Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Бросовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кострыкина Николая Михайловича на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 октября 2020 года по гражданскому делу N 2(1)-34/2020 по иску Кострыкина Николая Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Сакмарском районе Оренбургской области (межрайонное) о реализации пенсионных прав, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
Кострыкин Н.М. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Сакмарском районе Оренбургской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в Сакмарском районе Оренбургской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения, включении в стаж периодов работы, установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указал, что истец обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сакмарском районе Оренбургской области от 10 апреля 2019 года N 67 отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве. В частности, в указанный стаж не включены периоды работы в открытом акционерном обществе "Сакмарский элеватор" (далее - ОАО "Сакмарский элеватор") с 1 мая 2003 года по 18 марта 2013 года менеджером по снабжению и начальником отдела по сельскому хозяйству. При этом, общая продолжительность стажа, дающего права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, составила 27 лет 00 месяцев 8 дней.
Не согласившись с данным решением ответчика, полагая, что вышеуказанные периоды подлежат включению в его стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с учетом уточнения исковых требований, Кострыкин Н.М. просил признать незаконным решение пенсионного органа N67 от 10 апреля 2019 года в части отказа в установлении ему повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; признать факт его работы в сфере растениеводства и животноводства в период с 1 мая 2003 года по 18 марта 2013 года; признать факт соответствия должности менеджера по снабжению в сельскохозяйственном отделе и должности начальника отдела по сельскому хозяйству, в которых он работал в ОАО "Сакмарский элеватор" в должности управляющий отделением растениеводческого направления; обязать ГУ-УПФ РФ в Сакмарском районе Оренбургской области назначить и выплачивать ему фиксированную выплату в соответствии частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2019 года; взыскать с ГУ-УПФ РФ в Сакмарском районе Оренбургской области в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 октября 2020 года, в удовлетворении исковых требований Кострыкина Н.М. отказано.
Кострыкин Н.М. обратился с кассационной жалобой в которой просит постановленные судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из трудовой книжки истца следует, что 21 апреля 2003 года Кострыкин Н.М. принят на работу в ОАО "Сакмарский элеватор" менеджером по снабжению в сельхозотдел; 1 июля 2006 года переведен на должность начальника отдела по сельскому хозяйству; 28 апреля 2010 года уволен по собственному желанию; 29 апреля 2010 года внесена запись о том, что запись N3 от 28 апреля 2010 года внесена ошибочно и трудовой договор с Кострыкиным Н.М. расторгнут 18 марта 2013 года на основании статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кострыкин Н.М, являясь получателем страховой пенсии по старости, полагая наличие у него права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, как у лица, проработавшего не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, а также проживающего в сельской местности, обратился в ГУ-УПФ РФ в Сакмарском районе Оренбургской области с заявлением о перерасчете размера выплачиваемой страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 67 от 10 апреля 2019 года Кострыкину Н.М. отказано в перерасчете фиксированной выплаты, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, составила 27 лет 00 месяцев 8 дней, вместо требуемых 30 лет.
Согласно указанному решению ГУ - УПФ РФ в Сакмарском районе Оренбургской области в стаж работы истца в сельском хозяйстве не включены периоды работы с 1 мая 2003 года по 18 марта 2013 года менеджером по снабжению и начальником отдела по сельскому хозяйству в ОАО "Сакмарский элеватор". В решении указано, что по мнению пенсионного органа указанные периоды Кострыкин Н.М. работал в должностях, не предусмотренных Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что Кострыкиным Н.М. не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих факт осуществления им в период с 1 мая 2003 года по 18 марта 2013 года работы в сельском хозяйстве в должностях, предусмотренных соответствующим Списком, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированный выплаты.
