Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Касирова Махмадюсуфа Зайдуллоевича к Окружной администрации города Якутска, департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании решений незаконными, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы Касирова М.З, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Касиров М.З. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным уведомление департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от 12 декабря 2019 года исх. N1193 о несоответствии требованиям законодательства о градостроительной деятельности построенного ранее объекта индивидуального строительства, расположенного по адресу: "адрес"; признать незаконным распоряжение заместителя главы ГО "город Якутск" от 14 октября 2019 года об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". После окончания строительства жилого дома на данном участке он направил в департамент градостроительства Окружной Администрации города Якутска уведомление, на которое 16 июля 2019 года получил уведомление о несоответствии построенного дома предельным параметрам разрешённого строительства по установленным правилам землепользования и застройки в части минимального отступа от границ земельного участка - 3 метра. В связи с этим, он обратился в Окружную Администрацию города Якутска с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, которое рассмотрено на публичных слушаниях. 14 октября 2019 года вынесено распоряжение заместителя главы МО ГО "город Якутск" об отказе в разрешении на отклонение от предельных параметров строительства. 12 декабря 2019 года департаментом градостроительства Окружной Администрации города Якутска направлено уведомление о несоответствии параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства установленным градостроительными документами параметрам, поскольку участок подпадает под границы санитарно-защитной зоны.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года, административные исковые требования Касимова М.З. удовлетворены.
27 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 15 октября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассаторы указали на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, имелись, предусмотренные законом (пункт 13 статьи 51, статья 36 Градостроительного кодекса РФ) основания для отказа в выдачи разрешения на строительство (противоречие градостроительным регламентам, проекту межевания территории). Кроме этого, на испрашиваемом земельном участке объект уже фактически построен.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 года назначено рассмотрение кассационной жалобы Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска с использованием системы видеоконференц-связи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представители Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения Касирова М.З, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьёй 263 Гражданского кодекса РФ на собственника земельного участка возложена обязанность возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
Следовательно, основанием для отказа в выдаче такого разрешение является невозможность соблюдения технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешённого строительства.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляемся в случае, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами; если размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Касирову М.З. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общая площадь 300 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для строительства жилого дома, адрес: "адрес".
5 июля 2019 года, 28 октября 2019 года Касиров М.З. направлял в департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
16 июля 2019 года и 12 ноября 2019 года департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска Касирову М.З. выданы Уведомления N 607 и N 1070 о несоответствии указанных в уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Распоряжением заместителя главы городского округа "город Якутск" от 14 октября 2019 года N 3119зр отказано Касирову М.З. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта "Индивидуальное жилищное строительство", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, в части отступа от западной границы земельного участка до фасада здания на 1, 5 м, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 40 Градостроительного кодекса РФ, а именно ввиду отсутствия инженерно-геологических или иных характеристик земельного участка неблагоприятных для застройки.
3 декабря 2019 года Касиров М.З. вновь направил в департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
12 декабря 2019 года департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска Касирову М.З. выдано Уведомление N 1193 о несоответствии указанных в уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в котором указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по тем основаниям, что в соответствии с приложением N 10 к Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённым нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, земельный участок с кадастровым номером N подпадает в границы санитарно-защитной зоны Котельная "Гидрометеослужбы", расположенного по адресу: город Якутск, улица Я.Потапова, дом 8, с III классом опасности на 300 м.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с требованиями указанного Федерального закона вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Установление размера санитарно-защитной зоны проводится в соответствии с требованиями, изложенными в разделе IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно сообщению Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) от 3 декабря 2019 года за N 14-00-05/60-2145-2019, Управление не вынесено решение об установлении санитарно-защитной зоны котельной "Гидрометеослужбы", расположенной по адресу: город Якутск, ул. Я.Потапова, дом 8 с III классом опасности на 300 м.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и пришли к обоснованному выводу о том, что не имелось оснований для отказа в согласовании возведённого объекта индивидуального жилищного строительства, а также в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, без рассмотрения возможных вариантов приведения параметров застройки в соответствии с разрешёнными. Кроме этого, в материалы дела не представлены доказательства в подтверждение факта размещения административным истцом объекта в границах санитарно-защитной зоны.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Окружной администрации города Якутска и департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска в судах первой и апелляционной инстанций, и их несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.