Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 20
к Закону
Республики Северная Осетия-Алания
"О республиканском бюджете
Республики Северная Осетия-Алания
на 2005 год" (в редакции Закона
Республики Северная Осетия-Алания
"О внесении изменений в Закон
Республики Северная Осетия-Алания
"О республиканском бюджете
Республики Северная Осетия-Алания
на 2005 год")
Государственная комплексная программа
повышения плодородия почв республики
Северная Осетия-Алания
на 2002-2005 гг. (III этап)
Наименование Программы Государственная комплексная программа
повышения плодородия почв Республики Северная
Осетия-Алания на 2002-2005 гг.(3 этап)
Дата принятия решения Распоряжение Правительства Российской
о разработке Федерации от 15 февраля 2001 года
Программы, дата ее N 223-р; приказ Министерства экономического
утверждения развития и торговли России от 6 марта 2001
(наименование и номер года N 60; письмо Министерства сельского
нормативного акта) хозяйства России 19 марта 2001 года N 6-22/701
Государственный Министерство сельского хозяйства и
заказчик-координатор продовольствия Республики Северная
Осетия-Алания
Государственный Министерство сельского хозяйства и
заказчик продовольствия Республики Северная
Осетия-Алания
Основные разработчики - Министерство сельского хозяйства и
Программы продовольствия Республики Северная
Осетия-Алания,
- Министерство экономики Республики Северная
Осетия-Алания,
- Министерство финансов Республики
Северная Осетия-Алания; - Земельный комитет
Республики Северная Осетия-Алания,
- Северо-Кавказский научно-исследовательский
институт горного и предгорного
сельского хозяйства,
- Департамент "Севосетинмелиоводхоз",
- Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР)
Республики Северная Осетия-Алания,
- Горский государственный аграрный
университет,
- Северо-Осетинский государственный
университет им. Хетагурова,
- Федеральное государственное учреждение
"Станция агрохимической службы
"Северо-Осетинская"
Цели и задачи Восстановление сельскохозяйственного
Программы, важнейшие производства до уровня 1990 года
целевые показатели
Приостановление снижения содержания гумуса и
повышение уровня питательных веществ в почве
Улучшение фитосанитарного состояния почв,
физико-химических и агрохимических свойств
почв, а также мелиоративного состояния ранее
осушенных и орошаемых земель
Защита от ветровой и водной эрозии
Создание глубоко окультуренного пахотного
слоя почвы
Предотвращение развития и устранение
процессов деградации почв
Рациональное использование эродированных
земель
Снижение социальной напряженности в
обществе за счет создания дополнительных
рабочих мест в сельскохозяйственном
производстве, других областях общественного
производства и сфере услуг
Сроки, этапы 2002 - 2005 годы
реализации Программы
Перечень основных Внесение органических удобрений-1,08 млн. тонн
мероприятий
Известкование кислых почв - 6,5 тыс. га
Рекультивация нарушенных земель - 0,08 тыс. га
Коренное улучшение сельскохозяйственных
угодий, включая культуртехнические
работы - 2,5 тыс. га
Комплексная реконструкция орошаемых
земель - 2,6 тыс. га
Орошение земель - 0,4 тыс. га
Осушение земель - 0,5 тыс.га
Строительство противоэрозионных
гидротехнических сооружений - 3 км
Создание полезащитных лесных полос-
0,05 тыс. га
Создание противоэрозионных овражно-балочных
насаждений - 0,02 тыс.га
Исполнители основных - Министерство сельского хозяйства и
мероприятий продовольствия Республики Северная
Осетия-Алания,
- Министерство экономики Республики
Северная Осетия-Алания,
- Министерство финансов Республики
Северная Осетия-Алания,
- Федеральное государственное учреждение
"Станция агрохимической службы
"Северо-Осетинская"
- Департамент "Севосетинмелиоводхоз"
- Управления сельского хозяйства Районов
республики, сельскохозяйственные
товаропроизводители
Объемы и источники Объем инвестиций на реализацию Программы
финансирования составляет 6438 млн.руб.,
в том числе:
федеральный бюджет - 3662 млн.руб (59,6 °/) #
бюджет территорий - 2776 млн.руб (43,1 %)
Ожидаемые конечные Повышение жизненного и культурного
результаты реализации уровня сельского населения;
Программы обеспечение экологической безопасности
республики;
увеличение на 140 тыс. тонн производства
сельскохозяйственной продукции
в пересчете на зерно;
снижение напряженности в обществе
за счет создания дополнительных рабочих
мест в сельскохозяйственном производстве,
других областях общественного
производства и сфере услуг;
восстановление и развитие деятельности ряда
перерабатывающих отраслей промышленности;
предотвращение дальнейшего снижения
плодородия почв как основы жизнеобеспечения;
ослабление отрицательного влияния природных
факторов на сельскохозяйственное
производство (засуха, ветровая и
водная эрозии);
повышение устойчивости преобразованной
агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;
снижение до 3-5 лет сроков окупаемости
затрат на комплекс мер по улучшению
сельскохозяйственных угодий
Система организации Контроль за ходом выполнения Программы
контроля за осуществляют Министерство сельского хозяйства
и исполнением Программы продовольствия
Республики Северная Осетия-Алания,
Министерство финансов Республики
Северная Осетия-Алания, Земельный
комитет Республики Северная Осетия-Алания,
Межведомственный консультативный совет по
контролю за реализацией Государственной
комплексной программы повышения плодородия
почв Республики Северная Осетия-Алания,
Федеральное государственное учреждение
"Станция агрохимической службы
"Северо-Осетинская", органы
исполнительной власти районов
Система контроля предусматривает:
ежеквартальную отчетность органов
управления агропромышленным комплексом
Республики Северная Осетия-Алания
Министерству сельского хозяйства и
продовольствия Республики Северная
Осетия-Алания и Министерству сельского
хозяйства Российской Федерации;
контроль за происходящими изменениями
агроэкологическими показателями
агроэкологических показателей почвы в связи
с реализацией Программы;
систематическое обсуждение на
межведомственном консультативном совете по
контролю за реализацией Программы
1. Обоснование разработки
Государственная комплексная программа повышения плодородия почв Республики Северная Осетия-Алания на 2006-2005 гг. разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года N МА-2/1738 и приказом Министерства экономического развития и торговли России от 6 марта 2001 года N 60, а также инструктивным письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия России от 19 марта 2001 года N 6-22/701 "О разработке региональных программ повышения плодородия почв и представлении материалов по их финансированию за счет средств местных бюджетов".
Настоящая Программа представляет собой третий этап Государственной комплексной программы повышения плодородия почв Республики Северная Осетия-Алания. Первые два этапа охватывали 1992-1995 гг. и 1996-2000 гг., однако основные цели и задачи этих этапов не выполнены в связи с известными трудностями в агропромышленном комплексе, недостаточным финансированием из федерального и местных бюджетов, отсутствием средств для проведения работ во всех категориях хозяйств, что привело к значительному сокращению объемов применения органических и минеральных удобрений, гидромелиорации, полному прекращению таких важных для поддержания плодородия земель работ, как известкование кислых почв, комплексное агрохимическое окультуривание полей (КАХОП) и др.
В итоге плодородие почв в республике не только не повысилось, но, наоборот, наблюдается значительное его снижение, что подтверждается данными агрохимических исследований и низкими урожаями выращиваемых сельскохозяйственных культур.