Рассматривая исковые требования Кострыкина Н.М. о соответствии занимаемых им с 1 мая 2003 года по 18 марта 2013 года должностей менеджера по снабжению и начальника отдела по сельскому хозяйству должности управляющего отделением растениеводческого направления, предусмотренной соответствующим Списком, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, установив, что должностные обязанности по должностям, занимаемым истцом, не совпадают с должностными обязанностями управляющего отделением растениеводческого направления. Поскольку оснований для включения периода работы Кострыкина Н.М. с 1 мая 2003 года по 18 марта 2013 года в стаж работы в сельском хозяйстве суд первой инстанции не установил, им было принято решение об отказе в удовлетворении требований истца об обязании пенсионного органа назначить Кострыкину Н.М. фиксированную выплату и взыскании компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы кассационной жалобы о том, что работа Кострыкина Н.М. в оспариваемые периоды в целом соответствует Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
В силу части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1441 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности" (далее - Правила). Этим же постановление Правительства Российской Федерации утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Список).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с указанными Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Кострыкин Н.М. полагает, что имеет право на включение в стаж работы в сельском хозяйстве периодов с 1 мая 2003 года по 18 марта 2013 года, когда работал в ОАО "Сакмарский элеватор" менеджером по снабжению и начальником отдела по сельскому хозяйству, поскольку данные должности соответствуют должности управляющего отделением растениеводческого направления.
Вместе с тем, как установилсуд первой инстанции, оснований полагать, что в период с 1 мая 2003 года по 18 марта 2013 года истец работал в сельском хозяйстве в должностях, предусмотренных Списком, не имеется, поскольку Списком должности менеджера по снабжению и начальника отдела по сельскому хозяйству, не предусмотрены.
Из содержания Списка следует, что право на установление повышенной выплаты имеют лица, работающие в растениеводстве в должности управляющего отделением растениеводческого направления (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности организации в которой работал в спорные периоды Кострыкин Н.М. - ОАО "Сакмарский элеватор", является складирование и хранение зерна. Следовательно, основным видом деятельности данной организации сельское хозяйство не является. В этой связи, спорный период работы истца мог быть включен в стаж работы в сельском хозяйстве только при наличии допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что Кострыкин Н.М. работал в должности управляющего структурного подразделения ОАО "Сакмарский элеватор" и при этом данное подразделение являлось подразделением растениеводческого направления, то есть занималось растениеводством.
Доводы кассационной жалобы о том, что с учетом имеющихся в деле доказательств, закономерен вывод об необходимости удовлетворения исковых требований, поскольку неточное указание работодателем наименования профессии истца в трудовой книжке не может нарушать право Кострыкина Н.М.
на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в ОАО "Сакмарский элеватор" было структурное подразделение растениеводческого направления и управляющим данного подразделения растениеводческого направления являлся Кострыкин Н.М.
Из справки Администрации муниципального образования Шарлыкский район Оренбургской области от 3 декабря 2019 года следует, что ОАО "Сакмарский элеватор" обрабатывало площади на территории данного района. Однако сведений о том, что обработка посевных площадей осуществлялась именно подразделением растениеводческого направления указанного общества и управляющим данным подразделением являлся Кострыкин Н.М, указанная справка не содержит.
Согласно справке конкурсного управляющего ОАО "Сакмарский элеватор", данное общество действительно в период с 21 апреля 2003 года по 31 декабря 2012 года занималось деятельностью в отрасли растениеводства и животноводства. При этом, данная деятельность осуществлялась в ООО "Ассоль-агро", ООО "Зобовское", ООО "Зерновое", ООО "Сакмара", у ИП Трудова, ООО "Ассоль-Тюльган", ООО "Сакмарская МТС", ООО "Тимашевское", в с. Новоникольское, с. Колычеве Шарлыкского района Оренбургской области, выращивая сельскохозяйственные культуры, занимаясь выращиванием КРС, молочное производство. При этом указано, что истец работал круглый год непосредственно в этих сельских хозяйствах от имени ОАО "Сакмарский элеватор", являясь менеджером и начальником сельхозотдела, и в действительности выполнял функции, идентичные функциям управляющего отделением растениеводческого направления и животноводческого направления, что подтверждается записью в трудовой книжке и должностной инструкции. Однако сведений о том, что в ОАО "Сакмарский элеватор" существовало подразделение растениеводческого направления, занимающееся выращиванием сельскохозяйственной продукции и что управляющим данного отделения, являлся истец, данная справка не содержит. Наоборот, из данной справки следует, что Кострыкин Н.М. осуществлял деятельность в других организациях, а не в подразделении растениеводческого направления общества.
