Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, в котором просил признать незаконным и отменить принятое адрес Москвы решение об отказе в предоставлении государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявлении) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (от дата N 33-5-140346/19-(0)-1); обязать ДГИ адрес поставить многодетную, малоимущую семью в составе 4 человек (фио, фио, фио, фио) на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование завяленных исковых требований фио ссылался на то, что дата заявители обратились в Департамент городского имущества адрес с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уведомлением ДГИ адрес N33-5-140346/19-(0)-1 от дата им было отказано в предоставлении государственной услуги, принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Истец считает указанное решение незаконным, в связи с чем обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Истец фио в судебное заседание явился, требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио и просит постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Истец фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, возражала по доводам апелляционной жалобы.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии с ч. 3 адресст. 52 адреса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", определен порядок признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 7 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей
сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес.
По смыслу ч. 1 ст. 8 указанного Закона жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения и проживают в общежитиях, служебных жилых помещениях, в жилых помещениях домов коридорной системы, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых адрес является местом пребывания).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В силу ст. 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в адрес установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти адрес разным семьям.
Согласно статье 9 указанного Закона адрес уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исчисляется исходя из размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя.
Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья в составе 4 человек: фио, фио, фио, фио обратились с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указанные заявители зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где занимают четырехкомнатную квартиру общей площадью 141, 3 кв.м. В указанной квартире зарегистрированы 13 человек: фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фиоД-Р, Байгазиева фио, фио, фио
Собственником жилого помещения является фио
Багазиева фио. зарегистрирована по указанному адресу с дата, прибыла из адрес.
дата ответчиком принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на то, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 13 человек, составляет 10, 87 кв.м. (141, 3/13), что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
В данном случае площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых истец обладает самостоятельным правом пользования, составляет: 141, 3 кв.м (141, 3:13=10, 87).
Ведение жилищного учета в адрес осуществляется в соответствии с Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" и постановлением Правительства Москвы от дата N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 1100-ПП "О внесении изменений в правовые акты адрес и признании утратившими силу правовых актов (отдельного положения правового акта) адрес").
Согласно п. 4.4. приложения к постановлению N 815-ПП критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (квартиры или комнаты в коммунальной квартире). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
В силу п. 4.6 указанного постановления принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона адрес от дата N 29 под членами семьи заявителя понимаются - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
В соответствии с этой же нормой в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем (ч. 2 ст. 1 Закона N 29).
Определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации является регистрация в жилом помещении по месту жительства.
Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещений, семейных правоотношений, в том числе ведение раздельного хозяйства, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей. Таким образом, все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. 53 ЖК РФ, положениями Федерального закона от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления и муниципальных услуг", Закона РФ от дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", постановления Правительства Москвы от дата N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 1100-ПП "О внесении изменений в правовые акты адрес и признании утратившими силу правовых актов (отдельного положения правового акта) адрес"), оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио о признании незаконным отказа адрес Москвы, а также возложении обязанности устранить допущенное нарушение жилищных прав истца и принять его на учет. При этом суд исходил из того, что представленные и/или имеющиеся в наличии у Департамента городского имущества адрес документы не подтверждают право заявителей состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку Байгазиева фио. к лицам, проживающим в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет - не относится, соответственно, не соблюдено одно из обязательных условий для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 13 человек, составляет 10, 87 кв.м, что более учетной нормы и не соответствует установленным п. ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 4 Федерального закона от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги.
Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня жилищной и имущественной обеспеченности на основании представленных заявителем и запрошенных документов. Принимая во внимание положения законодательства, суд пришел к верному выводу, что оспариваемое уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги является законным и обоснованным.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы истца фио не содержат правовых оснований влекущих за собою отмену решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу, по существу сводятся к изложению правовой позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.