Все сказанное подтверждает острую необходимость разработки и, главное, выполнения настоящей Программы. Она нацелена на закрепление комплексного подхода к осуществлению всех мероприятий, обеспечивающих сохранение и повышение плодородия почв.
Если предыдущие программы основывались на научно обоснованных объемах планируемых работ и мероприятий, то в настоящей Программе заложены заведомо значительно меньшие объемы работ, возможно выполнимые в предстоящие 4 года, с увеличением их при разработке новых этапов программ в последующие годы.
Программа одобрена коллегией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания.
2. Итоги выполнения комплексной программы
повышения плододия# почв республики Северная
Осетия-Алания в 1996-2000 гг.
и современное состояние почв
Республика Северная Осетия-Алания - самая малоземельная в Российской Федерации. На 01.01.1996 г. площади сельхозугодий составляли 399,5 тыс.га, в том числе пашня - 203,6 тыс.га. За четыре года площадь, пашни уменьшилась на 1 тыс.га. При этом земли перешли в кормовые угодия в связи с произошедшими в них деградационными процессами, что нежелательно для малоземельной республики.
На 01.01.2001 г. площади сельхозугодий в республике составили 402,2 тыс.га, в том числе пашни - 202,6 тыс. га, из них по фермерским хозяйствам:
сельхозугодия - 22,9 тыс.га, пашня - 16,8 тыс. га . На 1 жителя республики приходится менее 0,57 га сельхозугодий и 0,30 га пашни. Это самый низкий показатель в России. Положение усугубляется наличием в республике десятков тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из разных регионов бывшего Советского Союза.
В связи с этим обеспечение населения республики продуктами питания является актуальнейшей задачей и сохранение почвенного плодородия для РСО - Алания имеет особо важное значение.
Однако итоги выполнения Программы в 1996-2000 гг. говорят о том, что органических удобрений внесено менее чем на 2 % от нормы. Если в 1987-1988 гг. на поля вносилось более 1 млн. тонн органических удобрений, то в 2000 г. внесено только 16 тыс. тонн, минеральных удобрений - 7,6 %; в последние 2 года небольшие объемы выполнены по комплексной реконструкции орошаемых земель: в 1999 г. - 400 га и в 2000 г. - 250 га. Агрохимическое обследование почв в рамках государственного контроля за почвенным плодородием ежегодно выполнялось на 86-90 %. Все остальные работы: известкование кислых почв, комплексное агрохимическое окультуривание полей, коренное улучшение земель, ввод орошаемых земель, противоэрозионные мероприятия - не осуществлялись.
Невыполнение основных показателей Программы привело к ухудшению состояния сельскохозяйственных угодий, снижению их плодородия, усилению эрозионных процессов.
По данным последних 2 циклов агрохимобследования, 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг., средневзвешенное содержание гумуса за последние 10 лет снизилось с 4,2 7% до 3,8 %.
При этом площади низко обеспеченных гумусом (основным показателем плодородия) пахотных почв увеличились на 21,7 тыс. га и составили 62,1 % от обследованной площади.
Снизилось в почвах и содержание обменного калия. Если в 1990 г. в республике уже не было почв с очень низким содержанием mb.# элемента, то по состоянию на 01.01.2001 г. их площадь составляет 1,8 тыс.га. Еще больше увеличились площади почв с низким содержанием калия и достигли 8 тыс. га в 2000 году по сравнению с 1,1 тыс. га в 1995 г.
В то же время обращает на себя внимание нестандартное поведение подвижного фосфора. В некоторых типах почв и селъхозугодиях# в последние годы наблюдается увеличение его содержания, что отмечается и в некоторых других районах страны, несмотря на то, что очень мало вносится фосфорных удобрений. Так, средневзвешенное содержание Р2О5, определяемого по методу Чирикова, в пахотных почвах увеличилось и достигло 110,6 мг/кг по сравнению с 106,6 мг/кг в 1990 году. Механизм такого явления требует исследования. По-видимому, это объясняется тем, что долгие годы фосфорные удобрения вносились в значительно больших количествах, часть фосфора закреплялась почвой. Теперь же, под влиянием кислотных осадков, почвенной микрофлоры, корневых выделений эти запасы высвобождаются и переходят в подвижные усвояемые формы. С другой стороны, более низкие урожаи в последние годы выносят значительно меньше фосфора.
Однако такое явление может быть непостоянным, так как запасы соединений фосфора в почве недолговечны. И если так же, как теперь, не будут вноситься в почву фосфоросодержащие удобрения, процесс этот может стать обратным, и количество подвижного фосфора в почве станет уменьшаться.
Что касается серы - одного из важнейших элементов питания растений, то в последнее время на некоторых почвах ощущается ее недостаток, особенно в удаленных от промышленных центров районах, как это отмечалось в Дигорском районе. Дело в том, что до недавнего времени сере как элементу минерального питания и применению серных удобрений не придавалось особого значения. Считалось, что достаточно серы поступает в почву с осадками и такими серосодержащими удобрениями, как сульфат аммония, простой суперфосфат, сульфат калия и др. В то же время большой вынос серы урожаями и изменение ассортимента применяемых удобрений, рост поступления концентрированных удобрений, не содержащих серу, привели в последние годы к дефициту этого элемента.
В перспективном земледелии дефицит в почве серы может оказаться фактором, сдерживающим рост урожаев и качество продукции. Поэтому необходимо при выполнении настоящей Программы предусмотреть наравне с другими минеральными удобрениями в ассортименте и применение серосодержащих удобрений.
В связи с отсутствием известкования площадь кислых пахотных почв в 2000 г. увеличилась на 1,2 тыс.га по сравнению с 1995 г.
Из-за выхода из строя оросительных и осушительных систем, а также передачи земель в ведение органов местного самоуправления и перевода в ряде случаев их в земли запаса в 1996-2000 гг. площадь орошаемых земель сократилась на 4 тыс.га. Резко ухудшилось также техническое состояние мелиоративных систем.
Значительных масштабов достигла водная и ветровая эрозии почв. Площади эрозионно-опасных и подверженных эрозии сельскохозяйственных угодий составляют около 210 тыс.га, или в том числе пашни -80 тыс.га.
Основной причиной неудовлетворительной реализации комплексной Программы повышения плодородия почв в 1996-2000 гг. явилось недостаточное выделение ассигнований из федерального и местного бюджетов, а чаще всего - полное их отсутствие для выполнения некоторых видов работ, перевод финансирования агрохимических работ из федерального на местный бюджет.
За пять лет выполнения второго этапа Программы повышения плодородия почв всего было фактически выделено финансовых средств 13 млн.рублей из 162 млн.рублей, предусмотренных Программой (в ценах 1991 г.). Полностью отсутствовало финансирование на известкование кислых почв, на комплексное агрохимическое окультуривание полей.
Недостаточно выделялось средств на приобретение минеральных удобрений, очень мало выделялось средств на комплекс работ по органическим удобрениям.
В 1987 году в республике был достигнут наивысший уровень применения минеральных удобрений - 38,2 тыс. тонн в пересчете на действующее вещество. Это на 11 тыс. тонн меньше научно обоснованных рекомендаций. Однако к этому времени, по данным агрохимического обследования, уже наблюдалось ежегодное повышение содержания питательных веществ в почвах, что способствовало повышению плодородия и наращиванию сельскохозяйственного производства.
