Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" Павлова В.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области N 063/04/9.21-888/2019 от 10 февраля 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 8 июня 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 3 сентября 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" Павлова ВВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области N 063/04/9.21-888/2019 от 10 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 8 июня 2020 года и решением судьи Самарского областного суда от 3 сентября 2020 года, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" Павлов В.В. (далее Павлов В.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе Павлов В.В. просит отменить постановление должностного лица, а также состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Павлова В.В. к административной ответственности) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии
Согласно статье 3 указанного Федерального закона субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Статьей 3 названного Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по оказанию услуг по передаче электрической энергии; потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.
В соответствии с абзацем 7 пункта 15 Правил N 861, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 8 и направляется заявителю - физическому лицу.
Как усматривается из материалов дела, 3 сентября 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области поступило заявление потерпевших П и П. на действия (бездействие) ООО "Энергобытобслуживание". При рассмотрении указанного обращения было установлено, что ООО "Энергобытобслуживание" является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства, осуществляет выдачу технических условий о технологическом присоединении энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к объектам электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии.
П согласно свидетельству о государственной регистрации права N на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" кадастровый номер N.
П. согласно свидетельству о государственной регистрации права N на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" кадастровый номер N.
24 мая 2018 года посредством официального сайта ООО "Энергобытобслуживание" П. и П. были направлены в адрес сетевой организации заявки NN 30/19 и 31/19 на технологическое присоединение энергопринимаюших устройств объектов П. и П, заявленная максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт.
6 июня 2019 года ООО "Энергобытобслуживание" направило в адрес П. и П. проекты договоров NN 30/19 и 31/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия NN 30/19 и 31/19.
12 июля 2019 года П. и П. направили в адрес ООО "Энергобытобслуживание" письма о несогласии с техническими условиями NN 30/19 и N31/19.
5 августа 2019 года ООО "Энергобытобслуживание" направило в адрес потерпевших проекты договоров NN 55/19 и 56/19 об осуществления технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия NN 55/19, 56/19 и сообщило, что ранее направленные проекты договоров NN 31/19 и 30/19 об осуществления технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия к указанным договорам аннулированы.
Пункты 13-17 проектов договоров NN 55/19 и 56/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям содержат те же условия, что и пункты 13-17 проектов договоров NN 30/19 и 31/19 об осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.
Пункты 13-17 проектов договоров NN 55/19 и 56/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям не соответствуют типовому договору (приложение N 8 к Правилам технологического присоединения).
Таким образом ООО "Энергобытобслуживание" нарушен абзац 7 пункта 15 Правил N 861.
Согласно пункту 25(1) Правил N 861, в технических условиях для заявителей должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
Как установлено судебными инстанциями, в технических условиях N 56/19 и N 55/19 отсутствует распределение обязанности по выполнению монтажа ЛЭП-0, 4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителей, отсутствие указанной обязанности в мероприятиях, выполняемых ООО "Энергобытобслуживание".
Таким образом, ООО "Энергобытобслуживание" нарушило пункт 25(1) Правил N 861, не распределив в технических условиях N 56/19 и N 55/19 мероприятия по выполнению монтажа ЛЭП-0, 4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, осуществляемые сетевой организацией.
На основании приказа ООО "Энергобытобслуживание" N 75 от 15 апреля 2019 года и протокола N 2 внеочередного общего собрания участников ООО "Энергобытобслуживание" от 15 апреля 2019 года генеральным директором ООО "Энергобытобслуживание" является Павлов В.В.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ООО "Энергосбытобслуживание" Павлова В.В, который в соответствии должностной инструкцией Генерального директора общества осуществляет руководство финансовой и хозяйственной деятельностью ООО "Энергобытобслуживание", обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества, организует работу по эффективному взаимодействию всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производимых работ и услуг, к административной ответственности.
Фактические обстоятельства совершения Павловым В.В. административного правонарушения подтверждаются определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 декабря 2019 года (т.1 л.д.162); протоколом об административном правонарушении N 063/04/9.21-888/2019 от 10 января 2020 года (т. л.д. 173-179); заявками П. и П. на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (т.1 л.д. 74, 77); договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и техническими условиями для присоединения к электрическим сетям (т.1 л.д. 81-87, 91-97); протоколом разногласий П. и П. (т.1 л.д. 88-89); протоколом внеочередного общего собрания участников ООО "Энергобытобслуживание" (т.1 л.д.98); должностной инструкцией Генерального директора общества (т.1 л.д. 99-103), другими представленными в материалы дела доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Павлов В.В. правомерно привлечен к административной ответственности как должностное лицо ООО "Энергобытобслуживание", - субъекта естественной монополии по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы аналогичны доводам жалобы на решение районного суда, рассмотренной судьей областного суда. Эти доводы не нашли своего подтверждения с указанием в состоявшемся судебном акте соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судебные инстанции пришли к выводу о том, что они получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с совокупностью других собранных по делу доказательств, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях генерального директора ООО "Энергобытобслуживание" Павлова В.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Павлова В.В. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено ему в соответствии с санкцией названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области N 063/04/9.21-888/2019 от 10 февраля 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 8 июня 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 3 сентября 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" Павлова ВВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Павлова В.В. - без удовлетворения.
Судья (подпись) Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.