Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Непопалова Г.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Музыки Павла Игоревича на решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 8 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-1369/2020 по иску Музыки Павла Игоревича к Главному управлению МЧС России по Кировской области о признании увольнения незаконным, изменения формулировки увольнения, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
Музыка П.И. обратился с иском в суд к ГУ МЧС России по Кировскои? области, указав, что с 1 августа 2013 года проходил службу по контракту в ГУ МЧС России по Кировскои? области. 23 июля 2018 года с истцом заключен новыи? контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственнои? противопожарнои? службы в должности старшего инженера-руководителя дежурнои? смены специализированнои? пожарно-спасательнои? части ФГКУ "3 отряд федеральнои? противопожарнои? службы по Кировскои? области" сроком на 5 лет. 8 октября 2019 года сообщено, что данное учреждение будет ликвидировано и занимаемая им должность подлежит сокращению с 1 января 2020 года, вручено уведомление о расторжении контракта и увольнении в связи с сокращением должности. Также разъяснены социальные гарантии, предложены другие вакантные должности для обеспечения возможности дальнеи?шего прохождения службы, от которых истец отказался. С 1 января 2020 года уволен в связи с нарушением условии? контракта. Основанием приказа стало представление к увольнению, рапорты истца об отказе от предложенных должностеи?, заключение служебнои? проверки по факту увольнения, о чем выражено несогласие. Истец не получил причитающихся при сокращении штата выплат, лишен премии за добросовестное выполнение служебных обязанностеи?. Считает увольнение по данному основанию незаконным.
Уточнив заявленные требования, истец просил признать незаконными заключение по факту увольнения из ФПС ГПС МЧС России от 19 декабря 2019 года (утверждено 30 декабря 2019 года) и представление к увольнению от 30 декабря 2020 года, увольнение, оформленное приказом N113-нс от 30 декабря 2019 года, изменить формулировку увольнения на увольнение в связи с сокращением должности в федеральнои? противопожарнои? службе, замещаемои? сотрудником по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральнои? противопожарнои? службе Государственнои? противопожарнои? службы и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации", изменив дату увольнения на дату вынесения судом решения; взыскать с ответчика выходное пособие при увольнении в связи с сокращением должности в размере среднего месячного заработка 68 686, 52 рублей, единовременное пособие при увольнении в размере двух окладов денежного содержания 34 320 рублей, денежное довольствие за время вынужденного прогула из расче?та 68 686, 52 рублей в месяц за период с 1 января 2020 года по день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 8 сентября 2020 года, в удовлетворении иска Музыки П.И. отказано.
Музыка П.И. обратился с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные постановления отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
Лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 23 мая 2016 года 141-ФЗ "О службе в федеральнои? противопожарнои? службе Государственнои? противопожарнои? службы и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации", перевод сотрудника федеральнои? противопожарнои? службы на равнозначную должность в федеральнои? противопожарнои? службе осуществляется, в том числе в связи с сокращением замещаемои? сотрудником должности.
В соответствии с п. 11 ст. 30 указанного Федерального закона не является переводом и не требует согласия сотрудника федеральнои? противопожарнои? службы выполнение им равнозначных функции? по инои? должности в федеральнои? противопожарнои? службе в том же подразделении и в тои? же местности, не влекущее за собои? изменения условии? контракта.
На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 36 названного Федерального закона при упразднении (ликвидации) подразделения правоотношения с сотрудником федеральнои? противопожарнои? службы, замещающим должность в подразделении, могут быть продолжены в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в федеральнои? противопожарнои? службе (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения инои? должности в федеральнои? противопожарнои? службе.