В годы реализации первых двух этапов Программы "Плодородие" поставки удобрений селу резко сократились (более чем в 14 раз) и в 2000 году составили 2.6 тыс.тонн д.в. Применение органических удобрений сошло почти на нет: в 2000 г. было внесено всего 16 тыс.тонн.
Особенно неблагоприятно влияет недостаточное внесение удобрений на плодородие почв мелиорированных земель, что ведет к ускоренному их обеднению и деградации.
Невыполнением Программы повышения плодородия почв нанесен и наносится большой ущерб стабилизации и развитию сельского произ водства. Подорвано выполнение других целевых программ: увеличения производства зерна, кормов, овощей.
Снижение содержания питательных веществ в почве неизбежно приведет к падению продуктивности земледелия в ближайшие годы с 34-35 ц/га зерновых единиц до 17-18 ц/га и ниже.
Сложившееся положение отрицательно сказывается на развитии много-укладности хозяйствования и решении социальных проблем на селе.
Разработка нового, третьего этапа, Программы "Плодородие" и его выполнение являются осознанной необходимостью для стабилизации сельскохозяйственного производства и решения социальных проблем в республике.
3. Основные цели и задачи программы
Государственная комплексная программа повышения плодородия почв Республики Северная Осетия-Алания направлена на реализацию приоритетных направлений повышения плодородия почв плоскостной части во всех районах республики.
В Алагирском, Ардонском, Пригородном, Дигорском и Ирафском районах предполагается возобновить известкование кислых почв начиная с 2003 года, после завершения строительства завода (цеха) по изготовлению известняковой муки, которое планируется в 2002 году.
Предполагается также возобновить работы по комплексному агрохимическому окультуриванию полей (КАХОП).
По мелиорации земель первоочередной задачей является комплексная реконструкция орошаемых земель, повышение технического уровня действующих государственных оросительных систем, на которое планируется направить до 90% от всех вложений на гидромелиорацию. Планируется реконструкция Левобережной оросительной системы (3 очередь) колхоза им. Ленина, оросительной сети колхоза "Ленинский путь" и комплексная реконструкция оросительной сети в совхозе "Дружба" Моздокского района, реконструкция Архонского орошаемого массива, Завалского участка в колхозе им. Легейдо Дигорского района. Планируется также строительство осушительного полигона на переувлажненных почвах совхоза "Майрамадаг" Алагирского района.
Особое значение для сохранения плодородия земельного фонда (пашни) имеют противоэрозионные гидротехнические мероприятия, составляющие в сумме 35,8 млн.рублей в денежном выражении (в ценах 1991 г.) Лесомелиоративные работы планируются в минимально необходимых объемах.
Во всех районах важнейшей задачей ставится приостановление снижения содержания гумуса (основного показателя плодородия) в почве, повышение уровня содержания питательных веществ, сохранение созданного мелиоративного фонда республики, проведение комплекса работ по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий, включая культуротехнические работы в предгорных районах республики.
Реализация Программы с учетом комплекса агротехнических мероприятий позволит довести сельскохозяйственное производство до среднегодового уровня 485 тыс. тонн в пересчете на зерно.
4. Комплекс мероприятии по сохранению
и повышению плодородия почв
Основой осуществления аграрной реформы, обеспечения населения республики экологически чистыми продуктами питания собственного производства является рациональное использование земельных ресурсов И повышение почвенного плодородия. В этих целях необходимо осуществлять комплекс мероприятий, включающих почвенные изыскания, выполнение агротехнических, мелиоративных, культуротехнических, агрохимических работ и защиту почв от эрозии, внедрение прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Однако при составлении Программы объемы работ планировались минимально необходимые для приостановления снижения плодородия почв и более выполнимые с учетом возможностей финансирования из федерального и местного бюджетов.
4.1 Защита почв от эрозии
Эрозия почв разрушает исторически сложившееся динамическое равновесие в окружающей природной среде. Она по мере усиления процесса снижает плодородие почв от 26 до 80%, а при очень сильной эродированности почва разрушается и полностью теряет плодородие, тем самым наносится невосполнимый ущерб народному хозяйству.
В комплексе мер по борьбе с эрозией первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. В этих целях необходимо:
развивать ландшафтно-адаптивное земледелие, с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой границ полей, рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнение комплекса гидротехнических, лесо-луго мелиоративных, противоэрозионных мероприятий;
применительно к природным зонам республики ввести нормативные ограничения на размещение пропашных культур на склоновых землях, осуществить залужение 3 тыс. гектаров пашни, подверженных эрозии в сильной степени и провести посев многолетних трав на 25 тыс.га пашни вне севооборотных участков, подверженных эрозии в средней степени;
применять в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий конкретных зон. Довести до оптимальных объемов применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая щелевание почв, полосное размещение сельскохозяйственных культур, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов, возделывание пропашных культур с использованием постоянных гребней;
осуществить меры по предотвращению переуплотнения структуры почвы путем совмещения операций: применения широкозахватных агрегатов, ограничения проведения полевых работ при высокой влажности почвы, перегрузочных и перевалочных процессов на уборке, при перевозке урожая и других грузов, внесения в почву расчетных доз органических удобрений, соломы, сидератов, разуплотнения почв глубоким рыхлением.
Большое значение имеют защитные лесные насаждения на склонах Кабардино-Сунженского хребта и шлейфов "черных" лесистых гор, а также в Моздокской степи.
В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения предусматривается:
1. Заложить защитные лесные насаждения на площади 50 га, в том числе 50 га полезащитных лесных полос. Рубки ухода в полезащитных лесных полосах осуществить на площади 40 га. Полезащитные лесные полосы размещать поперек склонов и контурно в соответствии с противо-эрозионной организацией территории.
2. Провести в течение двух лет инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственных предприятий и организаций. На основе полученных материалов разработать и осуществить в 2002-2005 гг. меры, направленные на своевременное проектирование, агролесомелиоративное устройство лесонасаждений, повышение их эффективности.
Генеральным заказчиком на проектирование и создание всех защитных лесных насаждений является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, а выполнение работ по посадке и выращиванию этих насаждений осуществляется предприятиями службы лесного хозяйства. Объемы работ по лесомелиоративным мероприятиям приведены в таблице 1.
Водной эрозией ежегодно наносится огромный ущерб сельскому хозяйству республики. На пахотные угодья, расположенные у основания Терского хребта, устремляются потоки воды, стекающие с открытых затяжных склонов в период летних ливней. Смываются плодородный слой и посевы, происходят оползневые процессы и просадочные деформации грунтов, разрушаются коммуникации и постройки. Аналогичные процессы происходят и на землях, расположенных по берегам рек. Обследованиями установлены конкретные массивы общей площадью 11 тыс. га, на которых разрушительные процессы действуют наиболее активно. По результатам обследования разработана программа гидротехнических работ по защите этих массивов от водной эрозии, оползневых и других разрушительных процессов. За 2002-2005 гг. предусмотрено построить 4 км водонаправляюших каналов и дамб, береговых защитных сооружений, водозадерживающих, противооползневых и других защитных сооружений. Основные объемы строительства противоэрозионных гидротехнических сооружений приведены в таблице 2.