Основания осуществления ОАО "Сакмарский элеватор", в том числе и истцом деятельности в ООО "Ассоль-агро", обществе с ограниченной ответственностью "Зобовское", ООО "Зерновое", ООО "Сакмара", у ИП Трудова, ООО "Ассоль-Тюльган", ООО "Сакмарская МТС", ООО "Тимашевское" в сфере растениводства животноводства не подтверждены.
Кроме этого, как правильно установилсуд первой инстанции, должностные обязанности по должностям менеджера по снабжению и начальника отдела по сельскому хозяйству, не совпадают с должностными обязанностями управляющего отделением (фермой, сельскохозяйственным участком), установленными Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержденным Постановлением Минтруда России N 37 от 21 августа 1998 года).
Так, должностные обязанности управляющего отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) заключаются в осуществлении руководства производственно-хозяйственной деятельностью отделения (фермы, сельскохозяйственного участка); участие в разработке заданий по производству и сдаче сельскохозяйственной продукции и организации их выполнение; обеспечении рационального использования трудовых ресурсов, земли, зданий, сооружений, технических и других средств производства, организацию производства, механизации и автоматизации производственных процессов, выявлении и использовании резервов повышения производительности труда; организации внедрения ресурсосберегающих технологий производства, передовых приемов возделывания высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и выведения продуктивных и высокоэффективных пород скота, научно обоснованной системы внесения удобрений; экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов; обеспечение применение прогрессивных систем заработной платы и материального стимулирования, научно обоснованных норм выработки, развитие рационализации и изобретательства; организация учета и составление установленной отчетности о производственной деятельности отделения, фермы, сельскохозяйственного участка; контроле соблюдения работниками производственной и трудовой дисциплины, обеспечивании выполнения правил по охране труда, противопожарной защите и производственной санитарии.
Также согласно Квалификационному справочнику в должностные обязанности агента по снабжению входят следующие обязанности: получение по договорам, нарядам и другим документам товарноматериальных ценностей (сырье, материалы, оборудование, комплектующие изделия, инвентарь, канцелярские принадлежности и т.п.). Оформление документации на получаемые и отправляемые грузы, заказ контейнеров, другой тары, а также транспортных средств для их доставки. Производит внеплановые закупки материалов. Отправляет товарно-материальные ценности в адрес предприятия или сопровождает грузы в пути следования, обеспечивает сохранность и содействует своевременной их доставке. Проверяет состояние груза, принимает меры по замене материальных ценностей в случае обнаружения наружного брака. Определяет режим перевозки скоропортящихся и опасных грузов, следит за соответствием тары перевозимым грузам, размещением грузов при транспортировке, контролирует соблюдение требований техники безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Принимает меры по повышению эффективности использования материальных ресурсов путем снижения затрат, связанных с их приобретением, доставкой и хранением.
Вместе с тем, из содержания представленной Кострыкиным Н.М. его должностной инструкции как начальника отдела по сельскому хозяйству следует, что его должностные обязанности по данной должности отличаются от обязанностей управляющего отделением растениеводческого направления, указанным в Квалификационном справочнике. Данные обстоятельства, как правильно указано судом, свидетельствуют о разности должностных обязанностей, что в свою очередь позволяет сделать вывод о самостоятельности и различности должностей управляющего отделением растениеводческого направления и менеджера по снабжению и начальника отдела по сельскому хозяйству, которые занимал истец.
С учетом указанных обстоятельств, суды правильно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кострыкина Николая Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.