Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда города Тольятти от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 29 сентября 2020 года по административному делу N 2а-2012/2020 по административному исковому заявлению Абакумовой А.С. об оспаривании решения администрации городского округа Тольятти в лице департамента по управлению муниципальным имуществом.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абакумова А.С. является собственником гостиничного корпуса (далее - объект недвижимости) площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 8).
6 февраля 2020 года Абакумова А.С. обратилась в администрацию городского округа Тольятти в лице департамента по управлению муниципальным имуществом (далее - Администрация) с заявлением о формировании и утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером N, а также о предоставлении в собственность выделенной доли земельного участка для эксплуатации части гостиничного комплекса (л.д. 11).
По результатам рассмотрения 17 февраля 2020 года Администрацией принято решение о возвращении заявления Абакумовой А.С. на основании пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации с связи с непредоставлением необходимых документов, а также несоответствием схемы расположения земельного участка статье 11.10 данного Кодекса (л.д. 12-13).
Полагая указанное решение незаконным, Абакумова А.С. оспорила его в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда города Тольятти от 16 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 29 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 30 декабря 2020 года, Абакумова А.С. просит об отмене судебных актов, указывая, что при подаче заявления представила все необходимые документы в полном объеме, подготовка расположения схемы земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления, в связи с чем оснований для возвращения заявления не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации (статья 36 часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено исключительное право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются в том числе:
документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подпункт 1).
схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 2).
Действовавшим в период рассматриваемых правоотношений приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 был утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Перечень), в том числе на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 приложения к данному Перечню).
Согласно пункту 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции исходи из того, что представленная Абакумовой А.С. к заявлению схема расположения земельного участка не соответствует требованиям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для возвращения заявления.
Вместе с тем, с указанными выводами нельзя согласится в силу следующего.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по административному делу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 176, части 1 статьи 178 и статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Приведенные законоположения направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.
Кроме того, обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению при рассмотрении административного дела, установлены в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из указанной нормы закона, суд обязан проверить полномочия органа местного самоуправления по принятию оспариваемого решения, выяснить порядок и основания его принятия, а также установить, соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что Абакумова А.С, обращаясь 6 февраля 2020 года к административному ответчику, заявила два требования: утверждение схемы земельного участка и предоставление выделенной части земельного участка в собственность, с приложением соответствующих документов.
По результатам рассмотрения административным ответчиком принято решение о возврате заявления со ссылкой на то, что Абакумовой А.С. не соблюдены требования вышеназванного Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также в связи с тем, что представленная административным истцом схема расположения земельного участка не соответствует требованиям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в нарушение пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, Администрацией не указано, какие именно документы не представлены заявителем, какие сведения в них отсутствуют, а также в чем выражено несоответствие представленной схемы требованиям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в оспариваемом решении органа местного самоуправления отсутствует какое-либо суждение по требованию Абакумовой А.С. о предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, как правообладателю объекта недвижимости.
При указанных обстоятельствах принятое Администрацией решение о возвращении заявления Абакумовой А.С, повлекшее нарушение ее права на приобретение земельного участка в установленном порядке, нельзя признать законным.
Учитывая, что вышеназванные нарушения при рассмотрении административного дела судами не устранены, судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат отмене в связи с несоответствием выводом суда обстоятельствам дела, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тольятти от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 29 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Тольятти в лице департамента по управлению муниципальным имуществом от 17 февраля 2020 года по возвращению заявления Абакумовой А.С. от 6 февраля 2020 года.
Обязать Администрации городского округа Тольятти в лице департамента по управлению муниципальным имуществом повторно рассмотреть заявление Абакумовой А.С. от 6 февраля 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.