4.2 Агрохимическое обеспечение
4.2.1 Применение органических удобрений
По данным агрохимического обследования, по состоянию на 1.01.2001 г. в Республике Северная Осетия-Алания насчитывается 116,4 тыс. га пахотных почв, характеризующихся низким и очень низким содержанием гумуса, что составляет 62,1% от площади обследованной пашни. Со времени разработки предыдущих этапов Программы "Плодородие" площадь низко-обеспеченных гумусом пахотных почв увеличилась на 18 %. Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизические, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы. По данным научных учреждений, для бездефицитного баланса гумуса необходимо ежегодно вносить в пахотные почвы 1,3-1,5 млн. тонн органических удобрений, а для расширенного воспроизводства - около 2 млн. тонн.
Однако такое количество органических удобрений республика в настоящее время не в силах применять. Во-первых, в связи с резким сокращением поголовья скота и снижением выхода навоза, во-вторых, из-за нехватки технических и финансовых средств на выполнение работ.
Имеющееся поголовье скота в общественном секторе позволяет накопить только 230-250 тыс. тонн навоза в год.
В целях рационального использования ресурсов органических удобрений предусматривается:
1. Довести применение органических удобрений в 2002 г. до 230 тыс. тонн (табл. 3), к 2005 году - до 300 тыс. тонн. Обеспечить внесение 70-80 % навоза, компоста и биогумуса под пропашные культуры, шире использовать зеленое удобрение и запашку соломы зерновых культур для увеличения запасов органического вещества в почве.
2. Предусмотреть строительство при животноводческих комплексах и птицефабриках навозо-пометохранилищ, цехов и площадок компостирования. Разработать и внедрить экологически чистые технологии производства органических удобрений и кормовых добавок на основе навоза и помета.
3. Возобновить и провести в 2005 году комплексное агрохимическое окультуривание полей на площади 1 тыс. гектаров (табл. 4).
4. Развивать производство биогумуса для альтернативного земледелия, увеличить использование в качестве удобрения стоков животноводческих комплексов и ферм.
5. При реализации животноводческими комплексами и птицефабриками навоза, помета и компостов повысить требовательность к соблюдению технических условий на указанную продукцию.
6. В севооборотах расширить площади многолетних трав, особенно бобовых, для повышения запасов биологического азота, увеличить применение ризоторфина и сидеральных культур.
4.2.2 Применение минеральных удобрений
В Республике Северная Осетия-Алания в настоящее время удобряется только 20 % посевов сельскохозяйственных культур. Не получают минеральной подкормки горные природные сенокосы и пастбища.
Дефицит минеральных удобрений в полевых севооборотах привел к увеличению площадей пашни с низким содержанием питательных веществ. Расчетная потребность сельского хозяйства республики в минеральных удобрениях составляет 49-50 тыс. тонн в действующем веществе, или 250 кг/га пашни и 128 кг/га сельхозугодий.
Однако в связи с ограниченностью финансовых средств на приобретение минеральных удобрений и техники для их применения в настоящей Программе намечаются в два раза меньшие объемы, которые в 2005 г. составят 24 тыс. тонн д.в. в год, или 150 кг/га пашни (табл. 3). Это сможет приостановить снижение плодородия почв и несколько увеличить урожайность сельскохозяйственных культур.
Помимо этого, в Государственной комплексной программе повышения плодородия почв республики следует предусмотреть расходы на научные исследования на период 2002-2005 гг. в размере 7 млн. рублей (в ценах 1991 г.). Они необходимы для изучения микроэлементного состава почв, в том числе содержания тяжелых металлов, остатков пестицидов, радио-нуклидов в почвах и растительной продукции, накопления нитратов и нитритов. Кроме того, требуется проводить мониторинг состояния почв, их потенциального и эффективного плодородия и вносить соответствующие коррективы в программу стабилизации и расширенного воспроизводства плодородия почв.
В 2002-2005 гг. основное внимание будет направлено на организацию эффективного использования удобрений, для чего намечается:
обеспечить сохранность удобрений при хранении и транспортировке, дифференцированное внесение их в почву в соответствии с данными агрохимического обследования почв и диагностики питания растений во время вегетации;
увеличить объемы локального внесения удобрений при посеве зерновых культур, организовать дробное внесение азотных удобрений, сочетая подкормки с применением микроэлементов, регуляторов роста, пестицидов, использовать комплекс машин по локальному внесению минеральных удобрений и пестицидов;
увеличить объемы применения фосфорных и калийных удобрений на эродированных почвах при вспашке зяби.
С целью повышения плодородия почв предусматривается:
1. Довести ежегодное применение минеральных удобрений в 2005 году до 24 тыс. тонн действующего вещества, что обеспечит внесение их по оптимальным нормам под технические, зерновые и кормовые культуры, картофель, овощи. Приступить к подкормке улучшенных сенокосов и пастбищ.
2. Обеспечить поставку сельскому хозяйству в необходимом, количестве и ассортименте минеральных удобрений, микроэлементов, регуляторов роста растений и увеличить производство экологически безопасных удобрений и мелиорантов, не вызывающих загрязнения почвы опасными веществами.
3. Осуществить внедрение эффективных приемов применения минеральных удобрений, микроудобрений, регуляторов роста растений на основе данных почвенной и растительной диагностики питания растений.
4. Ввести в эксплуатацию в Моздокском районе прирельсовые склады и резервные базы, а также глубинные склады минеральных удобрений емкостью 11,4 тыс. тонн единовременного хранения.
5. Поставить сельскому хозяйству необходимую технику для физической подготовки минеральных удобрений, тукосмешения, транспортировки и внесения в почву сухих и жидких туков, а также организовать пункт технического обслуживания и проката специализированной техники для крестьянских (фермерских) хозяйств и других землепользователей.
6. Обеспечить поставку минеральных удобрений в затаренном виде, в том числе и в мелкой расфасовке, для крестьянских (фермерских) хозяйств и других землепользователей.
7. Разработать меры по более эффективному использованию землепользователями минеральных удобрений для повышения плодородия почв.
4.2.3 Химическая мелиорация почв
В Республике Северная Осетия-Алания по состоянию на 01.01.2001 г. около 80 тыс. га сельскохозяйственных угодий характеризуется повышенной кислотностью, из них 20 тыс.га сильно- и среднекислых почв на пашне требует первоочередного известкования.
По данным научных исследований, ежегодно необходимо известковать 10-12 тыс.га сельскохозяйственных угодий, для чего требуется 80-90 тыс. тонн известковых удобрений.
В Программе предусматривается произвестковать в 2003 г. 1,5 тыс. га кислых почв, в 2004 г. - 2 тыс.га, в 2005 г.- 3 тыс.га (табл.4). Для этого в 2002 г. необходимо построить завод (цех) по изготовлению известняковой муки. Чтобы обеспечить известкование планируемых площадей кислых почв необходимо в период реализации Программы произвести 45,5 тыс. тонн известняковой муки (табл.5).
Выполнение намеченных объемов известкования к 2005 году позволит сократить площади сильнокислых почв на пашне на 40%
4.4 Гидромелиорация земель
Сложившаяся в Северной Осетии социально-экономическая обстановка, вызванная высоким ростом населения за счет притока беженцев из Закавказья и других регионов бывшего Союза, изъятием 32 тыс. га Наурских отгонных пастбищ и другими негативными явлениями, потребовала незамедлительного осуществления комплекса мер по повышению плодородия почв и увеличению объема производства сельхозпродукции. Немаловажная роль при этом отведена гидромелиорации.
