Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В., судей Лобовой Л.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УСЗН СВАО г. Москвы на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 17 сентября 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-3575/2020), которым постановлено:
Исковые требования Ивановой Н.Г. к УСЗН СВАО г. Москвы о признании распоряжения незаконным, признании права на денежные средства на содержание подопечного, обязании назначить выплату денежных средств на содержание подопечного - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение начальника ОСЗН района Ярославский г. Москвы от 03 апреля 2020 N 142-ОПИД об отказе Ивановой Н.Г. в заключении договора о приемной семье и назначении денежных средств на содержание подопечного Иванова Б.М.
Признать за Ивановым Б.М. право на выплату денежных средств на его содержание с 26 марта 2020 года.
Обязать УСЗН СВАО г. Москвы в лице ОСЗН района Ярославский г. Москвы назначить и предоставить денежные средства на содержание Иванова Б.М, 27 февраля 2018 года рождения, с 26 марта 2020 года по 05 августа 2020 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Иванова Н.Г. обратилась в суд с иском также в интересах несовершеннолетнего Иванова Б.М, хххх года рождения, об оспаривании распоряжения начальника ОСЗН района Ярославский г. Москвы от 03 апреля 2020 года N 142-ОПИД об отказе Ивановой Н.Г. в заключении договора о приемной семье и назначении денежных средств на содержание подопечного Иванова Б.М.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является опекуном несовершеннолетнего, поскольку его мать Иванова Т.Г. скончалась хххх года, а в свидетельстве о рождении ребенка в графе "отец" стоит прочерк. Истец и несовершеннолетний фактически проживают в г. Москве, в связи с чем, обратилась в ОСЗН Ярославского района г. Москвы о назначении денежных средств на содержание подопечного Иванова Б.М, в чем было отказано со ссылкой на то, что адресом регистрации опекуна и подопечного является Республика Марий Эл.
Истец в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Барашкина К.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УСЗН СВАО г. Москвы по доверенности Краснова Е.И. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Кислова И.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика УСЗН СВАО г.Москвы.
В заседание апелляционной инстанции истец, третье лицо Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
В силу положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица.
Выслушав представителя истца по доверенности Барашкину К.В, представителя ответчика по доверенности Литвинову И.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 12 марта 2020 года постановлением администрации Новоторъяльского Муниципального района Республики Марий Эл Иванова Н.Г. назначена опекуном несовершеннолетнего Иванова Б.М, хххх года рождения, оставшегося без попечения родителей.
Иванова Н.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: хххххххх, несовершеннолетний подопечный Иванов Б.М, хххх года рождения, зарегистрирован там же.
Иванова Н.Г. и ее несовершеннолетний подопечный зарегистрированы временно по месту пребывания в г. Москве по адресу: ххххххххх, на период с 17 марта 2020 года по 16 марта 2025 года.
На основании акта приема-передачи N 167 личного дела несовершеннолетнего Иванова Б.М, хххх года рождения, Отдел образования администрации Новоторъяльского Муниципального района Республики Марий Эл 23 марта 2020 года передал личное дело ОСЗН Ярославского района г. Москвы.
Распоряжением УСЗН СВАО г. Москвы N 134-ОПИД от 23 апреля 2020 года Иванов Б.М, 27 февраля 2018 года рождения, поставлен на учет, как находящийся под опекой.
Распоряжением УСЗН СВАО г. Москвы N 142-ОПИД от 23 апреля 2020 года Ивановой Н.Г. отказано в заключении договора о приемной семье и назначении денежных средств на содержание малолетнего Иванова Б.М, хххххххх года рождения на том основании, что указанные лица проживают на территории г. Москвы временно, без перемены места жительства.
Согласно пункту 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В пункте 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются как опека, так и приемная семья.
В пункте 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Пунктом 6 данной статьи определено, что устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье) на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.
