В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Парламент Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".
2. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать данный проект федерального закона.
3. Назначить официальным представителем Парламента Республики Северная Осетия-Алания при рассмотрении указанного проекта федерального закона Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ревазова Сослана Георгиевича, председателя Комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов.
Председатель Парламента
Республики Северная Осетия-Алания |
Т.Мамсуров |
проект
Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О наркотических средствах и психотропных веществах"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219) следующие изменения и дополнения:
1. Главу VI дополнить статьей 40.1 "Медицинское обследование" следующего содержания:
"В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан Российской Федерации, в целях защиты прав человека и гражданина на охрану его жизни и здоровья от опасных последствий потребления наркотических средств или психотропных веществ проводится медицинское обследование на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Медицинское обследование на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача осуществляется при проведении предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Обязательному медицинскому обследованию на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ подлежат следующие категории населения:
- лица, поступающие в учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
- лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
- лица, вступающие в брак;
- лица, прибывающие в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
- лица, занимающиеся отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для которых в случае заболевания наркоманией, в соответствии с федеральным законодательством, установлены ограничения на занятия данными видами профессиональной деятельности.
2. Пункт 1 статьи 45 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
"Больной наркоманией временно (на срок до 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) может быть признан по состоянию здоровья непригодным к выполнению профессиональной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, правоохранительных органах, учреждениях системы образования, учреждениях системы здравоохранения, а так же деятельности, связанной с источником повышенной опасности".
Статья 2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Москва, Кремль
"___" ________ 2000 г.
N ___
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О наркотических средствах
и психотропных веществах"
Федеральный закон от 8 января 1998 года "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон) установил правовые основы государственной политики в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ и провозгласил курс на бескомпромиссное противодействие их незаконному обороту.
О наркотических средствах и психотропных веществах см. также:
Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
Конвенцию о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.)
Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года
Положение об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. N 453
Постановление Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 454 "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ"
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"
Ситуация, сложившаяся в Российской Федерации по наркомании, и практика применения Закона за истекший период свидетельствует о необходимости конкретизации отдельных правовых норм для повышения результативной ценности Закона.
Так, статья 40 Закона устанавливает, что в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако из-за отсутствия указаний на механизм и средства проведения этой нормы в жизнь реализация данной правовой нормы вызывает определенные затруднения.
Распространение наркомании в России происходит нарастающими темпами. По прогнозам социологов, если за период 1988 по 1998 год число потребляющих наркотики увеличилось в два раза, то к концу 2000 года эта цифра вновь удвоится. Результаты многочисленных исследований показывают, что реальные масштабы злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на много порядков превышают данные официальной статистической отчетности. Особое беспокойство вызывает нарастание социальных проблем, сопутствующих наркомании:
- эпидемия ВИЧ-инфекции в отдельных регионах России среди лиц, потребляющих наркотические средства;
- прогрессирующее увеличение числа наркоманов в молодежной среде и рост смертности от потребления наркотических средств;
- появление так называемой "семейной наркомании";
- рост преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами.
В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан основным принципом охраны здоровья граждан является приоритет профилактических мер. Исходя из этого, с целью охраны здоровья граждан от опасных последствий наркомании и повышения качества наркологической помощи предлагается при проведении периодических профилактических медицинских осмотров ввести в практику медицинское обследование на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Обязательному медицинскому обследованию должны подлежать:
1. Возрастные группы, наиболее подверженные наркомании, - для своевременной диагностики, лечения и социальной реабилитации на ранних стадиях.
2. Лица, прибывающие в Российскую Федерацию на постоянное место жительство.
3. Служащие, для которых в случае заболевания наркоманией, устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности.
Данная норма, в случае ее принятия, позволит иметь и более достоверную информацию о масштабах наркомании в России и принимать адекватные меры по борьбе с ее распространением.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьей 45 Закона для больных наркоманией установлены ограничения на занятия определенными видами профессиональной деятельности. Цель данного ограничения - "защита здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства".
Однако из-за отсутствия необходимого подзаконного акта, определяющего перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми установлены ограничения, данная правовая норма также более 2 лет не работает. Учитывая социальную значимость и востребованность данного правового положения, реально сложившейся ситуации по заболеваемости наркоманией, предлагаем в законодательном порядке дать более четкое толкование данной правовой нормы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О наркотических средствах и психотропных веществах"
Принятие данного закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень законов и иных правовых актов отмены,
изменения, дополнения или принятия которых требует
принятие данного законопроекта
1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г.
2. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Парламента Республики Северная Осетия-Алания от 30 ноября 2000 г. N 287/23 "О законодательной инициативе Парламента Республики Северная Осетия-Алания по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Парламента Республики Северная Осетия-Алания", январь 2001 г. N 11(2) (Дата подписания номера в печать 10 августа 2001 г.)