Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В, судей
Бучневой О.И, Сопраньковой Т.Г, при помощнике судьи
Федотовой У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Герасимова Сергея Борисовича на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 9 сентября 2019 года по гражданскому делу N 2-38352019 по иску Герасимова Сергея Борисовича к АО "ЮниКредит Банк", ООО "СК Ингосстрах-Жизнь" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В, объяснения истца Герасимова С.Б, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Герасимов С.Б. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к АО "ЮниКредит Банк", ООО "СК Ингосстрах-Жизнь", просил обязать ответчиков возвратить в срок до 22.04.2019 денежные средства в размере 440 000 рублей; взыскать неустойку в размере 1% за каждый день просрочки; компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей; штраф; сумму 102 000 рублей в связи с задержкой выплаты свыше срока, установленного договором; расходы на юридическую помощь в размере 19 250, 00 рублей.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что 21.03.2019 решилвложить свои денежные средства АО "ЮниКредит Банк" по адресу его филиала в Санкт-Петербурге: Гражданский пр, 76. В соответствии с рекламой максимальный процент депозитного вклада составлял 8%, позже оказалось, что половину этой суммы истец должен будем вложить в договор страхования жизни. После подписания договора истец увидел, что ему оформили не 8% депозит, а договор страхования на всю сумму 440 000 рублей. Ознакомившись более подробно с заключенным договором дома, истец обнаружил, что срок действия договора оказался не 3 года, а 3, 6 года; в договоре не определен порядок возврата денежных средств. Истец 22.03.2019 написал заявление с требованием о возврате денежных средств, менеджер банка уведомила истца, что срок выплаты составляет 14 дней, сославшись на п. 2 заключенного договора. Истец 04.04.2019 повторно направил претензию в адрес ответчика, в ответ на которую получил ответ, что срок рассмотрения заявления составляет по регламенту не менее 30 календарных дней. Истец указал, что своими действиями ответчики причинили истцу моральный вред, размер которого истец оценивает на сумму 1 000 000 рублей.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 09.09.2019 в удовлетворении исковых требований Герасимова С.Б. отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец Герасимов С.Б. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков АО "ЮниКредит Банк", ООО "СК Ингосстрах-Жизнь" в заседание судебной коллегии не явились, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены по указанным в материалах дела адресам электронной почты, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, доказательства их уважительности не представили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 21.03.2019 между истцом и ООО "СК Ингосстрах-Жизнь" заключен договор страхования N ИСЖ-РБЮКБА-26-002956 в соответствии с Правилами страхования жизни с начислением дополнительного дохода ООО "СК Ингосстрах-Жизнь", объектом которого являются имущественные интересы, связанные с дожитием застрахованного до определенного срока, либо наступлением иных событий в жизни застрахованного (л.д. 5-6).
Сумма страхового взноса составила - 440 000 рублей и оплачена истцом путем перечисления указанной суммы со счета, открытого в АО "ЮниКредит Банк" на расчетный счет ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь", открытый в АО "ЮниКредит Банк", что подтверждается приходно-кассовым ордером N 0Е56 от 21.03.2019 (л.д. 7).
Срок действия договора страхования с 05.04.2019 по 04.10.2022 (3 года 6 месяцев), территория действия: весь мир, за исключением зон военных действий и конфликтов; порядок прекращения договора в соответствии с условиями раздела 10 Правил.
Из пояснений истца следует, что сотрудники АО "ЮниКредит Банк" ввели его в заблуждение и предоставили недостоверную информацию относительного договора страхования, в связи с чем истец обратился в ООО "СК Ингосстрах-Жизнь" на следующий день - 22.03.2019 с заявлением о возврате денежных средств, уплаченных им по договору страхования.
Из заявления от 22.03.2019, следует, что Герасимов С.Б. просит ООО "СК Ингосстрах-Жизнь" считать недействительным заявление на страхование от 21.03.2019 и вернуть ему денежные средства в сумме 440 000 руб, реквизиты счета указаны (л.д. 8), заявление принято 22.03.2019 Петербургским филиалом АО "ЮниКредитБанк".
