Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, войсковой части 3730 войск Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2020 года по административному делу N 2а-655/2020 по административному исковому заявлению П.А.В, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.И.А, П.Д.А, к войсковой части 3730 войск Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе войск Национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя войсковой части 3730 войск Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации по доверенности М.М.В, представителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по доверенности Г.А.В, возражения П.А.В. и его представителя Ч.Т.С. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.А.В, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.И.А, П.Д.А, (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском к Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, войсковой части 3730 войск Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии от 21 июня 2019 года, в соответствии с которым сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях постоянного жилищного фонда войск национальной гвардии Российской Федерации его несовершеннолетние дети П. И.А, П.Д.А. При этом жилищной комиссией при расчете суммарной обеспеченности жилой площадью на одного человека было учтено жилое помещение по адресу: "адрес", в котором за детьми признано право пользования. Норма обеспечения П.А.В. и его старшего сына П.Д.А. решением комиссии рассчитана от 16, 53 кв.м до 25, 53 кв.м, то есть выше учетной нормы.
С названным решением жилищной комиссии административный истец не согласен, поскольку, по его мнению, оно принято без учета фактически сложившихся между ним и его детьми семейных отношений и имевших место жилищных условий.
Решением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 25 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований П.А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2020 года решение Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 25 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований в приведенной в судебном акте формулировке.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 23 декабря 2020 года, административные ответчики Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, войсковая часть 3730 войск Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации ставят вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В качестве доводов кассационной жалобы ее заявитель не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого решения, поскольку при определении нуждаемости административного истца и членов его семьи в жилых помещениях, жилищная комиссия приняла во внимание то обстоятельство, что двое детей П.А.В. фактически с ним не проживают, имеют право пользования жилым помещением, находящимся в собственности их матери - бывшей супруги административного истца. Кроме этого, как утверждает автор кассационной жалобы, вопреки выводам суда апелляционной инстанций, жилищная комиссия решения о том, что несовершеннолетние П. И.А. и П.Д.А. не являются членами семьи П.А.В. не принималось, и не могло быть принято в силу требований жилищного законодательства. Кроме этого, возложение судом апелляционной инстанции на жилищную комиссию обязанности по восстановлению административных истцов в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда национальной гвардии Российской Федерации, является заведомо неисполнимым, поскольку они состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях постоянного жилого фонда.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, порядок реализации социальных гарантий и социальной защиты военнослужащих и членов их семей регулируется положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона N- ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту 4 жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, решением жилищной комиссии войсковой части 3730 войск Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ П.А.В. (с составом семьи четыре человека) и члены его семьи: П.Д.А, несовершеннолетние П. И.А, П.Д.А. были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по избранному месту жительства в городе Казани.
Приказом командира 114 отдельной бригады войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ П.А.В. освобожден от занимаемой воинской должности и уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга лет в войсках национальной гвардии Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ составляет: календарная 20 лет 3 месяца 18 дней, льготной не имеет.
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 3730 войск Национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, жилищной комиссией принято решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях постоянного жилого фонда войск Национальной гвардии Российской Федерации из состава семьи старшего прапорщика П.А.В, 1971 года рождения, его сына П.И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь П.Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Норма обеспечения площадью жилого помещения П.А.В. и сына П. Даниила, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составит от 16, 53 кв.м до 25, 53 кв.м.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий и исходя из того факта, что несовершеннолетние дети продолжают проживать в квартире, принадлежащей их матери, право пользования которой ими не утрачено, в связи с этим на каждого приходится более 12 кв.м, то есть более учетной нормы площади жилого помещения.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что с момента постановки на учет и до принятия жилищной комиссией оспариваемого решения П. И.А, П.Д.А. не перестали быть членами семьи П.А.В. и нуждающимися в предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, и что не было учтено судом первой инстанции, административными ответчиками не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения.
Так, пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 76-ФЗ определено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 25 постановления Пленума от 29 мая 2014 года N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и руководящими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам о том, что административный истец и члены его семьи фактически не обеспечены жилой площадью свыше учетной нормы предоставления жилья.
Суждения суда апелляционной инстанции основаны на правильной оценке представленных сторонами доказательств, в частности обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами.
Так, в частности на основании решения мирового судьи судебного участка N 3 Зеленодольского района и города Зеленодольска Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ брак между П.А.В. и П.Т.А. расторгнут, о чем составлена запись акта о расторжении брака.
Вступившим в законную силу решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ место жительства несовершеннолетних детей П.И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определено с отцом П.А.В.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ П.Д.А. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес". Исковые требования П.Т.А. о признании П.И.А. и П.Д.А. утратившими права пользования жилым помещением по адресу: "адрес", оставлены без удовлетворения.
Таким образом, из приведенных судебных актов, которые являются доказательствами, не подлежащими переоценке, следует, что несовершеннолетние дети П. И.А, П.Д.А. с момента постановки на учет, не перестали быть членами семьи П.А.В. и, следовательно, не должны быть произвольно исключены при оценке жилищных условий П.Д.А. и членов его семьи.
Между тем фактические обстоятельства, послужившие основанием постановки на учет административного истца, его семьи в составе из четырех человек, в сторону улучшения либо по иным основаниям до момента принятия жилищной комиссий оспариваемого решения не изменились.
Исходя из этого, выводы суда апелляционной инстанции о том, что решение жилищной комиссии войсковой части 3730 войск национальной гвардии Российской Федерации является принятым вопреки требованиям жилищного законодательства и фактических обстоятельств дела, следует признать обоснованными.
Поскольку судом первой инстанции были допущены ошибки в применении норм материального права и в оценке доказательств, имеющихся в деле, суд апелляционной инстанции, правомерно руководствуясь положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отменив решения суда первой инстанции, постановилновое решение об удовлетворении административного искового заявления.
При этом судебная коллегия полагает, что указание в резолютивной части апелляционного определения о необходимости восстановления административного истца и членов его семьи на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилого фонда, тогда как они состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях постоянного жилищного фонда по сути является опиской, устранение которой возможно в ином судебном порядке.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанций, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, и не могут повлиять на правильность постановленного по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционное определение следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для его отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, войсковой части 3730 войск Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.