Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 г. по делу N 16-542/2021-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., изучив жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Интех" Камалиева И.Р. на вступившие в законную силу постановление Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 июля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 сентября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Интех" (далее - ООО "Интех", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 сентября 2020 года, ООО "Интех" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Камалиев И.Р. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 декабря 2013 года N 70 утверждены "СанПиН 2.1.2.3150-13. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун" (далее - СанПиН 2.1.2.3150-13).
Согласно пункту 3.3 СанПиН 2.1.2.3150-13 раздевальные должны быть обеспечены отдельными сидениями и вешалками для одежды каждого посетителя.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что 24 марта 2020 года в период с 10 часов 30 минут до 11 часов 40 минут в результате осмотра помещения бани, расположенной по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Кощаково, обществом допущено нарушение требований статей 11, 24 Федерального Закона N 52 от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 3.3 СанПиН 2.2. 3150-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун", выразившееся в отсутствии отдельных сидений и вешалок для одежды каждого посетителя, поскольку в раздевалке мужского отделения оборудовано 56 шкафчиков для раздевания, 2 лавочки, 3 стула и 1 диван.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан 24 марта 2020 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вместе с тем принятые по делу акты законными признать нельзя по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 года N 1631 (ред. от 31.12.2020) "Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" СанПиН 2.1.2.3150-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун" признаны утратившими силу с 1 января 2021 года.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61953) с 1 января 2021 года введены новые правила к предоставлению бытовых услуг, однако, пунктом 8 Правил, предъявляющим требования к деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги бань (саун), душевых, не предусмотрено обеспечение раздевальных отдельными сидениями и вешалками для одежды каждого посетителя.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отмена закона, установившего административную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Согласно информации, поступившей из Пестречинского районного суда Республики Татарстан, постановление судьи Пестречинского районного суда от 20 июля 2020 года N 5-500/2020 о назначении обществу административного наказания в настоящее время не исполнено.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 июля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 сентября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Интех" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Интех" Камалиева И.Р. удовлетворить.
Постановление Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 июля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 сентября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Интех" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.