Согласно пункту 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
В пункте 3 указанной статьи установлено, что порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" передача ребенка (детей) в приемную семью и контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил, основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, вопросы создания приемной семьи прямо отнесены к компетенции Российской Федерации. К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров государственной поддержки приемных семей, в случае заключения с ними в соответствии с федеральным законодательством договоров о приемной семье (статьи 20, 21 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве").
Решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения или ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из их интересов.
В федеральном законодательстве и нормативных правовых актах города Москвы не установлены основания для отказа опекуну (попечителю) в заключение договора о приемной семье в случае соблюдения им требований пункта 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, а именно - представлением в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заявления о передаче на воспитание конкретного ребенка по договору о приемной семье акта органа опеки и попечительства о назначении указанного лица опекуном или попечителем этого ребенка.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).
Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.
Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.
В силу пункта 1 статьи 148 СК РФ, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.
Данными нормами права закреплено право подопечных на проживание с опекуном (попечителем), и обязанность опекуна (попечителя) совместно проживать со своим подопечным.
Из этого следует, что опекун (попечитель) и его подопечный несовершеннолетий ребенок на протяжении всего периода действия опеки (попечительства) имеют совместное место жительства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.
В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установилопеку или попечительство.
При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.
Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел несовершеннолетних подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей (соблюдение опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей), заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, создание приемной семьи и осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.
Статьей 1 Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)", изданного в развитие приведенных выше норм права, установлено, что на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве.
В силу статьи 10 Закона г. Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними и реализация надзора за деятельностью опекунов (попечителей) осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.
В соответствии со статьей 1 в настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве".
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно статье 3 Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства), кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст.8 указанного Закона денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа правового акта о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня, когда ребенок остался без попечения родителей.
Руководствуясь приведенными выше нормами материального права, с учетом представленных доказательств, суд обоснованно пришел к выводу, что у истца возникло право на заключение договора о приемной семье в отношении подопечного Иванова Б.М. хххххх года рождения, и выплату вознаграждения по договору о приемной семье в связи с подачей соответствующих заявлений и фактическим проживанием опекуна с несовершеннолетним подопечным на территории г.Москвы. Последствием допущенного нарушения, явилось неполучение истцом вознаграждения по договору. В связи с чем, суд признал незаконными отказ ОСЗН района Ярославский СВАО г. Москвы от 03 апреля 2020 года N 142-ОПИД в назначении денежных средств на содержание подопечного Иванова Б.М, хххх года рождения, признав за истцом право на получение ежемесячного вознаграждения.
Поскольку малолетний поставлен на учет органом опеки и попечительства УСЗН района Ярославский СВАО г. Москвы, ОСЗН района Ярославский СВАО г. Москвы согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" осуществляет полномочия органа опеки и попечительства в отношении Иванова Б.М. по его месту жительства с момента принятия его на учет с 26 марта 2020 года по настоящее время, контроль за условиями жизни подопечного и надзор за исполнением Ивановой Н.Г. обязанностей опекуна. Из указанных обстоятельств следует, что уполномоченный орган исполнительной власти в сфере опеки, попечительства и патронажа в лице ОСЗН района Ярославский СВАО г. Москвы признал, что местом жительства подопечного Иванова Б.М. применительно к заявленным требованиям (о назначении денежных средств на содержание подопечного) является фактическое место жительства его и его опекуна по адресу: ххххх.
Принимая во внимание то, что денежные средства на содержание подопечного назначены истцу с 06 августа 2020 года, суд пришел к выводу о признании за Ивановым Б.М. права на выплату денежных средств на его содержание с 26 марта 2020 года; обязании УСЗН СВАО г. Москвы в лице ОСЗН района Ярославский г. Москвы назначить и предоставить денежные средства на содержание Иванова Богдана Магомедовича, 27 февраля 2018 года рождения, с 26 марта 2020 года по 05 августа 2020 года
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, дал неправильную оценку доводам и доказательствам, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В апелляционной жалобе не указано каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не могут служить основание к его отмене.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УСЗН СВАО г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.