Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Трухина С.А, судей Колесниковой Е.В. и Ивановой Н.А, при секретаре Рахманиной А.А, с участием прокурора Яшникова С.Е, осужденного Краснова П.Д, участвующего посредством видеоконференц-связи, защитника адвоката Ворожейкиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Краснова Павла Дмитриевича на приговор Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Трухина С.А, изложившего обстоятельства дела, содержание приговора, доводы кассационной жалобы, выслушав осужденного Краснова П.Д, защитника адвоката Ворожейкину Е.В, поддержавших кассационную жалобу, мнение прокурора Яшникова С.Е, полагавшего необходимым приговор изменить, судебная коллегия, установила:
по приговору Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2016 года
Краснов Павел Дмитриевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес" Удмуртской АССР, гражданин РФ, ранее несудимый, осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения Краснову П.Д. изменена с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу. Взят под стражу в зале суда.
Срок наказания постановлено исчислять с 09 марта 2016 года.
Приговором решена судьбы вещественных доказательств.
Этим же приговором осужден Сазонов Константин Евгеньевич, в отношении которого приговор не обжалован и не пересматривается.
В апелляционном порядке вышеуказанный приговор не пересматривался.
Приговором суда Краснов П.Д. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенном группой лиц, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего Б.О.Н, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Краснов П.Д, не оспаривая доказанность его вины в совершении преступления и правильность квалификации действий, просит приговор изменить, исключить обстоятельство, отягчающее наказание - совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, и снизить размер наказания.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В обжалуемом приговоре в соответствии со ст. 307-309 УПК РФ содержится описание преступного деяния, признанного судом доказанным, приведены доказательства, исследованные в судебном заседании и оцененные судом, на которых основаны выводы суда о виновности осужденного, мотивированы выводы относительно квалификации преступления и назначения наказания.
Как следует из приговора, фактические обстоятельства совершения осужденным Красновым инкриминированного ему преступления установлены судом на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе показаний подсудимого Краснова, признавшего вину в совершении преступления, показаний потерпевшего Б.О.Н, свидетелей В, К, В. об обстоятельствах совершенного осужденным преступления; сведений из протокола осмотра места происшествия, осмотра предметов, заключения судебно-медицинской экспертизы трупа о смерти потерпевшего от телесных повреждений, причинивших тяжкий вред его здоровью, и иных исследованных судом доказательств.
Указанным доказательствам в приговоре дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 87-88 УПК РФ, в том числе с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а совокупность этих доказательств правильно признана достаточной для рассмотрения дела по существу.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, действия осужденного Краснова правильно квалифицированы судом по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Вопреки доводам осужденного суд в приговоре надлежащим образом учел состояние здоровья Краснова - наличие хронических заболеваний (в том числе психического) и активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
В то же время приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по делу установлены.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания.
В силу требований части 1 статьи 6 УК РФ наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Согласно ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и с учетом положений Общей части УК РФ. При этом учитывается характер, степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Указанные требования уголовного и уголовно-процессуального закона при постановлении приговора выполнены не в полной мере.
Так, при назначении Краснову П.Д. наказания в качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учел наличие у него хронических заболеваний, активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
Обстоятельством, отягчающим наказание, судом признано совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 63 УК РФ, состояние опьянения может быть признано обстоятельством, отягчающим наказание, только в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного.
По смыслу указанной нормы уголовного закона и положений п. 6 ч. 1 ст. 299, п. 4 ст. 307 УПК РФ суд, признавая состояние опьянения отягчающим наказание обстоятельством, должен надлежащим образом мотивировать данное решение, поскольку одного лишь факта нахождения виновного в момент совершения преступления в состоянии опьянения самого по себе не достаточно для признания данного обстоятельства отягчающим наказание.
Из протокола судебного заседания суда первой инстанции следует, что вопрос о наличии оснований для признания отягчающим наказание обстоятельством факта состояния опьянения осужденного в момент совершения преступления не был исследован судом.
В обжалуемом приговоре, суд не привел каких-либо мотивов, по которым признал установленный факт опьянения осужденного в момент совершения преступления обстоятельством, отягчающим его наказание.
Указанное является существенным нарушением уголовного закона (ч. 1.1 ст. 63, ст. 60 УК РФ) и уголовно-процессуального закона (п. 3 и 4 ст. 307 УПК РФ), повлиявшим на исход дела.
В связи с чем указанное отягчающее наказание обстоятельство подлежит исключению из описательно-мотивировочной части приговора, а наказание осужденному смягчению с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ (с учетом наличия признанного судом смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ). При этом судебная коллегия также учитывает положения ст. ст. 6, 60 УК РФ.
В остальной части оснований для отмены или изменения приговора не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.13- 401.16 УПК РФ, определила:
приговор Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2016 года в отношении Краснова Павла Дмитриевича изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на признание отягчающим наказание осужденного Краснова П.Д. обстоятельством "совершение преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя".
С применением ч. 1 ст. 62 УК РФ смягчить Краснову П.Д. наказание по ч. 4 ст. 111 УК РФ до 6 лет 8 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части указанный приговор оставить без изменения. Кассационную жалобу осужденного Краснова П.В. удовлетворить частично.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий:
Судья: Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.