Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Подгорнова О.С., рассмотрев кассационную жалобу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" на решение мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Радищевского судебного района Ульяновской области от 29 июля 2020 г. и апелляционное определение Радищевского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2020 г. по гражданскому делу N 2-463/2020 по иску областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к Хусаиновой Гузели Рифатовне, Хусаиновой Расиме Рызвановне о взыскании задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию, установила:
решением мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Радищевского судебного района Ульяновской области от 29 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Радищевского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2020 г, в удовлетворении исковых требований областного государственного казенного предприятия (ОГКП) "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к Хусаиновой Г.Р, Хусаиновой Р.Р. о взыскании задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию на общедомовые нужды за период с марта 2019 г. по декабрь 2019 г. в сумме 2512 руб. 99 коп. отказано.
В кассационной жалобе ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" просит отменить судебные постановления, как незаконные, и принять новый судебный акт.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения материального права при вынесении судебных постановлений судами допущены.
Из материалов дела следует, что Хусаиновой Г.Р. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес"
Теплоснабжение дома, расположенного по адресу: "адрес", осуществляет ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области".
Как следует из актов от 28 сентября 2018 г, 24 сентября 2019 г, составленных ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" и МУП "Транстехсервис", в указанные даты произведено включение отопления в здании жилого дома по адресу: "адрес"А (л.д. 135, 136, т.1).
Обращаясь в суд с иском, ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" ссылалось на то, что ими, как теплоснабжающей организацией, осуществлялась поставка тепловой энергии на весь многоквартирный дом, в связи с чем расходы на оплату этой услуги были распределены пропорционально площади принадлежащего помещения, в том числе ответчице Хусаиновой Г.Р.
Из материалов дела также следует, что с 2011 г. после согласования с администрацией городского поселения "адрес" Кулатка переведена на индивидуальное газовое отопление, места общего пользования были отключены от центрального отопления в связи с ветхостью теплопроводов.
Как следует из представленного самими ответчицами технического заключения о состоянии системы отопления по результатам визуального осмотра от 17 марта 2020 г, выполненного ООО "ИнвестСтрой", "адрес" площадью 90, 52 кв.м расположена в одноэтажном восьмиквартирном здании, 1918 года постройки. Отопление здания было централизованным от котельной, в дальнейшем центральное отопление было частично ликвидировано, центральное отопление осталось в квартирах N
24 марта 2020 г. представителями управления ТЭР, ЖКХ и строительстве, Управления муниципальным имуществом МО "Старокулаткинский район", МУ "Транстехсервис", в связи с обращением собственников квартир "адрес" ФИО8 и Хусаиновой Р.Р. проведен осмотр жилого дома по вопросу осуществления центрального отопления мест общего пользования и квартир. По результатам осмотра установлено, что места общего пользования не имеют отопления. В 2009 г. теплоснабжение вышеназванного дома производило МУП "Тепловодоснаб", которое является банкротом, в связи с чем акты об отключении помещений не предоставляется возможным предъявить в суд.
Суды первой инстанции и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении иска ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области", пришли к выводу о том, что в квартире ответчиц установлен индивидуальный источник отопления, и что ответчицы не потребляют тепловую энергию в местах общего пользования, соответственно, не являются потребителями коммунальной услуги теплоснабжения в этих помещениях, поскольку необходимым условием заключения и действия договора энергоснабжения является наличие у абонента энергопринимающего устройства и его присоединение к сетям энергоснабжающей организации (отопительные приборы), которые в местах общего пользования отсутствуют, а, соответственно, отсутствует и потребление тепловой энергии.
С указанными выводами нельзя согласиться в связи со следующим.
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Общедомовой трубопровод системы центрального отопления в силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4). При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установилв качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (часть 1 той же статьи), федеральный законодатель руководствовался Конституцией Российской Федерации, ее статьями 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1), имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 г, внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением от 6 мая 2011 г. N354, предусматривающие в том числе формулы расчета платы за услугу по отоплению при отсутствии потребления данной услуги в конкретном помещении многоквартирного дома.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 г. N 30-П).
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о том, что тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева жилого помещения, собственницей которого является Хусаинова Г.Т, не расходуется, в связи с наличием в нем индивидуального отопления. Непосредственно для обогрева мест общего пользования, которыми пользуются ответчицы, тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, также не используется, ввиду отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам.
Однако данный факт не может служить достаточным основанием для освобождения ответчиц от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Материалами гражданского дела установлено, что многоквартирный дом по адресу: "адрес"А, подключен к централизованным сетям теплоснабжения, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств отключения многоквартирного дома в целом от системы центрального отопления в материалы дела не представлено.
Поскольку ответчица Хусаинова Г.Р. не освобождается от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды, то суду первой инстанции необходимо было установить юридически значимые обстоятельства, а именно, содержит ли предъявленная к взысканию задолженность плату за потребление коммунальной услуги по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также дать оценку представленному истцом расчету данной платы за спорный период времени и установить размер данной платы, взыскав ее с надлежащего ответчика.
Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, вследствие чего не в полном объеме установлены и не оценены обстоятельства, имеющие правовое значение, данное нарушение не устранено при рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела соответствующие обязанности в полном объеме не исполнены, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене апелляционного определения по настоящему делу с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
апелляционное определение Радищевского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2020 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Радищевский районный суд Ульяновской области.
Судья Шестого кассационного
суда общей юрисдикции О.С. Подгорнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.