Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу В.В.С. на решение Кировского районного суда г. Уфы от 15 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2020 года по административному делу N 2а-142/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан к В.В.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, земельному налогу с физических лиц, пени.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 30 по Республике Башкортостан (далее - административный истец, МРИ ФНС России N 3 по Республике Башкортостан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к В.В.С. (далее - административный ответчик) о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, земельному налогу с физических лиц, пени.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что за должником В.В.С. числится задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017 годы, а именно: налог в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты", всего "данные изъяты" за 2015 и 2017 годы, за следующие объекты налогообложения: земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; жилой дом, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; квартира, с кадастровым номером N, расположенная по адресу: "адрес"; помещение, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"; жилой дом, расположенной по адресу: "адрес", за 9 месяцев.
В связи с этим, обратившись в суд, МРИ ФНС России N 30 по Республике Башкортостан просила суд взыскать с В.В.С. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты"; налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере "данные изъяты" рублей, пени в размере "данные изъяты"; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты", на общую сумму "данные изъяты".
Решением Кировского районного суда г. Уфы от 15 января 2020 года, оставленным апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2020 года без изменения, административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан удовлетворены частично в приведенной в судебном акте формулировке.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 30 ноября 2020 года, административный ответчик В.В.С. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель повторяет правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Указывает на то, что налоговым органом пропущен срок взыскания данной задолженности. Считает, что судом необоснованно взысканы пени, поскольку налоговым органом не приняты меры принудительного взыскания задолженности.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения против ее удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из содержания статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплату налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.
В силу положений пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно содержанию подпунктов 1, 2, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пунктом 4 той же статьи установлено, что налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Таким образом, действующее налоговое законодательство предусматривает права налогового органа включать в уведомление три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, В.В.С. на праве собственности принадлежат следующие объекты налогообложения: земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; жилой дом, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", д. Лекаревка, "адрес"; квартира, с кадастровым номером N, расположенная по адресу: "адрес"; помещение, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"; жилой дом, расположенной по адресу: "адрес" за 9 месяцев.
Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ N В.В.С. необходимо было в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить, в том числе, налог на имущество физических лиц за 2015 год по ОКТМО N - "данные изъяты" за жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому у В.В.С. образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год по ОКТМО N в размере "данные изъяты" (остаток задолженности за 2015 год). Сумма налога по данному требованию составляет "данные изъяты", пени "данные изъяты". Общая сумма долга "данные изъяты".
В соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N В.В.С. необходимо было в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить, в том числе, земельный налог за 2017 год в размере "данные изъяты" за земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; налог на имущество физических лиц за 2017 год по ОКТМО N - "данные изъяты" за жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; налог на имущество физических лиц за 2017 год по ОКТМО N в размере "данные изъяты" за квартиру с кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес"; налог на имущество физических лиц за 2017 год по ОКТМО N в размере "данные изъяты" за помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"; произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год по ОКТМО N в размере "данные изъяты". за жилой дом, расположенной по адресу: "адрес", за 9 месяцев.
В связи с выявленной недоимкой, в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому у В.В.С. образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты"; по налогу на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты"; по земельному налогу в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты". Установлен срок оплаты по требованию до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России N 30 по Республике Башкортостан обратилась к мировому судье судебного участка N 2 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй по заявлению налогового органа выдан судебный приказ о взыскании с В.В.С. задолженности по налогам и пени.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
Разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о доказанности налоговым органом наличия у В.В.С. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год на общую сумму "данные изъяты", пени в сумме "данные изъяты", а также по земельному налогу в размере "данные изъяты" и пени по нему в сумме "данные изъяты". Отказывая во взыскании с В.В.С. недоимки по земельному налогу в размере "данные изъяты", суд указал, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения процедуры направления налогоплательщику налогового уведомления.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций в обжалуемой В.В.С. части правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а доводы кассационной жалобы В.В.С. подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Абзацем 17 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Как правильно установлено судами, налоговый орган при определении объектов налогообложения и исчислении размера налога на имущество и земельного налога В.В.С, исходил из сведений, представленных органом, осуществляющим государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости.
Административный ответчик В.В.С. не оспаривала право собственности на указанные объекты налогообложения, но несмотря на это, будучи своевременно и надлежащим способом извещенной о размере исчисленного налоговым органом налога и сроках его уплаты, предусмотренную законом обязанность не исполнила, что явилось правовым основанием для взыскания задолженности в судебном порядке.
Судебная коллегия также не соглашается с доводами кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд.
Так, как верно установлено судами по настоящему административному делу, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности с В.В.С. по налогам и пеням возникло ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием трехлетнего срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней ДД.ММ.ГГГГ N.
Выводы судов основаны на положениях абзаца 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила "данные изъяты", налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из содержания абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть применительно к спорным правоотношениям до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов административного дела следует, что административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан о взыскании с В.В.С. задолженности по налогам и пеням поступило в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного вышеуказанным законом срока.
Указанным обстоятельствам судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Необходимо отметить, что суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать выводы судов первой либо второй инстанций.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы от 15 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу В.В.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.