Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Благодатских Г.В, Уфимцевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0040-01-2020-000049-47 по иску садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Ромашка", Чернышевой Ольги Валерьевны к Федеральному агентству лесного комплекса, Департаменту лесного комплекса Кемеровской области о признании недействительными сведений Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка, по кассационной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 8 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Ромашка" (далее - СНТСН "Ромашка"), Чернышева О.В. обратились в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства и Департаменту лесного комплекса Кемеровской области о признании недействительными сведений Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2019 году Чернышева О.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о кадастровом учёте и регистрации права на земельный участок, расположенный по "адрес" однако уведомлением от 10 июня 2019 г. регистрационный учёт приостановлен в связи с пересечением границ СНТСН "Ромашка" с границами Кемеровского лесничества.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент лесного комплекса Кемеровской области сообщил, что в связи с проведёнными работами по установлению границ Кемеровского лесничества государственный кадастровый учёт земельных участков СНТСН "Ромашка" возможен в порядке постановки на учёт границ всего СНТСН "Ромашка" с последующим выделением из него земельных участков пользователей.
Сведения о границах Кемеровского лесничества в Кемеровской области с учётным N внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14 февраля 2019 г. N 233 "Об установлении границ Кемеровского лесничества в Кемеровской области".
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым N находится на землях ФГУГТ ОПХ "Новостройка" без координат границ и его площадь составляет 54 326 кв.м, тогда как земельный участок СНТСН "Ромашка" внесен в Единый государственный реестр недвижимости как целый кадастровый квартал с N с установленными кадастровыми границами и его площадь составляет согласно сведениям из правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов 130 902 кв.м.
По сведениями публичной кадастровой карты следует, что на земли СНТСН "Ромашка", сформированные и поставленные на кадастровый учёт в 1988 году (с дополнениями 2005 года), накладывается зелёная зона Кемеровского лесничества, сформированная не ранее 2017 года.
Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах Кемеровского лесничества выполнено без учёта фактических и внесённых в Единый государственный реестр недвижимости границ СНТСН "Ромашка".
Указанное наложение нарушает права как Чернышевой О.В, так и права СНТСН "Ромашка", поскольку препятствует полноценному использованию земельного участка, принадлежащего СНТСН "Ромашка".
Истцы просили суд признать недействительными сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах Кемеровского лесничества в части наложения на фактические границы кадастрового квартала с N, предоставленного СНТСН "Ромашка", и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах Кемеровского лесничества в пределах кадастрового квартала с N, предоставленного СНТСН "Ромашка".
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 8 июля 2020 г. признано недействительным описание местоположения границ земельного участка с кадастровым N, принадлежащего Кемеровскому лесничеству Кемеровской области. Из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2020 г. решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 8 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Федерального агентства лесного хозяйства - Ким М.Ю. ставит вопрос об отмене судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неверным определением обстоятельств по делу, имеющих значение для разрешения спора, неверной оценкой доказательств. Кассатор указал, что принятыми судебными актами нарушены права Российской Федерации, поскольку спорный земельный участок является федеральной собственностью. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда установлено в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда возникло ранее, чем право собственности на земельный участок истца. Считает, что правовые акты, касающиеся имущественных прав на спорный земельный участок, противоречащие федеральному законодательству, являются ничтожными, поскольку влекут утрату права собственности Российской Федерации.
От председателя СНТСН "Ромашка" Новосельцевой М.А. и Чернышевой О.В. на кассационную жалобу поступили возражения.
В судебном заседании представитель СНТСН "Ромашка" Степанов О.Б. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебном заседании отсутствовал, в представленном заявлении поддержал кассационную жалобу в полном объеме, просил рассмотреть дело без его участия.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (далее - ГЛР), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
В силу части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 сентября 2017 г. N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 11 января 1988 г. N 3 "Об отводе земель для коллективного садоводства" тресту "Кемеровоспецстрой" из земель ОПХ "Новостройка" были предоставлены земли площадью 7 га, выдан Государственный акт от 23 мая 1988 г. А-I N 551909.
Кроме того, распоряжением Администрации Кемеровского района от 24 декабря 1998 г. N 1661-р "О предоставлении земельного участка" садоводческому товариществу "Ромашка" ОАО "Кемеровоспецстрой" дополнительно представлено 0, 8 га (сенокосы) и 3, 7 га (лес) для коллективного садоводства в бессрочное пользование.
В настоящее время СНТСН "Ромашка" пользуется земельным участком с кадастровым N
Распоряжением Администрации Кемеровского района от 01 февраля 2006 г. N 180-р "Об утверждении материалов инвентаризации земель СНТ "Ромашка" на основании ходатайства СНТ "Ромашка" от 08 июля 2005 г. и результатов межевания объектов землеустройства утверждены материалы инвентаризации земельного участка, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения на общей площади 13, 902 га, расположенного в 3 км С-3 д. Пугачи, предоставленного ранее в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Кемеровоспецстрой".
В 2005 году ООО "Румб" проведено межевание земельного участка, принадлежащего СНТСН "Ромашка" (настоящее время с кадастровым N), и составлен межевой план, который помещён в техническое дело; техническое дело представлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт, однако сведения о границах земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
При этом кадастровым инженером проведено согласование границ земельного участка с ОПХ "Новостройка" и с НТС "Механизатор", определены координаты поворотных точек в местной системе координат, составлена карта (план) границ земельного участка.
Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о границах земельного участка Кемеровского лесничества Кемеровской области с кадастровым N.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности истца на спорный земельный участок, принадлежащий СНТСН "Ромашка", возникло и было зарегистрировано в ЕГРН до 01 января 2016 г, с категорией земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, СНТСН "Ромашка" является надлежащим и добросовестным правообладателем спорного земельного участка с кадастровым N в связи с чем данный земельный участок не подлежат возврату в лесной фонд.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Судом первой инстанции установлен факт наложения границ земельных участков СНТСН "Ромашка" на земельный участок с кадастровым N. Из ситуационного плана границ отвода СНТСН "Ромашка" с отображением границ зон с особыми условиями использования территории N, составленного кадастровым инженером Еремеевой А.В, следует, что площадь наложения составляет 1, 87 га.
Оценив представленные по делу доказательства, учитывая, что земельный участок с кадастровым N принадлежащий СНТСН "Ромашка", образован до 1 января 2016 г, СНТСН "Ромашка" является надлежащим и добросовестным правообладателем данного земельного участка, имеется наложение границ данного земельного участка на зоны с особыми условиями использования, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что земельный участок с кадастровым N не подлежит возврату в лесной фонд,, в связи с чем имеются основания для исключения из ЕГРН сведений об описании границ земельного участка с кадастровым N.
Судами верно учтено, что внесённые в законодательные акты изменения в части установления приоритета сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, приняты в целях сохранения соответствующих земельных участков за их добросовестными владельцами, которые в установленном порядке предоставлены до 08 августа 2008 г, а также права которых зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости до 01 января 2016 г. Федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют нормам права, оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств, исходя из материалов дела, не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке доказательств судом допущено не было. В обжалуемых судебных актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы из представленных материалов дела не установлено, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 8 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.