В республике 94 тыс. га мелиорированных земель, из которых 77 тыс. га орошаемых. Занимая лишь 19 % от всех сельхозугодий, поливные земли дают больше половины растениеводческой продукции. Резервы мелиорации огромны, для их вовлечения в сельскохозяйственное производство необходима реализация мер, предусмотренных настоящей Программой. Следует отметить, что основной прирост орошаемых земель в количестве 33 тыс. га был произведен еще в годы IХ-ХI- пятилеток.
Основной задачей раздела по проведению гидромелиорации на 2002-2005 гг., сформированного с учетом результатов инвентаризации мелиорированных земель, является повышение технического уровня действующих государственных оросительных систем, на которые будет направлено почти 90 % всех капитальных вложений (табл.6).
Намеченные к комплексной реконструкции первоочередные массивы Моздокского района, Архонского орошаемого массива в Пригородном районе, Завальского участка в колхозе им. Легейдо Дигорского района в современном состоянии представлены неинженерными водозаборами и сетью земляных каналов с поверхностными способами поливов и дождеванием - машинами ДДН70. Будут построены водозаборные сооружения на поверхностных и подземных водоисточниках, каналы с профильтрованными облицовками, сооружения по внутрисистемному регулированию и использованию сбросных вод с организацией поливов широкозахватной высокопроизводительной дождевальной техникой типа "Кубань". Кроме того, предусмотрены мероприятия по улучшению и развитию производственной базы эксплуатационных водохозяйственных организаций республики.
4.5 Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий и освоение новых земель
В целях повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, а также высвобождения занятой кормовыми посевами пашни под зерновые культуры, увеличения производства и улучшения качества грубых и сочных кормов в 2002-2005 гг. предусматривается провести работу по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий, включая культуротехнические работы - площади 2,5 тыс.га (табл. 7).
Первостепенное внимание будет уделено улучшению горных природных кормовых угодий, включая культуротехнические мероприятия и окультуривание, создание высокопродуктивных сенокосов и пастбищ.
Намечается значительно увеличить объем работ по поверхностному улучшению сенокосов и пастбищ. Для поддержания высокой продуктивности улучшенных угодий предусматривается увеличить объем работ по перезалужению площадей старовозрастных, выродившихся травостоев и выбитых пастбищ, широко применять противоэрозионные технологии. Для улучшения качества кормового сырья намечается увеличить объем работ по подсеву в дернину злаковых травостоев, семян бобовых трав, намечается регулирование состава травостоя путем внесения разных видов минеральных удобрений.
4.6. Меры по улучшению, восстановлению нарушенных и загрязненных земель
В Северной Осетии недостаточно пашни, поэтому освоению бросовых и малопродуктивных земель под пашню будет уделено первостепенное значение.
Намечен комплекс мероприятий по увеличению площади пашни за счет бросовых карьеров и пойменных земель. Будут проведены работы по рекультивации карьеров инертных материалов, отработанных еще в 60-е годы.
Следует отметить, что значительную часть территории республики занимают поймы горных рек шириной от 100 до 800 метров. В сельском хозяйстве поймы с обнаженными гравийно-галечниковыми отложениями не используются. Доказано, что превратить эти земли в плодородные можно предварительно заилив их с помощью вод горных рек, несущих большое количество взвешенных наносов в летний период. Необходимый слой ила создается за 1 - 2 сезона. Предусмотрен комплекс гидротехнических сооружений противоэрозионных, защитных, а также систем мелких прудов-отстойников для заиливания. Работы по рекультивации и по улучшению малопродуктивных пойменных земель намечается осуществить на площади 330 га. Основные показатели приведены в таблице 8.
Восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, предусмотрено выполнить на площади 2000 га (табл. 9).
5. Реализация программы повышения
плодородия почв
Механизм реализации Программы включает в себя организационное, ресурсное, научное, правовое и, самое главное, финансовое обеспечение.
5.1 Организационное обеспечение
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, которое организует ее выполнение совместно с Земельным комитетом Республики Северная Осетия-Алания, Комитетом природных ресурсов по Республике Северная Осетия-Алания, Северо-Кавказским научно-исследовательским институтом горного и предгорного сельского хозяйства.
Организационное обеспечение Программы предусматривает реализацию намеченных мероприятий через районные исполнительные органы власти республики, соблюдение научно-обоснованных систем земледелия в каждой зоне, осуществляемых через ландшафтное землеустройство, учитывающее особенности аграрной реформы.
Главным вопросом применения системы земледелия является обеспечение расширенного воспроизводства плодородия почв и высоких экономических показателей. Необходимо предусмотреть мероприятия по нейтрализации неблагоприятных воздействий на почву, комплекс мер по оптимизации внутрипочвенных процессов, способствующих повышению почвенного плодородия и продуктивности растений, продолжить совершенствование зональных научно обоснованных систем земледелия. Провести уточнение существующих систем, а где они отсутствуют - проектирование и введение севооборотов, обеспечивающих защиту почв от эрозии и повышение плодородия почв.
Непосредственная реализация землепользователями и собственниками земли предусмотренных Программой мероприятий, направленных на сохранение и недопущение дальнейшего снижения, поддержание и повышение плодородия почв, осуществляется на основе утвержденных проектов землеустройства, содержащих мероприятия по рациональному использованию и охране земель, разрабатываемых проектно-изыскательскими организациями по землеустройству, имеющими соответствующие лицензии на проведение этих работ, по заказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания и его подразделений. Координирующим органом выполнения Программы является создаваемый межведомственный консультативный совет по контролю реализации Государственной комплексной программы повышения плодородия почв (3 этап).
5.2 Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение предоставляется существующими государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, лесхозами и лесомелиоративными станциями, учреждениями и различными акционерными и другими предприятиями, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ будет выполняться непосредственно землепользователями.
Имеющаяся производственная база в основном недостаточна для выполнения намеченных работ, так как за последние годы совершенно не пополнялся парк почвообрабатывающей мелиоративной техники, машин для проведения агрохимических работ. Оснащение подрядных организаций также низкое. Поэтому требуется поставка большого количества техники. Необходимы также меры по укреплению производственной базы водохозяйственных эксплуатационных организаций, агрохимической службы и лесхозов. Потребность в технике для реализации мероприятий и работ, предусмотренных Программой, приведена в таблице 10.
5.3 Научное обеспечение
Реализация Программы повышения плодородия почв наравне с ресурсным и финансовым обеспечением возможна при самом широком и надежном научном обеспечении.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, Земельному комитету Республики Северная Осетия-Алания с участием заинтересованных министерств и ведомств и районов необходимо обеспечить в 20022005 гг. проведение исследований по следующим важнейшим проблемам:
система управления процессами почвообразования и формирования высокоплодородных почв в условиях роста антропогенной нагрузки и интенсификации земледелия;
разработка научных основ формирования экологически сбалансированных агроландшафтов в системе земледелия, методы их осуществления в условиях земельной реформы, экологически безопасные энергосберегающие технологии воспроизводства плодородия почв и комплексы агрофильных технических средств для их осуществления;
методы комплексных мероприятий, экологически безопасные системы земледелия и интенсивные ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;
экспертные и информационно-советующие системы управления плодородием почв и агротехнологии с учетом экологических и экономических ограничений;
технология и средства возделывания сельскохозяйственных культур, влияющих на снижение поступления в природную среду радионуклидов и тяжелых металлов;
система ведения мониторинга эколого-мелиоративного состояния земель;
экономический механизм реализации Программы в условиях рыночных отношений;
подготовка и переподготовка кадров по проблемам повышения плодородия почв и ландшафтному земледелию.
