции из пояснений представителя административного истца, а также не опровергнуто предоставлением соответствующих документов, несмотря на предоставление на момент рассмотрения настоящего дела доказательств неактуальности сведений о запрете регистрационных действий в отношении земельного участка, а также наличие у административного ответчика сведений об осведомленности административного истца об обременении в виде нахождения земельного участка в водоохраной зоне, переход права собственности на земельный участок по указанной выше сделке не зарегистрирован в связи с приостановлением государственной регистрации по решению ответчика.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности бездействия Управления Росреестра в лице Межмуниципального отдела по Даниловскому и Пошехонскому районам по не предоставлению услуги регистрации перехода права на земельный участок площадью 800 кв.м, с назначением: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер N, расположенный по адресу:... а также о нарушении прав и законных интересов административного истца. В связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований у суда не имелось. Решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
С целью восстановления нарушенных прав истца в рамках заявленных административных требований на ответчика подлежит возложению обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок на имя Можаева П.В.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 16 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Можаева Павла Вениаминовича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Росреестра в лице Межмуниципального отдела по Даниловскому и Пошехонскому районам по регистрационному делу N76/024/005/2017-12769 по не предоставлению услуги регистрации перехода права на земельный участок площадью 800 кв.м, назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер N, расположенный по адресу:...
Возложить на Управление Росреестра по Ярославской области обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу:... на имя Можаева Павла Вениаминовича.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.