Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Иваненко Ю.С, судей Харитонова Д.М, Колосовой С.И, при помощнике судьи Сорокиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Харитонова Д.М. дело по апелляционной жалобе Надточиевой И.Л. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Надточиевой И.Л. к ГБУ по эксплуатации высотных административных и жилых домов - Филиал N 11, ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг г. Москвы" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Надточиева И.Л. обратилась в суд с иском к ГБУ по эксплуатации высотных административных и жилых домов - Филиал N 11, ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг г. Москвы" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, мотивируя свои требования тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: ***. Управление многоквартирным домом осуществляет Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации высотных административных и жилых домов Филиал N 11 (далее ГБУ "ЭВАЖД").
В октябре 2018 года истец обратилась в МФЦ района Черемушки г. Москвы с заявлением о начислении КПУ по указанным показаниям на период с ноября 2018 года по май 2019 года в связи с образовавшейся переплатой. На май 2019 года показания индивидуальных приборов воды не превысили показания, указанные в заявлении.
С июня 2019 года истцом оплачивались квитанции ЖКХ по указанным в квитанциях данным. 15.01.2020г. истец обратилась к ответчику для проведения обследования и контрольного снятия показаний ИПУ ГВС и ХВС.
Ответчиком был составлен акт на основании предоставленных истцом показаний, в котором было указано, что при отсутствии показаний ИПУ свыше 3 месяцев, показания, указанные в настоящем акте, вносятся в качестве первоначальных, без проведения перерасчета.
При этом, согласно вышеуказанного Акта от 15.01.2020 показания приборов счетчиков воды потребленная вода:
по ХВС N 132288875 составляет 225 куб.м, на 31.05.2019 по ХВС N 132288875 составляла 307 куб.м.
Таким образом, даже без учета дальнейшей оплаты с июня 2019 года уже оплачено более 82 куб.м, не потребленной воды;
по ГВС N 132334761 составляет 230 куб.м, на 31.05.2019 по ГВС N 132334761 составляла 204 куб.м.
Таким образом, даже без учета дальнейшей оплаты с июня 2019 года уже оплачено более 26 куб.м, не потребленной воды:
по ГВС N 132358421 составляет 337, 171 куб.м, на 31.05.2019 по ГВС N 132358421 составляла 263 куб.м.
Таким образом, даже без учета дальнейшей оплаты с июня 2019 года уже оплачено более 74, 171 куб.м, не потребленной воды;
Только по ХВС N 132380742 на 31.05.2019 года показания счетчика ниже показаний на дату составления акта: на 31.05.2019 - 819, 878 куб.м, на 15.01.2020 842 куб.м.
Задолженность по оплате горячего, холодного водоснабжения и водоотведения отсутствует.
Итого оплачено не потребленной воды с октября:
ХВС КПУ - 104, 025 кб.м - 2 947, 65 руб.;
ГВС КПУ - 71, 175 кб.м - 9 874, 32 руб.;
Водоотв. КПУ - 175, 2 кб.м - 3 626, 46 руб.
По мнению истца, в настоящее время, согласно показаниям индивидуальных приборов воды, размер оплаченных услуг во много раз превышает и соответственно не соответствует количеству предоставленных услуг.
В виду наличия в акте обследования и контрольного снятия показаний ИПУ ГВС и ХВС от 15.01.2020 указания внести данные без перерасчета, МФЦ отказало в проведении перерасчета.
Поскольку МФЦ района Черемушки г. Москвы на основании указания ответчика в акте обследования о внесении данных без перерасчета отказало истцу произвести перерасчет коммунальных услуг исходя из объема потребления по показаниям приборов учета, 16.01.2020 истец обратилась к ответчику с данным требованием, направив заявление. Однако, письмом от 18.02.2020, ответчик отказал в проведении перерасчета.
Исполнитель не выполняет своих обязанностей, в том числе и по проверке показаний индивидуального приборов учета. Проверка была инициирована заказчиком.