К выполнению научно-исследовательских работ привлечь научный потенциал республики. Примерная стоимость научноисследовательских работ 7 млн. рублей (в ценах 1991 года).
Результаты исследований будут использованы для проектирования и освоения систем земледелия первого поколения, обеспечивающих значительное и стабильное повышение продуктивности пашни и других угодий агроландшафта, ресурсо- и энергосбережение, охрану природной среды в условиях многоукладной экономики республики.
5.4 Правовое обеспечение
Правовое обеспечение представлено Земельным кодексом Российской Федерации, Законом "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "О мелиорации земель". Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. N 1767 (ред. от 25.01.1999 г.) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 491 "О мониторинге земель", Положением о мониторинге земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491, Гражданским кодексом Российской Федерации.
После рассмотрения и одобрения Государственной комплексной программы повышения плодородия почв РСО-Алания на 2002-2005 гг. (3 этап) в установленном порядке предусматривается на ее основе разработать необходимые нормативные правовые документы с учетом сложившегося положения в агропромышленном комплексе республики.
5. 5 Финансовое обеспечение
Финансирование намеченных Программой мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Северная Осетия-Алания, земельного налога, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей земель, кредитов банка и других источников, определенных федеральными законами "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и другими нормативными актами.
Государство оказывает экономическую поддержку и стимулирует землепользователей в выполнении почвоулучшающих мероприятий путем финансирования разработки проектов землеустройства.
При подтверждении Земельным комитетом Республики Северная Осетия-Алания участия землепользователей в выполнении программных мероприятий по охране земель и повышению плодородия почв государством производится полная или частичная компенсация производственных затрат,#
Землевладельцы, не выполняющие предусмотренные проектами землеустройства мероприятия и другие обязательные требования по повышению плодородия почв, несут ответственность в соответствии с земельным законодательством, вплоть до прекращения права на пользование землей.
Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, устанавливаются ежегодно при формировании федерального бюджета и бюджета Республики Северная Осетия-Алания в пределах средств, выделяемых на государственную поддержку сельского хозяйства.
Финансирование осуществляется в соответствии с Порядком финансирования работ по выполнению программы повышения плодородия почв России, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
6. Обеспечение выполнения комплекса мероприятий
по сохранению и повышению плодородия почв
Выполнение мероприятий, намеченных Программой, возможно только при государственной поддержке путем целевого финансирования ряда важнейших видов работ.
Состав мероприятий Программы настоящего, третьего этапа, соответствует показателям предшествующих двух этапов, но объемы предлагаемых к выполнению работ сформированы значительной корректировкой в меньшую сторону и по экспертным оценкам реально выполнимы в намеченные сроки.
На выполнение планируемых работ и в целом на реализацию Программы потребуются денежные средства в объемах, приведенных в таблице 11.
Расчет стоимости проведения мероприятий на 2002-2005 гг. произведен в двух вариантах - в ценах 1991 г. (базовая стоимость) и в ценах 2001 г. с ежегодной индексацией в 1,3 раза на удорожание работ.
Пересчет затрат в ценах 2001 г. произведен в соответствии с фактическими коэффициентами удорожания работ, что на 2001 г. составляет 17,682. В дальнейшем стоимость объемов за каждый год умножалась на коэффициент 1,3.
В целом стоимость проведения мероприятий, предусмотренных Программой на 2002-2005 гг., в ценах 2001 г. и с ежегодной индексацией в 1,3 раза составляет 6438 млн. рублей по всем источникам финансирования.
Источники финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, определены из положений, изложенных в разделе "Финансовое обеспечение". Затраты на выполнение противоэрозионных работ составляют 1141 млн. руб. (17,7 % общей стоимости). Стоимость проведения агрохимических работ (известкование, комплексное агрохимическое окультуривание почв, агрохимическое обследование почв, применение органических и минеральных удобрений) составляет 1146,7 млн. рублей (17,8%).
Ассигнования на все гидромелиоративные мероприятия составляют 392,5 млн. руб., в том числе за счет федерального бюджета 284,5 млн. рублей. 90 % вложений будет направлено на комплексную реконструкцию орошаемых земель и повышение технического уровня действующих государственных оросительных систем.
Финансирование проектно-изыскательских работ по землеустройству осуществляется местными сельскохозяйственными органами (заказчиком) по заявкам землевладельцев, землепользователей и собственников земли, направляемым заказчиком в адрес Земельного комитета Республики Северная Осетия-Алания, под заказываемые проекты землеусройства за счет средств, выделяемых на выполнение соответствующих программных мероприятий, в размере, обеспечивающем их разработку, исходя из сложившихся затрат, но не менее 5 % от выделяемых ассигнований.
В соответствии с расчетами ассигнований, необходимых для реализации настоящей Программы, затраты из федерального бюджета составляют 3662 млн. рублей (56,9 %) и из бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 2776 млн. рублей (43,1 %).
7. Контроль за реализацией программы
Контроль за выполнением Государственный комплексной программы повышения плодородия почв осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, Земельным комитетом Республики Северная Осетия-Алания, межведомственным консультативным советом по контролю за реализацией Программы, федеральным государственным учреждением "Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская", органами исполнительной власти в районах.
Система контроля предусматривает:
контроль за происходящими изменениями агроэкологических показателей в почве в связи с реализацией мероприятий, предусмотренных Программой;
ежеквартальную отчетность органов управления агропромышленным комплексом Республики Северная Осетия-Алания Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;
систематическое обсуждение хода выполнения Программы на межведомственном консультативном совете по контролю за реализацией Программы.
8. Оценка эффективности программы
Эффективность от реализации программных мероприятий рассматривается в социальном, экологическом и экономическом аспектах.
Реализация Программы в целом является одним из важнейших условий обеспечения экологической и продовольственной безопасности.
Социальная значимость Программы определяется улучшением условий жизни и производственной деятельности человека, повышением отдачи его труда. Реализация комплекса мер, предусмотренных Программой, обеспечит создание дополнительных рабочих мест, восстановление и развитие деятельности предприятий ряда отраслей промышленности, позволит сельскому населению быстрее адаптироваться к новым экономическим условиям.
Экологическая значимость - предотвращение дальнейшего снижения плодородия почв как основы жизнеобеспечения, ослабление отрицательного влияния других природных факторов на сельское хозяйство (засуха, ветровая и водная эрозия и др.), повышение устойчивости преобразования агросферы к природно-антропогенным нагрузкам.
Особое экономическое значение имеет комплексность осуществления намеченных мер. Противоэрозионные мероприятия, агрохимические работы, гидротехнические и культуротехнические мероприятия, восстановление нарушенных угодий дают возможность увеличить производство сельскохозяйственной продукции, повысить ее качество. В разных условиях затраты на них окупаются за 5-12 лет. Выполнение же их во взаимоувязанном комплексе в условиях учета преимуществ ландшафтного земледелия позволит сократить среднюю окупаемость до 3-5 лет. При этом обеспечивается длительность, долговременность действия всех факторов капитальных мероприятий по гидротехническим и агролесомелиорациям и достаточно быстродействующее влияние внесения органических, минеральных удобрений и известкования.
