Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Габдуллин Р.Г., изучив жалобу защитника Лебедевой А.Ф., действующей в интересах Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Удмуртской Республики по пожарному надзору от 5 декабря 2019 года и решение судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 11 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Управления лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Удмуртской Республики по пожарному надзору от 5 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 11 февраля 2020 года, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "УЛХиП") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе защитник Лебедева А.Ф, действующая в интересах ФГКУ "УЛХиП", просит отменить постановление по делу об административном правонарушении N 07/82 от 5 декабря 2019 года и решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 11 февраля 2020 года, указывая в качестве доводов, что полномочия по тушению лесных пожаров, выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Пермского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, являющегося филиалом ФГКУ "УЛХиП" возложены на Федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГАУ "Оборонлес"), а именно на его Пермский филиал. Пермское лесничество Министерства обороны Российской Федерации лишь осуществляет контроль за выполнением указанных мероприятий Пермским филиалом ФГАУ "Оборонлес".
Тушение лесных пожаров в границах Пермского лесничества Министерства обороны Российской Федерации осуществляется силами и средствами пожарно-химической станции ФГАУ "Оборонлес" с привлечением войсковых частей. Ответственность за противопожарную безопасность на 102 арсенале возложена на начальника Ижевского территориального гарнизона - командира войсковой части 25580, также, ежедневно вблизи технической территории 102 арсенала производится патрулирование силами и средствами пожарной части N37.
Заявитель жалобы ссылается на пункт 2 Правил о привлечении сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие пожаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 N 1464. Согласно данному пункту привлечение сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах осуществляется на основании соглашений, заключаемых с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, таким органом является Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, который, однако, не наделен полномочиями по заключению подобного рода соглашений, в связи с чем указанные соглашения не заключались.
Выделяемый объем финансирования не предусматривает оплату услуг по привлечению сил и средств сторонних организаций, ведомств для тушения лесных пожаров, ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике планом тушения лесных пожаров на территории Пермского лесничества на период пожароопасного сезона 2019 года не предусмотрен.
Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69 "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года (далее по тексту Федеральный закон N 69) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно положениям статьи 37 Федерального закона N 69 руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности и т.д.
В силу статьи 38 Федерального закона N 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут, в том числе, собственники имущества, которые за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности.
В соответствии со статьями 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров и лесах. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 377, в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, разрабатываются и утверждаются планы тушения лесных пожаров.
В случае если план предусматривает привлечение в установленном порядке сил средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, а также иными федеральными органами исполнительной власти, чьи подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований могут быть привлечены к тушению лесных пожаров.
Основанием для привлечения ФГКУ "УЛХиП" к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о нарушении им требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки военной прокуратурой Ижевского гарнизона.
В ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности, проведенной военной прокуратурой Ижевского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что на территории "адрес" Удмуртской Республики допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, план тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2019 года не согласован с Главным управлением МЧС России по Удмуртской Республике.
Пермское лесничество Минобороны России является филиалом ФГКУ "УЛХиП", что подтверждается 15 пунктом устава данного учреждения.
Планирование, организация, управление, анализ и контроль мероприятий по охране, защите, воспроизводству, улучшению породного состава и качества лесов, повышению их продуктивности в соответствии с пунктом 21 Устава ФГКУ "УЛХиП" возложены на вышеуказанное учреждение, которое находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Пермского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, последний является филиалом ФГКУ "УЛХиП", основными задачами филиала в пределах его компетенции являются охрана, защита и воспроизводство лесов, организация контроля выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, организация научно-исследовательских работ, направленных на эффективное и неистощимое использование леса и природных ресурсов Министерства обороны и т.д.
В соответствии с пунктом 9 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в целях реализации полномочий Министерства обороны в области лесных отношений Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует мероприятия по лесоустройству, охране, защите и воспроизводству лесов, находящихся в ведении Министерства обороны, организует разработку планов тушения лесных пожаров.
Таким образом, Малопургинским районным судом Удмуртской республики был верно сделан вывод о имеющихся полномочиях ФГКУ "УЛХиП" на согласование плана с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории Малопургинского района Удмуртской Республики.
Доводы заявителя жалобы о том, что полномочия по тушению лесных пожаров, выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Пермского лесничества Министерства обороны Российской Федерации возложены на Пермский филиал ФГКУ "Оборонлес" были обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку из устава ФГКУ "Оборонлес" не усматриваются полномочия по разработке и утверждению плана тушения лесных пожаров.
Довод жалобы о том, что привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований Главного управления МЧС России по Республике Удмуртия планом тушения лесных пожаров на территории Пермского лесничества на 2019 год не предусмотрено, в связи с чем в действиях заявителя отсутствует объективная сторона административного правонарушения, судом отклоняется как несостоятельный, противоречащий имеющимся в материалах дела доказательствам ввиду нижеследующего.
Пункт 2 раздела Мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров, плана тушения лесных пожаров ФГКУ "УЛХиП" предусматривает при введении режима чрезвычайной ситуации и угрозе перехода на населенные пункты привлечение по соглашению о взаимодействии сил и средств подразделений пожарной охраны аварийно-спасательных формирований - ОП ПСЧ-32 ГУ УР "ГПС УР", ОП ПСЧ-28 ГУ УР "ГПС УР", ПСЧ-37 ГУ УР "ГПС УР" и т.д. Между тем, вышеуказанный план тушения лесных пожаров с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не согласован. Отсутствие соглашения о взаимодействии не освобождает ФГКУ "УЛХиП" от исполнения возложенной на него законом обязанности по согласованию плана тушения лесных пожаров с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при включении последних в план тушения лесных пожаров.
Довод жалобы в части отсутствия финансирования на оплату услуг по привлечению сил и средств сторонних организаций, а также о том, что территория военной части не разминирована, не может явиться основанием для освобождения от выполнения возложенных законом обязанностей по включению в план тушения лесных пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований и по согласованию плана тушения лесных пожаров с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Факт нарушения ФГКУ "УЛХиП" требований пожарной безопасности подтверждается исследованными судом доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона уполномоченными на то должностными лицами в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФГКУ "УЛХиП" с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Удмуртской Республики от 5 декабря 2019 года и решение судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 11 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Управления лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - оставить без изменения, а жалобу защитника Лебедевой А.Ф, действующей в интересах Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Р.Г. Габдуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.