Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В. и Стаховой Т.М.
при секретаре
Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2020 года апелляционную жалобу ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года по административному делу N 2а-9991/2019 по административному исковому заявлению ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" к начальнику отдела - старшему судебному приставу Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу, судебному приставу-исполнителю Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу об оспаривании бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя старшего судебного пристава - начальника Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" обратилось в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором с учетом уточнения административных исковых требований просило признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу МММ в рамках исполнительного производства в отношении должника ФФФ по исполнительному листу серии ВС N N.., выразившееся отсутствие контроля и ненадлежащей организации работы в отделе судебных приставов, в том числе в виде ненаправления в адрес взыскателя указанного исполнительного листа; бездействие судебного пристава-исполнителя в виде неисполнении требований исполнительного документа, не направлении в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления об окончании исполнительного производства, ответа на требование от "дата" года, акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю; обязать административных ответчиков устранить нарушения прав и законных интересов взыскателя.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" ставит вопрос об отмене решения суда, полагает его постановленным при неправильном применении норм гражданского права и оценке доказательств.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика начальника отдела Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу Харичкина А.Н. - Подчезерцев А.С. полагал возможным оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", административные ответчики начальник отдела Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу МММ, заинтересованное лицо ФФФ не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом заблаговременно и надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика старшего судебного пристава - начальника отдела Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу Харичкина А.Н. - Подчезерцева А.С, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу, судебного пристава-исполнителя, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа, не направлении в адрес взыскателя исполнительного листа, постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления об окончании исполнительного производства, ответа на требование от "дата" года, акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, обязании административных ответчиков устранить нарушения прав и законных интересов взыскателя, суд первой инстанции пришел выводу, что поскольку в ходе исполнения исполнительного документа с должника были взысканы денежные средства и зачислены на депозитный счет службы судебных приставов, а исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, действиями административного ответчика права и свободы административного истца не нарушены.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции постановлены в противоречие с представленными при рассмотрении спора доказательствами, что привело к неверному применению к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, поскольку судом не учтены положения закона и дана оценка доводам и требованиям административного истца при отсутствии каких-либо доказательств правомерности оспариваемых действий (бездействия) со стороны административного ответчика.
Так, законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в том числе из Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которым предусмотрено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статьи 3 и 4 названного Федерального закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от 2 октября 2007 года задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", установлены статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Так, в соответствии с требованиями частей 1, 3, 8 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, "дата" года судебным приставом-исполнителем Выборгского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Санкт-Петербургу ИИИ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N N.., предметом исполнения по которому является взыскание задолженности в размере "... " в отношении должника ФФФ в пользу взыскателя ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".
Согласно части 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно пункту 4.8.3.4 Приказа ФССП России от 10 декабря 2010 года N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов", регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Между тем административными ответчиками, вопреки доводам административного истца о не направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства, доказательств направления взыскателю в установленный законом срок копии постановления о возбуждении исполнительного производства не представлено.
В этой связи в данном случае судебным приставом-исполнителем Выборгского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Санкт-Петербургу ИИИ допущено бездействие, выразившееся в не направлении взыскателю копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В силу части 6 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
Как указано административным истцом в административном исковом заявлении, копия постановления об окончании исполнительного производства в адрес ФКУ "Волго-Вятскуправдор" не поступала.
"дата" года судебным приставом-исполнителем Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Санкт-Петербургу ИИИ вынесено постановление об окончании исполнительного производства N N...
В нарушение требований законодательства административными ответчиками доказательств направления взыскателю в установленный законом срок копии постановления об окончании исполнительного производства не представлено.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем Выборгского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Санкт-Петербургу ИИИ также допущено бездействие, выразившееся в не направлении взыскателю копии постановления об окончании исполнительного производства.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
Также старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"
Как усматривается из материалов дела, 7 августа 2019 года ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в адрес Выборгского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу направлено требование о направлении в адрес взыскателя информации о том, какие действия совершены судебным приставом-исполнителем по исполнительному листу в отношении Финогеновой Т.В. о взыскании денежных средств в сумме "... " рублей, а также сведений о привлечении к административной ответственности, сводки из программы АИС ФССП России, направлении в адрес взыскателя копии постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.18).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N.., указанное требование "дата" года вручено Выборгскому РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу (л.д.19).
Административным истцом указано, что ответ на данное требование не поступал.
Поскольку доказательств направления административному истцу ответа на требование при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также в судебное заседание суда апелляционной инстанции административными ответчиками не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о том, что должностными лицами Выборгского РОСП УФССП по Санкт-Петербургу допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении обращения административного истца.
При этом, поскольку в обязанности старшего судебного пристава районного отдела входит организация работу подразделения судебных приставов, следовательно, и организация работы по учету и рассмотрению обращений, то указанное бездействие допущено старшим судебным приставом МАМ
Также старшим судебным приставом было допущено бездействие в виде отсутствия контроля за ходом исполнительного производства, возбужденного в отношении должника ФФФ и наличием указанных в постановлении об окончании исполнительного производства основаниями для его окончания, поскольку фактически денежные средства взыскателю со счета районного отдела судебных приставов перечислены не были.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в материалы дела была представлена копия постановления от 29 мая 2020 года заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ТТТ об отмене постановления от "дата" года об окончании исполнительного производства, из которого следует, что исполнительное производство N N... возобновлено. Зарегистрировано с N N...
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что оснований для признания неправомерным бездействия в виде ненаправления в адрес взыскателя исполнительного листа серии ВС N N... не усматривает, поскольку указанное бездействие не привело к нарушению охраняемых законом прав административного истца, поскольку в связи с наличием в материалах исполнительного производства исполнительного документа, постановление об окончании исполнительного производства было отменено. Исполнительное производство возобновлено.
При этом судебная коллегия признает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что поскольку исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, то права административного истца допущенным со стороны административных ответчиков бездействием не нарушены.
Напротив, с учетом имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенное административными ответчиками бездействие нарушает права и интересы административного истца, при этом в данном случае не имеет правового значения тот факт, что исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем.
Доводы стороны административных ответчиков и вывод суда первой инстанции о том, что права административного истца не нарушены, поскольку требования исполнительного документа фактически исполнены путем перечисления на депозитный счет службы судебных приставов, судебная коллегия полагает несостоятельными, так как на момент обращения административного истца в суд взыскателю денежные средства не были перечислены, доказательств указанному в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не представлено. Следовательно, административному истцу не было известно о ходе исполнительного производства.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
Судебная коллегия учитывает, что законом направление указанного акта взыскателю не предусмотрено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска в данной части не имеется, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года подлежит отмене в части с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении требований административного иска, апелляционную жалобу удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие старшего судебного пристава - начальника Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу Мамедова А. Мабариз оглы в виде отсутствия контроля за основаниями окончания исполнительного производства N N... в отношении должника Финогеновой Т. В, отсутствием ответа на обращение ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" от "дата" года.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу Иванова В.Г. в виде не направления в адрес взыскателя ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" по указанному исполнительному производству копий постановления о возбуждении исполнительного производства и об окончании исполнительного производства.
Обязать старшего судебного пристава - начальника Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу направить ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" ответ на обращение от "дата" года, копии постановления о возбуждении исполнительного производства от "дата" года, копии постановления об окончании исполнительного производства от "дата" года.
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года оставить без изменения в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия должностных лиц Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу в виде не направления акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, ненаправлении исполнительного листа серии ВС N N...
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.