Реализация Программы при общих затратах 6438 млн. рублей позволит приостановить процесс снижения уровня плодородия почв, ослабить воздействие негативных факторов на экологическое состояние земель, повысить, урожайность выращиваемых культур и обеспечит увеличение производства сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно на 140 тыс.тонн, что позволит довести производство валовой продукции сельского хозяйства, соответственно, до 485 тыс. тонн.
Таблица 1
Объемы работ по лесомелиорации, тыс. га
Наименование работ |
2002-2005 гг. Всего |
В том числе | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||
Защитные лесные насаждения, тыс. га | 0.05 | 0.01 | 0.01 | 0.015 | 0.015 |
в том числе: | |||||
Полезащитные лесные полосы | 0.05 | 0.01 | 0.01 | 0.015 | 0.015 |
Противоэрозийные овражно-балочные насаждения |
|||||
Берегоукрепительные насаждения | |||||
Рубки ухода в полезащитных лесных полосах |
0.04 | 0.01 | 0.01 | 0.01 | 0.01 |
Стоимость проведения комплекса лесомелиоративных мероприятий в ценах 1991 г. , млн. руб. |
4.0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
в ценах 2001 года с ежегодной индексацией в 1,3 раза, млн. руб. |
126.7 | 20.5 | 26.6 | 34.6 | 45.0 |
Ответственные за исполнение:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания,
Комитет природных ресурсов по РСО-Алания
Таблица 2
Противоэрозионные гидротехнические мероприятия
Наименование мероприятий | Единицы измерения |
2002-2005 гг. Всего |
В том числе | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||
Водозадерживающие сооружения: валы |
п/м | - | - | - | - | - |
плотины | шт. | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
лиманы | км | - | - | - | - | - |
Водонаправляющие сооружения (защитные дамбы, каналы) |
п/км | 3 | 0.6 | 0.6 | 0.9 | 0.9 |
Водосборные сооружения | шт. | - | - | - | - | - |
Донные сооружения | шт. | - | - | - | - | - |
Террасирование крутых склонов | т/га | - | - | - | - | - |
Выполаживание склонов, оврагов, промоин |
т/га | - | - | - | - | - |
Противоселевые и противооползневые сооружения |
т/га | 0.8 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 |
Береговые сооружения | т/га | 0.35 | 0.07 | 0.08 | 0. 1 | 0. 1 |
Дамбы - перемычки | п/км | - | - | - | - | - |
Стоимость проведения противоэрозионных мероприятий: в ценах 1991 г. |
млн. руб. | 35.86 | 8.85 | 8.85 | 9.08 | 9.08 |
в ценах 2001 года с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
млн. руб. | 1141.0 | 181.5. | 235.9 | 314.6 | 409.0 |
Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания, Департамент "Севосетинмелиоводхоз".
Таблица 3
Объемы применения органических и минеральных удобрений
Наименование | Единицы измерения |
2002-2005 гг. Всего |
В том числе по годам | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||
Внесение органических удобрений |
млн. т | 1.08 | 0.23 | 0.25 | 0.3 | 0.3 |
в том числе биогумуса | тыс. т | 0.08 | - | - | 0.04 | 0.04 |
Строительство и ввод в эксплуатацию установок для получения биогумуса. |
шт. | 8 | - | - | 4 | 4 |
Применение минеральных удобрений |
тыс. т. д.в | 69 | 10 | 15 | 20 | 24 |
Стоимость внесения органических удобрений, в ценах 1991 года. |
млн. руб. | 1.2 | 0.25 | 0.28 | 0.33 | 0.33 |
Стоимость применения минеральных удобрений, в ценах 1991 года |
млн. руб. | 23.4 | 3.39 | 5. 09 | 6.79 | 8. 14 |
Стоимость внесения органических удобрений, в ценах 2001 г., с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
млн. руб. | 43.5 | 5.81 | 8.22 | 12.83 | 16.68 |
Стоимость применения минеральных удобрений в ценах 2001 г., с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
млн. руб. | 905 | 78.0 | 152, 1 | 263.6 | 411.3 |
Таблица 4
Объемы агрохимических работ
Наименование работ | Единицы измерения |
2002-2005 гг. Всего |
В том числе по годам | |||
2002 г. | 2005 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||
Известкование кислых почв, | тыс. га | 6.5 | - | 1.5 | 2.0 | 3.0 |
в том числе фермерских хозяйств | тыс. га | 0.5 | - | 0. 1 | 0.2 | 0.2 |
Комплексное агрохимическое окультуривание полей: (КАКОП) |
тыс. га | 2.3 | - | 0.5 | 0.8 | 1.0 |
в том числе фермерских хозяйств | тыс. га | 0.3 | - | 0. 1 | 0. 1 | 0. 1 |
Агрохимическое обследование почв |
тыс. га | 240 | 58 | 60 | 60 | 62 |
в том числе фермерских хозяйств | тыс. га | 10 | 2.5 | 2.5 | 2.5 | 2.5 |
Стоимость агрохимических работ в ценах 1991 года |
млн. руб. | 2.71 | 0.032 | 0.625 | 0.853 | 1.204 |
в ценах 2001 г. с ежегодной индексацией |
млн. руб. | 113.3 | 0.74 | 18.6 | 33. 12 | 60.80 |
в т.ч. для крестьянских (фермерских) хозяйств в ценах 1991 г. |
млн. руб. | 0.28 | 0.01. | 0.07 | 0. 1 | 0.1 |
в ценах 2001 г. с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
млн. руб. | 11.27 | 0.23 | 2.09 | 3.89 | 5.06 |
Таблица 5
Объемы производства и поставки
известковых удобрений (тыс. тонн)
Наименование мероприятий | 2002-2005 гг. Всего |
В том числе по годам | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||
Известковые удобрения, всего | 45.5 | - | 10.5 | 14 | 21 |
Из них мука известковая (местная) | 45.5 | - | 10.5 | 14 | 21 |
Строительство завода по производству известняковой муки |
1 | 1 | |||
Стоимость затрат: в ценах 1991 г всего, млн. руб. |
2. 12 | 0.23 | 0.44 | 0.58 | 0.87 |
в ценах 2001 г. с ежегодной индексацией в 1,3 раза, млн. руб. |
84.9 | 5.29 | 13.14 | 122.54 | 43.93 |
Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания
Таблица 6
Объемы работ
по гидромелиорации земель (2002-2005 годы)
Наименование мероприятий | Единицы измерения |
2002-2005 гг. Всего |
В том числе | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||
Комплексная реконструкция орошаемых земель |
т. га | 2.60 | 0.90 | 0.60 | 0.65 | 0.45 |
Реконструкция и восстановление осушительных земель |
т. га | - | - | - | - | - |
Орошение земель | т. га | 0.40 | 0. 10 | 0. 10 | 0. 10 | 0. 10 |
Осушение земель | т. га | 0.50 | 0. 12 | 0. 12 | 0. 13 | 0. 13 |
Обводнение пастбищ, включая реконструкцию сооружений на ранее обводненных пастбищах |
т. га | - | - | - | - | - |
Капитальные вложения на мелиорацию земель в ценах 1991 г. (бюджетное финансирование) |
млн. руб. | 11.5 | 3. 1 | 3.2 | 2.8 | 2. 4 |
в т. ч. на работы по повышению технического уровня и улучшению мелиорационного состояния мелиорированных земель |
млн. руб. | 10. 10 | 2.75 | 2.85 | 2.45 | 2.05 |
из них для крестьянских (фермерских) хозяйств |
млн. руб. | 1.80 | 0.45 | 0.45 | 0.45 | 0.45 |
Стоимость содержания и ремонта мелиоративных систем (в ценах 1991 г.) |
млн. руб. | 0.4 | 0. 1 | 0. 1 | 0. 1 | 0. 1 |
Развитие строительной индустрии и базы водохозяйственных организаций |
млн. руб. | 0.2 | 0.05- | 0.05 | 0.05 | 0.05 |
Научное обеспечение Программы | млн. руб. | 0.80 | 0. 20 | 0.20 | 0.20 | 0.20 |
Всего затрат в ценах 2001 г. с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
млн. руб. | 353.7 | 73.6 | 90.8 | 94.5 | 94. 8 |
Ответственные за исполнение:
Министерство сельскогохозяйства и продовольствия РСО-Алания
Департамент "Севосетинмелиоводхоз".
