Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе Председателя Цалиева А.М., судей Бежанова А.В. и Батаевой Т.В.,
заслушав в заседании заключение судьи Бежанова А.В., проводившего на основании статьи 25 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" предварительное изучение обращения Томаева А.В., исследовав представленные Томаевым А.В. документы и иные материалы, установил:
1. 29 апреля 2005 года гражданин Томаев А.В. обратился в Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания с запросом о проверке соответствия Положения "Об адвокатском кабинете Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания", утвержденного Председателем Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания 29 сентября 2004 года, Конституции Республики Северная Осетия-Алания и Положению "О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания".
По мнению заявителя, адвокатский кабинет Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания не вправе использовать логотипы и помещения Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания и организовываться в виде самостоятельного структурного подразделения Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания. Заявитель Томаев А.В. просит признать указанное Положение не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям, 48 и 83 (часть 3) и Положению "О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания".
Аппарат Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания в порядке части 2 статьи 24 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" 27 апреля 2005 года уведомил гражданина Томаева А.В. о неподведомственности его обращения Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания. Однако заявитель настаивает на рассмотрении его обращения в заседании Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания.
2. В соответствии с частью 3 статьи 101.1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания и статьей 3 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания по запросам граждан проверяет соответствие нормативных актов министерств, государственных комитетов, других органов государственной власти и общественных организаций Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 18 марта 2002 года N 4-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания" под нормативным правовым актом Республики Северная Осетия-Алания понимается официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом Республики Северная Осетия-Алания в пределах его компетенции либо на референдуме и содержащий нормы права. Норма права - это общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (часть 2 статьи 2 указанного Закона).
Статья 1 Положения "О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания" устанавливает, что Комиссия по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания является консультативным и совещательным органом при Президенте Республики Северная Осетия-Алания, содействующим реализации главой республики его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Республике Северная Осетия-Алания, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Pоссийской Федерации и Конституцией Республики Северная Осетия-Алания.
Президент Республики Северная Осетия-Алания является единоначальным органом государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Единоначалие сочетается с коллегиальной совещательностью в форме создаваемых при Президенте Республики Северная Осетия-Алания советов, комиссий и иных структур, вырабатывающих рекомендации, которые проводятся в жизнь единоличными актами руководителя.
Все решения Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания носят рекомендательный характер. Они не обязательны для опубликования в государственных средствах массовой информации с целью доведения до всеобщего сведения. При этом органы государственной власти и их должностные лица, получившие рекомендации Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания, обязаны их рассмотреть и уведомить Комиссию о принятом решении. Однако ответственность государственных органов, их должностных лиц за невыполнение данной обязанности законодательством не установлена. Пункт 3 статьи 9 Положения "О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания" гласит лишь о том, что в необходимых случаях информация доводится до сведения Президента Республики Северная Осетия-Алания.
Следовательно, ненормативность Положения "Об адвокатском кабинете Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания" исключает возможность проверки его Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания на предмет соответствия Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
3. В обращении заявителя имеется также адресованная Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания просьба проверить Положение "Об адвокатском кабинете Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания" на предмет соответствия Положению "О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания", утвержденному Указом Президента Республики Северная Осетия-Алания от 13 марта 2002 года N 65.
Однако в соответствии с частью 3 статьи 101.1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания и статьей 3 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания проверяет нормативные правовые акты только на предмет соответствия Конституции Республики Северная Осетия-Алания и более никакому другому нормативному правовому акту.
Следовательно, и в этой части обращение заявителя неподведомственно Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания.
Таким образом, руководствуясь частью 3 статьи 101.1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, на основании статей 3, 24, 27 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина Томаева Аслана Владимировича о проверке соответствия Положения "Об адвокатском кабинете Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания" Конституции Республики Северная Осетия-Алания и Положению "О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания", поскольку разрешение поставленных в нем вопросов Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания".
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 мая 2005 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина Томаева А.В. о проверке соответствия Положения "Об адвокатском кабинете Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания" Конституции Республики Северная Осетия-Алания"
Текст определения официально опубликован в "Собрании Законодательства Республики Северная Осетия-Алания" март-апрель 2009 г. N 2 (Дата подписания номера в печать 5 августа 2009 г. )