В соответствии с разделом договора страхования "Дополнительные условия" (п. 2): при досрочном расторжении договора страхования по заявлению страхователя до установленной в договоре страхования даты начала срока страхования, а также в случае досрочного расторжения договора страхования после установленной в договоре страховой даты заключения договора страхования, но не более 14 календарных дней после даты заключения договора страхования, страхователю осуществляется возврат уплаченной страховой премии в полном объеме при условии отсутствия страховых событий в период с даты начала срока страхования по договору страхования до даты заявления страхователя о досрочном расторжении договора страхования (л.д. 5 об.).
Согласно п. 10.1 Правил страхования жизни с начислением дополнительного дохода (утв. 01.01.2018) (л.д. 169-176) договор прекращается в случае: а) истечения срока действия договора; б) исполнения страховщиком своих обязательств по договору в полном объеме, при наличии страховых случаев в течение срока страхования; в) расторжения договора по инициативе Страховщика в соответствии с настоящими правилами и/или договором; г) расторжения договора по соглашению между страхователем и страховщиком; в) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, Правилами и/или договором.
Согласно п. 10.9.1 Правил Страхователь в дополнение к условиям о досрочном расторжении договора, указанным в данных Правилах, вправе досрочно отказаться от договора со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии до даты начала срока страхования по Договору, но не менее чем в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с даты заключения Договора, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая. Договором может быть предусмотрен иной срок, но не менее 14 (четырнадцать) календарных дней со дня его заключения. Если в договоре не указан иной срок, то по умолчанию он соответствует сроку с даты заключения договора до даты начала срока страхования по Договору.
В соответствии с п. 10.9.2 Правил в случае, если страхователь отказался от договора в срок, указанный в п. 10.9.1 Правил, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору (далее - дата начала действия страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату Страховщиком Страхователю в полном объеме.
Согласно п. 10.9.5 Правил страхования возврат страховой премии страхователю в соответствии с п. 10.9 Правил по выбору Страхователя производится наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 (десять) рабочих дней со дня получения письменного заявления Страхователя об отказе от Договора.
Из материалов дела усматривается, что истец обратился с заявлением о возврате страхового вноса к ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь" 22.03.2019 через офис АО "ЮниКредит Банк", повторное обращение истца зарегистрировано 04.04.2019 также в офисе АО "ЮниКредит Банк".
Из возражений представителя ответчика следует, что после получения от АО "ЮниКредит Банк" заявления и документов на расторжение договора страхования страховщик 11.04.2019 произвел возврат Герасимову С.Б. страхового взноса в размере 440 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 4133 от 11.04.2019 (л.д. 37) и не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования истца о взыскании суммы инвестиций в размере 440 000 рублей, установления срока возврата указанных денежных средств удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлены доказательства непосредственного обращения к ответчику ООО "СК Ингосстрах-Жизнь" с заявлением о расторжении договора страхования, ответчик АО "ЮниКредит Банк" не представил суду доказательства (дата передачи заявления) передачи ответчику ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь" заявления о расторжении договора страхования, как следует из возражений ответчика ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь" исполнило свои обязательства, предусмотренные договором страхования, перед истцом в полном объеме с момента получения заявления и в установленные Правилами страхования сроки.
В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании неустойки, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены доказательства, что срок для возврата денежных средств был нарушен ответчиком. Также суд пришел к выводу о том, что поскольку в судебном заседании не нашел свое подтверждение факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя, требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Поскольку истцу отказано в удовлетворении основных исковых требований, суд пришел к выводу о том, что не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании штрафа и судебных расходов за оказание юридической помощи.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии с п. 10.9.2. Правил страхования в случае, если страхователь отказался от договора в срок, указанный в п. 10.9.1 Правил, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору (далее - дата начала действия страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату Страховщиком Страхователю в полном объеме.
Согласно п. 10.9.5 Правил страхования, возврат страховой премии страхователю в соответствии с п. 10.9 Правил по выбору Страхователя производится наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 (десять) рабочих дней со дня получения письменного заявления Страхователя об отказе от Договора.
Учитывая изложенные условия правил страхования, возврат страховой премии, ввиду досрочного расторжения договора по инициативе страхователя в установленный договором срок, производится страховщиком в срок, не превышающий 10 (десять) рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается ответчиком, что заявление Герасимова С.Б. об отказе от договора страхования принято представителем ответчика АО "ЮниКредит Банк" 22.03.2020, ответчиком указанные обстоятельства не оспаривались.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь" ссылается на то обстоятельство, что возврат страхового взноса произведен ответчиком после получения заявления и документов от АО "ЮниКредит Банк", вместе с тем ответчиками доказательства того, когда указанное заявление было передано в ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь", не представлены.