Истец, просила суд, признать незаконным отказ Государственного бюджетного учреждения по эксплуатации высотных административных и жилых домов Филиал N 11 в перерасчете платы за коммунальные услуги. Обязать ГБУ г.Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг г. Москвы" МФЦ района Черемушки произвести перерасчет начисленной Надточиевой И.Л. платы за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение в период с июня 2019 по январь 2020 года на основании Акта обследования и контрольного снятия показаний ИПУ ГВС и ХВС от 15.01.2020, исходя из объема потребленной воды, рассчитанного на основании показаний индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, установленных в принадлежащей Надточиевой И.Л. квартире расположенной по адресу: Москва, Профсоюзная 43-1-186.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Надточиева И.Л. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Надточиева И.Л. в судебном заседании судебной коллегии Московского городского суда доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить решение суда.
Представители ответчиков ГБУ по эксплуатации высотных административных и жилых домов - Филиал N 11, ГБУ "МФЦ" Черемушки г.Москвы в судебное заседание Московского городского суда не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили. При таком положении судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ, признав причины неявки неуважительными.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, обоснованным, и подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 67, 153, 154 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), регулируют, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливающие порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 34 Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг (далее - Правил), предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В соответствии с п. 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в п. 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
Из п.61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354, следует, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.2.1 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации", многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ ИС районов в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, выполняют функции начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуг нанимателя по договорам найма и или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждении социальной сферы, формирования единого платежного документа, счетов и счетов-фактур с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ".
Расчет начислений платы за жилищно-коммунальные и прочие услуги произ-водится в соответствии с действующим законодательством, с учетом занимаемой площади, вида собственности жилого помещения, количества проживающих и количества потребленных услуг ст. 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.153 и ч. 2 ст. 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны свое-временно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, которые включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации ч.1 ст.158 и ст. 39 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме несет бремя содержания принадлежащего ему помещения, а также бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, участвуя в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание помещения, взносов на капитальный ремонт.
Расчет платежей за услуги водоснабжения для жилых помещений, в которых установлены ИПУ, производится:
-по показаниям ИПУ, предоставляемым ежемесячно жителем;
-по среднему значению, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с последующим проведением перерасчета по услугам водоснабжения, согласно предоставленным жителем показаниям ИПУ;
-исходя из нормативов потребления коммунальных услуг при непредставлении показаний ИПУ длительный период.
Норматив потребления установлен постановлением Правительства Москвы от 28.07.1998 N 566 "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в городе Москве" и составляет в жилых помещениях, оборудованных водопроводом, канали-зацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением, по холодной воде - 6, 935 куб.м на одного человека, по горячей воде - 4, 745 куб.м, а водоотведение - 11, 68 куб.м.
До момента установки и ввода в эксплуатацию ИПУ в квартире, расчет начислений за услуги водоснабжения выполнялся на основании показаний ОДП У которыми оборудован многоквартирный жилом дом, в соответствии с Методикой распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуги водоотведения на основе показаний приборов учета воды, являющейся Приложением к постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" (далее - постановление N 77-ПП) а -именно: из общего расхода по дому исключается израсходованная вода на общедомовые нужды, количество потребленной воды юридическими лицами и жителями, у которых установлены ИПУ. Остаток потребленной воды распределяется между зарегистрированными в доме жителями, не имеющими ИПУ. Таким образом, устанавливается фактическое потребление воды на человека.
Ежемесячное снятие показаний ОДПУ находится в компетенции УО, которая передает показания ОДПУ (акты снятия показаний объёмов потреблённых за месяц коммунальных услуг, выраженных в куб.м.), в МФЦ соответствующего района, и которые учитываются при формировании начислений за услуги водоснабжения в платёжном документе месяца, следующего за отчётным.
Весь расход водопотребления для формирования начислений по показаниям ОДПУ согласовывается с управляющей организацией. С марта 2014 года, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 N 75-ПП "О внесен изменений в постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП", объемы потребления холодной и горячей воды за расчетный период одним жильцом не могут превышать норматива водопотребления, увеличенного на повышающий коэффициент, равный 2.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: ***. Управление многоквартирным домом осуществляет Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации высотных административных и жилых домов Филиал N 11 (ГБУ "ЭВАЖД").
