Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курбанова К.И. к МВД по Республике Дагестан об обязании МВД по Республике Дагестан включить в общий стаж его трудовой деятельности периоды работы на должностях по финансово-экономической специальности, периоды работы в органах налоговой полиции, обязании произвести перерасчет стажа, дающего ему право на пенсию с включением в общий стаж работы периодов его обучения в высшем учебном заведении
по кассационной жалобе Курбанова К.И. апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 сентября 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия, установила:
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 20 марта 2020 года исковые требования Курбанова К.И. к МВД по Республике Дагестан об обязании МВД по Республике Дагестан включить в общий стаж его трудовой деятельности периоды работы на должностях по финансово-экономической специальности, периоды работы в органах налоговой полиции, обязании произвести перерасчет стажа, дающего ему право на пенсию с включением в общий стаж работы периодов его обучения в высшем учебном заведении удовлетворены.
Суд обязал Министерство внутренних дел по Республики Дагестан для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия, включить в общий стаж трудовой деятельности Курбанова К.И. периоды его работы на должностях по финансово- экономической специальностям, в том числе стаж работы в должности начальника планово-экономического отдела Каякентского РайПо с 15.12.1982 по 06.11.1986; стаж работы в должности старшего экономиста Министерства торговли ДАССР с 11.11.1986 по 01.04.1992; стаж работы в должности заместителя генерального директора Дагестанского международного торгового дома "ТОДО-ЛТД"; стаж работы в должности заместителя о директора Г1КФ "АРМА" с 10.02.1994 по 20.08.1997 общей продолжительностью 14 лет 9 месяцев 28 дней.
Обязал Министерство внутренних дел по Республике Дагестан для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия, включить в общий стаж трудовой деятельности Курбанова К.И. периоды его работы: в органах налоговой полиции (5 лет 09 месяцев 21 день, льготная - 02 года 10 месяцев 26 дней, учеба в ВУЗе - 1 год 10 месяцев 24 дней) всего 10 лет 07 месяцев 11 дней, в органах МВД по РД 4 года 9 месяцев 17 дней.
Обязал Министерство внутренних дел по РД произвести перерасчет стажа, дающее ему право на пенсию с включением в общий стаж работы для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия, периодов его обучения в высшем учебном заведении ДГУ с 1978 по 1982 годы и прохождение военной службы (военные сборы) в г. Буйнакск с июля по сентябрь 1982 года. Начисление пенсии и единовременного пособия произвести с момента возникновения у него такого права, а именно с 18.04.2008".
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 сентября 2020 года, решение Советского районного суда г. Махачкалы от 20 марта 2020 года отменено, с вынесение нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Курбанова К.И. к МВД по РД отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Курбанов К.И. ставит вопрос об отмене вынесенного по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как следует из материалов дела, истец проходил службу в органах налоговой полиции с 10 сентября 1997 года, уволен 30 июня 2003 года по сокращению штатов с выслугой лет для назначения пенсии 10 лет 07 месяцев 11 дней.
С 23 июля 2003 года истец принят на службу в органы внутренних дел, уволен приказом МВД по РД от 18.04.2008 N. Выслуга лет в ОВД составила 4 года 9 месяцев и 14 дней.
Также из материалов следует, что истец работал в должности начальника планово-экономического отдела Каякентского РайПо с 15.12.1982 по 06.11.1986, с 11.11.1986 по 01.04.1992 в должности старшего экономиста Министерства торговли ДАССР; с 02.04.1992 по 31.01.1994 в должности заместителя генерального ФИО2 Дагестанского международного торгового дома "ТОДО-ЛТД", с 10.02.1994 по 20.08.1997 в должности заместителя ФИО2 ПКФ "АРМА".
Кроме того, истец обучался в высшем учебном заведении ДГУ с 1978 по 1982 годы и проходил военную службу (военные сборы) в г. Буйнакск с июля по сентябрь 1982 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении иска, исходил из того, что истец на момент увольнения, не имел выслугу 20 лет и более в органах внутренних. Выслуга составила 05 лет 09 месяцев 21 дней служба в УФСНП, льготная 2 года 10 месяцев 26 дней, учеба 01 года 10 месяцев и 24 дня (всего 10 лет 07 месяцев 11 дней), выслуга в органах внутренних дел 04 года 09 месяцев 14 дней. Итого: 15 лет 04 месяца 25 дней.
Принимая во внимание положении части 3 статьи 13 ФЗ N 5238-1, согласно которой сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях оперативного состава, в следственных подразделениях, подразделениях физической защиты, а также участвующим в оперативно - розыскной деятельности, для назначения пенсий и надбавок за выслугу лет засчитывается в выслугу лет один месяц службы за полтора месяца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец службу на таких должностях в органах налоговой позиции не проходил.
Согласно послужному списку, представленному в суд апелляционной инстанции, он занимал должности: "специалист 2 категории", "специалист 2 категории" и "ведущий специалист".
Суд апелляционной инстанции отметил, что служба истца составила 05 лет 09 месяцев 21 дней служба в УФСНП и 04 года 09 месяцев 14 дней служба в органах внутренних дел, итого 10 лет 07 месяцев 05 дней. Таким образом, истец не имеет срока службы 12 лет и 6 месяцев, в связи с чем, право на пенсию в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 у него также не возникло.
Суд апелляционной инстанции пришел выводу о том, что истец не приобрел право на пенсию ни по одному из оснований предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В силу пункта "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.
Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.
Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 21 мая 1996 г. N 169 (в редакции приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 30 января 1998 г. N 44, далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г, если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.
Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.
В пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 перечислены периоды, зачитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.
Таким образом, из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по экономическим специальности на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебного постановления апелляционной инстанции, по делу не допущено.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.