Пунктом 18 статьи 36 того же Федерального закона закреплено, что руководитель федерального органа исполнительнои? власти в области пожарнои? безопасности либо уполномоченныи? руководитель в срок, установленныи? для нахождения сотрудника федеральнои? противопожарнои? службы в распоряжении федерального органа исполнительнои? власти в области пожарнои? безопасности или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в федеральнои? противопожарнои? службе решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в соответствии со статьеи? 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьеи? 83 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 20 мая 2013 года между Музыкои? П.И. и начальником ГУ МЧС России по Кировскои? области заключен контракт о службе в ГПС МСЧ России, согласно которому истец обязался проходить службу в ГПС МЧС не менее пяти лет после окончания учебного заведения Академии ГПС МЧС России, куда он был направлен по заключению от 31 мая 2013 года, на основании личного заявления.
17 июля 2018 года Музыка П.И. окончил Академию Государственнои? противопожарнои? службы МЧС России по очнои? форме обучения, по спeциальности "пожарная безопасность", получил квалификацию "инженер", ему присвоено специальное звание "леи?тенант внутреннеи? службы", прибыл для дальнеи?шего прохождения службы в Главное управление МЧС России по Кировскои? области.
19 июля 2018 года на основании рапорта и приказа леи?тенант внутреннеи? службы Музыка П.И. назначен на должность старшего инженера- руководителя дежурнои? смены специализированнои? пожарно-спасательнои? части ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировскои? области"; с ним заключен контракт о прохождении службы в ФПС ГПС от 23 июля 2018 года, согласно которому он принят на службу в ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировскои? области" на должность старшего инженера-руководителя дежурнои? смены специализированнои? пожарно-спасательнои? части. Контракт заключен сроком на 5 лет. Согласно пункту 8 контракта, Музыка П.И. согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 23 мая 2016 года 141-ФЗ "О службе в федеральнои? противопожарнои? службе Государственнои? противопожарнои? службы и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации".
На основании поручения Президента России?скои? Федерации от 12 ноября 2018 года N Пр-1021 и от 14 августа 2019 года N Пр-1623 МЧС России принято решение об упразднении территориальных органов и ликвидации подчиненных подразделении?, путем их перевода в структурные подразделения территориальных органов субъектов России?скои? Федерации.
На основании приказа МЧС России от 26 сентября 2019 года N 521 "О ликвидации некоторых учреждении?, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Приволжском федеральном округе" подчиненное подразделение Главному управлению МЧС России по Кировскои? области ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировскои? области" подлежало упразднению (ликвидации) с 1 января 2020 года путем перевода его в структурное подразделение ГУ МЧС России по Кировскои? области. 7 октября 2019 года начата процедура ликвидации юридического лица ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировскои? области".
В соответствии с требованиями части 5 статьи 36 указанного выше Федерального закона 8 октября 2019 года Музыке П.И. вручено под роспись уведомление о предстоящем расторжении контракта и увольнением в связи сокращением должности по причине ликвидации юридического лица ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировскои? области". В уведомлении отражено, что в связи с сокращением будут предложены должности в соответствии с квалификациеи? и опытом работы.
1 декабря 2019 года Музыка П.И. обратился к председателю ликвидационнои? комиссии ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировскои? области" с рапортом об увольнении со службы ФПС в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 83 названного Федерального закона (сокращение должности в ФПС, замещаемои? сотрудником). В ходе проводимых бесед с целью рассмотрения вопроса о расторжении контракта и увольнении в связи с нарушением условии? контракта сотрудником, Музыке П.И. разъяснялись последствия отказа от предлагаемых должностеи?, расторжения контракта и увольнения в связи с нарушением условии? контракта сотрудником.
Учитывая уровень его квалификации, образования и стажа службы в ФПС, возможность предоставить Музыке П.И. равнозначную должность, а также то, что Музыка П.И. после окончания Академии ГПС МЧС России, в которои? его обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигновании? федерального бюджета, не выполнил свою обязанность, предусмотренную Федеральным законом и контрактом, проходить службу в ГПС не менее пяти лет, 13 декабря 2019 года истцу, после утверждения приказом МЧС России от 29 октября 2019 года N 623 штатного расписания N 20/53 Главного управления МЧС по Кировскои? области, и прохождения аттестации, вручено уведомление о переводе на равнозначную должность для дальнеи?шего прохождения службы в качестве старшего инженера-руководителя дежурнои? смены специализированнои? пожарно-спасательнои? части ФПС ГПС Главного управления МЧС по Кировскои? области, на которое Музыка П.И. выразил свое несогласие и подал рапорт от 16 декабря 2019 года.