Кроме того, по объяснениям истца, не оспоренным ответчиком, договор страхования был заключен в офисе АО "ЮниКредит Банк", полученные от истца денежные средства в сумме 440 000 руб. были зачислены 21.03.2019 на счет АО "ЮниКредит Банк" (л.д. 7), принимая заявление от 22.03.2019 банк не уведомил истца о том, что заявление подано ненадлежащему представителю страховщика. Таким образом, 22.03.2019 истец в надлежащей форме отказался от договора, в связи с чем с указанной даты подлежали возврату денежные средства.
При таких обстоятельствах возврат страховой премии страховщиком должен быть произведен в течение 10 рабочих дней, то есть не позднее 05.04.2019.
Поскольку денежные средства возвращены истцу только 11.04.2019, период просрочки составляет 6 дней (с 06.04.2019 по 11.04.2019).
Согласно п.п. 1, 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п.п. 1 и 4 ст. 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п. 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Между тем положения статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", регламентирующие последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) и сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), к спорным правоотношениям неприменимы, поскольку инициатором расторжения договора и отказа от услуг ответчика явился сам истец и его требования не касались качества или сроков оказанной услуги, а сводились к отказу от услуг ответчика по личным и объективным обстоятельствам.
Таким образом, возврат ответчиком уплаченной по договору страховой премии за пределами десятидневного срока рассмотрения заявления истца о досрочном расторжении договора не является тем недостатком работы (услуги), за нарушение сроков выполнения которой может быть взыскана неустойка на основании Закона РФ "О защите прав потребителей".
Рассматривая дело, суд должен установить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и правоотношения сторон, определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, вынести данные обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56, часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности, предусмотрены п. 1 ст. 395 ГК РФ, согласно которой в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, подлежат уплате проценты.
Учитывая изложенное, истец вправе требовать с ответчика ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь" проценты за пользование чужими денежными средствами за период просрочки возврата денежных средств с 06.04.2019 по 11.04.2019 составит сумму 650 руб. 55 коп, из расчета: 440 000 руб. * 7, 75%с / 365 дн.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного Суд РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Разрешая вопрос о возможности взыскания с ответчика ООО "СК "Ингосстрах Жизнь" компенсации морального вреда, судебная коллегия, руководствуясь указанными выше нормами закона, приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации в размере 1 000 рублей, с учетом обстоятельств нарушения прав истца как потребителя, принципа разумности и справедливости.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).
Учитывая, что судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении исковых требований, с ответчика подлежит взысканию штраф, который составит сумму 780 руб. 28 коп, из расчета: (560, 55 руб. + 1 000 руб.) * 50%.
Так как исковое заявление принято к производству суда 13.05.2019 (л.д. 17), к этому моменту ответчиком добровольно сумма страховой премии 440 000 руб. ответчиком выплачена истцу, основания для включения суммы 440 000 руб. в сумму штрафа у суда отсутствуют.
Истец также просил взыскать в его пользу расходы на юридическую помощь в размере 19 250 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (ст. ст. 98, 100 ГПК РФ).
Материалами дела подтверждается, что истцом заявлены имущественные требования, подлежащие оценке, которые удовлетворены частично (на 1%).
Следовательно, учитывая принятие итогового судебного акта о частичном удовлетворении имущественных требований Герасимова С.Б, судебная коллегия полагает необходимым применить правило о пропорциональном распределении судебных издержек между сторонами.
Истцом в обоснование несения расходов на оплату услуг представителя в материалы дела представлен акт сдачи-приема работ по договору от 27.03.2019, согласно которому выполнены работы на сумму 19 250 руб.
Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме 192 руб. 50 коп, пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 9 сентября 2019 года отменить в части отказа во взыскании с ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь" неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа, принять в указанной части новое решение.
Взыскать с ООО "СК "Ингосстрах-Жизнь" в пользу Герасимова Сергея Борисовича проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 560 рублей 55 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в сумме 780 рублей 28 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 192 рубля 50 копеек.
В остальной части решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 9 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.