Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. прокурора Чувашской Республики ФИО на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 28 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2020 года по административному делу N 2а-4334/2020 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении ФИО1.
Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А, заключение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, полагавшего необходимым кассационное представление удовлетворить, изменив судебные акты в части начала исчисления срока административного надзора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казённое учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике" (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении ФИО1 (далее - административный ответчик), освобождаемого из мест лишения свободы, административного надзора на срок 8 лет с административными ограничениями в виде: запрещения посещения мест проведения массовых, иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов до 6 часов; запрещения выезда за пределы территории субъекта, избранного для места проживания; обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование требований указывалось, что ФИО1 осуждён приговором Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 20 ноября 2015 года за совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 222, частью 1 статьи 222.1, частью 5 статьи 33 и частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 69 того же Кодекса, с учётом внесённых изменений, к лишению свободы на срок 5 лет 5 месяцев с ограничением свободы на срок 1 год, со штрафом в размере 10000 рублей, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима. ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике и подлежал освобождению по отбытии срока наказания 24 декабря 2020 года.
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики решением от 28 августа 2020 года удовлетворил административное исковое заявление частично, установив в отношении ФИО1 административный надзор на срок 8 лет, исчисляемый со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, но не более срока, установленного для погашения судимости, с административными ограничениями в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, кроме выхода на работу в ночное время;
- запрета на выезд за пределы территории муниципального образования города Буйнакска;
-запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в данных мероприятиях.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2020 года вышеуказанное решение оставлено без изменения, при этом судом апелляционной инстанции уточнён абзац 2 резолютивной части решения в части порядка исчисления срока административного надзора, и после слов "на срок 8 (восемь) лет" дополнен словами "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания".
В кассационном представлении, поданном через суд первой инстанции 13 января 2021 года и поступившем в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 26 января 2021 года, и.о. прокурора Чувашской Республики ФИО просит изменить состоявшиеся по делу судебные постановления в части начала исчисления срока административного надзора, установленного в отношении ФИО1, определив исчисление срока административного надзора со дня отбытия ФИО1 дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
В обоснование этого он, не оспаривая законность и обоснованность установленных в отношении ФИО1 административного надзора и административных ограничений, указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
И.о. прокурора Чувашской Республики отмечает, что поскольку ФИО1 было назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы, то срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия им данного вида наказания в соответствии с положениями части 4 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы".
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Из материалов дела следует и судами установлено, что приговором Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 20 ноября 2015 года, с учётом постановления Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 июня 2018 года, ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 222, частью 1 статьи 222.1, частью 5 статьи 33 и частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, и на основании части 3 статьи 69 того же Кодекса ему назначено наказание по совокупности преступлений в виде лишения свободы на срок 5 лет 5 месяцев в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на срок 1 год, со штрафом в размере 10000 рублей (л.д. 6 - 13, 25 - 26).
Согласно характеристике, утверждённой начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике, осуждённый ФИО1 характеризуется отрицательно, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, допустил 121 нарушение установленного порядка отбывания наказания, взыскания за которые не сняты и не погашены (л.д. 4).
Указанные сведения подтверждаются справкой о поощрениях и взысканиях на осуждённого и постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике от 1 июня 2016 года о признании ФИО1 злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 5, 15).
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", Закон об административном надзоре) административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершённое правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечёт за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Определяя срок установления административного надзора, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта 3 части 2 статьи 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвёртой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Поскольку ФИО1 осуждён за совершение преступления против общественной безопасности, предусмотренного статьёй 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, относившегося на момент его совершения к категории тяжких преступлений, с учётом срока, установленного для погашения судимости за совершение тяжкого преступления в соответствии со статьёй 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), срок, на который должен быть установлен административный надзор - 8 лет, судами определён правильно.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Судом первой инстанции в обжалуемом решении было постановлено исчислять срок административного надзора ФИО1 со дня постановки его на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Между тем при исчислении начала течения срока административного надзора в отношении ФИО1 судом не учтены положения части 4 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", согласно которым в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 23 вышеуказанного постановления от 16 мая 2017 года N 15 даны разъяснения о том, что при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре).
С учётом этого, поскольку административному ответчику ФИО1 в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы на срок 1 год, срок установленного в отношении него административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия им дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Допущенное судом первой инстанции неправильное применение норм материального права не было устранено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела в апелляционном порядке.
Данное нарушение в силу части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является существенным, как повлекшее вынесение неправильного решения в указанной части, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного ответчика, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно, однако судами допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым изменить обжалуемые судебные постановления в части исчисления срока административного надзора, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 28 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2020 года изменить в части начала исчисления срока установленного в отношении ФИО1 административного надзора.
Срок административного надзора исчислять со дня отбытия ФИО1 дополнительного наказания в виде ограничения свободы, назначенного по приговору Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 20 ноября 2015 года.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 28 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2020 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 26 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.