16 декабря 2019 года при прохождении аттестационной комиссии Музыка П.И. отказался от 42-х предложенных ему должностей, о чем представлены рапорты от 19 и 20 декабря 2019 года.
30 декабря 2019 года Музыка П.И. подал рапорт, в котором указал, что намерении? продолжать службу не имеет. Согласен на расторжение контракта по инициативе работодателя в связи с сокращением должности.
Ответчиком составлены заключение по факту увольнения из ФПС ГПС МЧС России Музыки П.И. от 19 декабря 2019 года, утвержденное врио начальника ГУ МЧС России по Кировскои? области, и представление к расторжению контракта и увольнению из ФПС ГПС МЧС России от 30 декабря 2019 года, в которых должностные лица ответчика пришли к выводу об увольнении Музыки П.И. по пункту 15 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральнои? противопожарнои? службе Государственнои? противопожарнои? службы и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации" в связи с нарушением условии? контракта сотрудником.
30 декабря 2019 года Музыка П.И. был ознакомлен с представлением к расторжению с ним контракта и увольнения из ФПС ГПС МЧС России по указанному основанию (в связи с нарушением условии? контракта сотрудником), а также был уведомлен об увольнении из ФПС ГПС МЧС России, о чем указано в его рапорте от этого же числа.
Приказом врио начальника ГУ МЧС России по Кировскои? области N113-нс от 30 декабря 2019 г. с леи?тенантом внутреннеи? службы Музыкои? Л.И. расторгнут контракт о прохождении службы в ФПС, он уволен с федеральнои? противопожарнои? службы с 1 января 2020 года, лишен премии за добросовестное исполнение служебных обязанностеи?.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно определив, что правовое регулирование данных правоотношений осуществляется, прежде всего, в соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 года 141-ФЗ "О службе в федеральнои? противопожарнои? службе Государственнои? противопожарнои? службы и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительнои? власти и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы о допущенных ответчиком нарушениях порядка увольнения Музыки П.И, в том числе о неприменении норм трудового законодательства, незаконном изменении основания увольнения без отзыва ранее сделанного уведомления о сокращении, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 года 141-ФЗ "О службе в федеральнои? противопожарнои? службе Государственнои? противопожарнои? службы и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации", регулирование правоотношении?, связанных со службои? в федеральнои? противопожарнои? службе, осуществляется в соответствии с Конституциеи? России?скои? Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарнои? безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительнои? власти и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службои? в федеральнои? противопожарнои? службе; нормативными правовыми актами Президента России?скои? Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительнои? власти, уполномоченного на решение задач в области пожарнои? безопасности.
В силу части 2 тои? же статьи указанного Федерального закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящеи? статьи, к правоотношениям, связанным со службои? в федеральнои? противопожарнои? службе, применяются нормы трудового законодательства России?скои? Федерации.
Как установлено судом, вопреки принятым на себя по контракту обязательствам, в нарушение его условии? Музыка П.И. отказался продолжить службу в ГПС не менее пяти лет, в связи с чем правомерен вывод суда о законности увольнения истца со службы по основанию, предусмотренному пунктом 15 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года 141-ФЗ "О службе в федеральнои? противопожарнои? службе Государственнои? противопожарнои? службы и внесении изменении? в отдельные законодательные акты России?скои? Федерации", - в связи с нарушением условии? контракта сотрудником.
В данном случае увольнение истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, нарушении? процедуры увольнения сотрудника при рассмотрении спора, судом не установлено.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судебных инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу основаны на ином субъективном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Музыки Павла Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
Г.Г. Непопалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.