В октябре 2018 года истец обратилась в МФЦ района Черемушки с заявлением о начислении КПУ по указанным показаниям на период с ноября 2018 года по май 2019 года в связи с образовавшейся переплатой. На май 2019 года показания индивидуальных приборов воды не превысили показания, указанные в заявлении.
С июня 2019 года истцом оплачивались квитанции ЖКХ по указанным в квитанциях данным. 15.01.2020г. истец обратилась к ответчику для проведения обследования и контрольного снятия показаний ИПУ ГВС и ХВС.
Ответчиком был составлен акт на основании предоставленных истцом показаний, в котором было указано, что при отсутствии показаний ИПУ свыше 3 месяцев, показания, указанные в настоящем акте, вносятся в качестве первоначальных, без проведения перерасчета.
Согласно вышеуказанного Акта от 15.01.2020 показания приборов счетчиков воды потребленная вода:
по ХВС N 132288875 составляет 225 куб.м, на 31.05.2019 по ХВС N 132288875 составляла 307 куб.м.
С июня 2019 года оплачено более 82 куб.м. воды;
по ГВС N 132334761 составляет 230 куб.м, на 31.05.2019 по ГВС N 132334761 составляла 204 куб.м.
С июня 2019 года оплачено более 26 куб.м. воды:
по ГВС N 132358421 составляет 337, 171 куб.м, на 31.05.2019 по ГВС N 132358421 составляла 263 куб.м.
С июня 2019 года оплачено более 74, 171 куб.м. воды;
По ХВС N 132380742 на 31.05.2019 года показания счетчика ниже показаний на дату составления акта: на 31.05.2019 - 819, 878 куб.м, на 15.01.2020 842 куб.м.
Задолженность по оплате горячего, холодного водоснабжения и водоотведения отсутствует.
Итого оплачено не потребленной воды с октября:
ХВС КПУ - 104, 025 кб.м - 2 947, 65 руб.;
ГВС КПУ - 71, 175 кб.м - 9 874, 32 руб.;
Водоотв. КПУ - 175, 2 кб.м - 3 626, 46 руб.
В виду наличия в акте обследования и контрольного снятия показаний ИПУ ГВС и ХВС от 15.01.2020 указания внести данные без перерасчета, МФЦ отказало в проведении перерасчета.
Поскольку МФЦ района Черемушки на основании указания ответчика в акте обследования о внесении данных без перерасчета отказало истцу произвести перерасчет коммунальных услуг исходя из объема потребления по показаниям приборов учета, 16.01.2020 истец обратилась к ответчику с данным требованием, направив заявление. Однако, письмом от 18.02.2020, ответчик отказал в проведении перерасчета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам, что не имеется оснований для удовлетворения требований Надточиевой И.Л. к ГБУ по эксплуатации высотных административных и жилых домов - Филиал N 11, ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг г. Москвы" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, поскольку и стцом сведения о показаниях индивидуальных приборах учета не предоставляются с июня 2019 года, в связи с чем, истцу начисляется размер платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Учитывая, что доводы истца не нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неверно оценил требования истца о наличии обязанности по осуществлению перерасчета платы за коммунальную услугу по водоснабжению исходя из снятых в ходе проверки показаний указанного прибора учета и что исполнитель коммунальных услуг обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу за тот период, по которому плата начислялась без учета показаний ИПУ, данная обязанность возникает тогда же, когда исполнителю стали известны актуальные показания счётчиков, в том числе после проверки исполнителем показаний ИПУ, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основан на ошибочном толковании закона.
Суд правильно применил по делу ч.1 ст.157 ЖК РФ, согласно которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг
При этом судебная коллегия отмечает, что истец неправильно толкует п.61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354, Истец не учла, что из вышеуказанного п.61 ПП N354, следует, что в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка. Исходя из смысла п.61 ПП РФ N354, исполнитель обязан произвести перерасчет за один предшествующий расчетный период который согласно п.37 Правил составляет один месяц, если есть расхождения между показаниями предоставленными потребителем и показаниями проверяемого прибора учета.
А как следует из материалов дела и их показаний Истца Надточиевой И.Л. в судебном заседании судебной коллегии она действительно не подавала сведения о показаниях индивидуальных приборах учета (счетчиков) с июня 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.