Таблица 7
Объемы работ
по коренному улучшению
сельскохозяйственных угодий
Наименование мероприятий | Единицы измерения |
2002-2005 гг. Всего |
В том числе | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||
Коренное улучшение сельхозугодий, |
тыс. га | 2.5 | 0.5 | 0.6 | 0.7 | 0. 7 |
включая культуртехнические работы |
тыс. га | 0.3 | - | 0. 1 | 0. 1 | 0. 1 |
Стоимость работ по коренному улучшению сельхозугодий, включая культуртехнические работы в ценах 1891 г. |
млн. руб. | 0.59 | 0. 12 | 0.14 | 0.16 | 0. 17 |
в том числе для крестьянских и фермерских хозяйств: в ценах 1991 г. |
млн. руб. | 0. 16 | 0.04 | 0.05 | 0.07 | |
Стоимость работ по коренному улучшению сельхозугодий в ценах 2001 г. с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
млн. руб. | 21.7 | 2.76 | 4. 19 | 6.21 | 8.58 |
Ответственные за исполнение:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
РСО-Алания,
Земельный комитет РСО-Алания,
районные управления сельского хозяйства.
Таблица 8
Объемы работ по улучиению
и рекультивации нарушенных земель
Наименование мероприятий | Единица измерения |
2002-2005 гг. Всего |
В том числе | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||
1. Рекультивация нарушенных земель всего |
тыс. га | 0.08 | 0.01 | 0.02 | 0.02 | 0.03 |
млн. руб. | 6.0 | 0.75 | 1.50 | 1.50 | 2.25 | |
в том числе: земельных участков, использование которых прекращено (в ценах 1991 г.) |
тыс. га | 0.08 | 0.01 | 0.02 | 0.02 | 0.03 |
млн. руб. | 6.0 | 0.75 | 1.50 | 1.50 | 2.25 | |
2. Улучшение (землевание) малопродуктивных сельскохозяйственных земель заиливанием ( в ценах 1991 г.) |
тыс. га | 0.25 | 0.05 | 0.05 | 0.05 | 0. 10 |
млн. руб. | 4.8 | 0.96 | 0.96 | 0.96 | 1.92 | |
Стоимость работ по рекультивации земель в ценах 2001 г. , с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
млн. руб. | 233.9 | 17. 24 | 44.82 | 58.27 | 113.61 |
Стоимость работ по улучшению земель заиливанием в ценах 2001 г. , с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
млн. руб. | 185.1 | 22.1 | 28.7. | 37.3 | 97.0 |
Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и
продовольствия РСО-Алания,
Земельный комитет РСО-Алания.
Таблица 9
Объемы работ по восстановлению земель,
загрязненных нефтью и нефтепродуктами
Единицы измерения |
2002-2005 гг. Всего |
В том числе | ||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||
Восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (с использованием препарата "Микромицет") |
т. га | 2,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Стоимость работ: в ценах 1991 г. |
млн. руб. | 76 | 19 | 19 | 19 | 19 |
в ценах 2001 г., с ежегодной индексацией 1,3 раза |
млн. руб. | 2411,1 | 389,7 | 506,6 | 658,6 | 856,2 |
Таблица 10
Перечень
технических средств для реализации работ,
предусмотренных программой
Технических средств, всего |
В том числе | Прогноз по ставки технических средств на 01.12.2001 г. |
Затраты в ценах 1991 г., млн. руб. |
|||
Поставлено машин по со стоянию на 2001 г. |
Подлежит замене |
Подлежит модернизации, разработке |
||||
Машины для основной обработки почвы безотвальным способом (для восстановления физико-механических свойств почвы в пахотном горизонте) |
2 | 1 | 1 | 2 | 1,7 | |
Машины для поверхностной обработки почвы |
6 | 2 | - | 1 | 3 | 3,0 |
Машины для защиты почвы от эрозии |
10 | 1 | 1 | 4 | 1,0 | |
Машины для мелиоративных работ |
12 | - | - | 8 | 6 | 1,4 |
Машины для защитного лесоразведения |
||||||
Машины для подготовки и внесения минеральных удобрений |
7 | 3 | 4 | 2,5 | ||
Машины для подготовки и внесения органических удобрений |
5 | 2 | 3 | 2,3 | ||
Всего | 42 | 4 | 14 | 22 | 11,9 |
Таблица 11
Объемы финансирования работ по повышению плодородия почв на
2002-2005 гг.
NN п/п |
Виды работ | Стоимость работ, млн. руб. | |
в ценах 1991 г. |
в ценах 2001 г с ежегодной индексацией в 1,3 раза |
||
1 | Агрохимические работы, всего | 29,4 | 1146,7 |
в том числе агрохимические обследования, составление и выдача проектно-сметной документации |
03 | 11,5 | |
2 | Противоэрозионные мероприятия, всего | 39,9 | 1267,7 |
в том числе: строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений, |
35,9 | 1141,0 | |
лесомелиоративные работы | 4,0 | 126,7 | |
3 | Коренное улучшение сельхозугодий и освоение новых земель | 0,6 | 21,7 |
4 | Гидромелиорация земель, всего | 11,5 | 396,9 |
в том числе комплекс работ по повышению технического уровня и улучшению мелиоративного состояния мелиорационных земель |
10,1 | 397,1 | |
5 | Содержание и ремонт мелиоративных систем | 1,1 | 39,0 |
6 | Улучшение и восстановление нарушенных земель, всего | 86,8 | 2826,2 |
в том числе: рекультивация нарушенных земель | 6,0 | 233,9 | |
улучшение (землевание) малопродуктивных сельскохозяйственных угодий заиливанием |
4,8 |
185,1 |
|
восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами |
76,0 | 2411,1 | |
7 | Создание производственной базы, всего | 11,2 | 398,2 |
в том числе: строительство резервных баз, прирельсовых складов минеральных удобрений и других средств химизации |
6,0 | 213,3 | |
развитие строительной индустрии и базы водохзозяйственных# организаций |
1,15 | 20,6 | |
строительство и расширение базы хозяйства | 4,0 | 143,6 | |
8 | Научное обеспечение Программы | 7,0 | 248,8 |
9 | Проектно-изыскательские работы по землеустройству | 0,6 | 21,4 |
10 | Разработка экономического механизма и нормативно-методического обеспечения реализации Программы, экологическая экспертиза обследования на тяжелые металлы, токсиканты, радионуклиды. |
2,0 | 71,1 |
Всего | 190,0 | 6438,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.