Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Ставича В.В.
при секретаре Данилове Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-371/2020 по административному иску Администрации Тындинского района Амурской области к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконными и отмене решений
по апелляционной жалобе административного истца Администрации Тындинского района Амурской области, подписанной главой района Лысаковой Т.А, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Администрация Тындинского района Амурской области обратилась в суд с административным иском к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконными и отмене решения от 10 октября 2019 года N40 об отмене приказа Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 15 августа 2019 года N738-ОД "О предоставлении лесного участка", решения от 7 октября 2019 года N39 об отмене приказа того же Министерства от 15 августа 2019 года N737-ОД "О предоставлении лесного участка", решения от 23 сентября 2019 года N38 об отмене приказа того же Министерства от 9 августа 2019 года N725-ОД "О предоставлении лесного участка".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в собственности муниципального образования Тындинский район находятся линейные объекты, расположенные на земельных участка, находящихся в собственности Российской Федерации, а именно: автомобильная дорога, две линии энергоснабжения. Приказами Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 9 августа 2019 года, 15 августа 2019 года земельные участки под указанными объектами переданы в постоянное пользование Администрации. Указанные приказы отменены оспариваемыми решениями Федерального агентства лесного хозяйства как противоречащие федеральному законодательству. Вместе с тем, административный истец полагал, что при предоставлении администрации в пользование соответствующих лесных участков требования закона нарушены не были, в связи с чем решения административного ответчика от 23 сентября 2019 года, 7 октября 2019 года, 10 октября 2019 года приняты без законных на то оснований.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Администрации Тындинского района отказано.
В апелляционной жалобе глава Тындинского района Лысакова Т.А. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что в собственности муниципального образования Тындинский район находятся линейные объекты, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, категория земель: земли лесного хозяйства: автомобильная дорога общего пользования местного значения Чильчи-Юктали с кадастровым номером *, линии энергоснабжения с кадастровым номером *, линии энергосбережения с кадастровым номером *.
Приказами Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 9 августа 2019 года N725-ОД, от 15 августа 2019 года N737-ОД, N738-ОД в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Тындинского района переданы лесные участки в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта.
Решениями Федерального агентства лесного хозяйства об отмене правового акта N38 от 23 сентября 2019 года, N39 от 7 октября 2019 года, N40 от 10 октября 2019 года названные выше приказы Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области отменены как не соответствующие федеральному законодательству (л.д.53-55, 56-57, 58-59).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отсуствии законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
При этом суд исходил из того, что согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Пунктом 2 части 9 той же статьи предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в рамках контроля за реализацией переданных полномочий осуществляет контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов, связанных с осуществлением переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
Основания и порядок отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, регламентированы Правилами отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 524, пунктом 2 которых определено, что контроль за правовым регулированием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3 Правил в течение 14 дней после принятия правового акта орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт, направляет его заверенную копию на бумажном носителе и в электронном виде в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Агентство в течение 30 дней со дня поступления правового акта проводит его экспертизу в порядке, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. По решению руководителя Федерального агентства лесного хозяйства срок проведения экспертизы правового акта может быть продлен, но не более чем на 30 дней (пункт 6 Правил).
Агентство по результатам проведения экспертизы правового акта принимает решение об отмене правового акта в следующих случаях: отсутствие правовых оснований для принятия правового акта, включение в правовой акт положений, противоречащих положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятие правового акта органом, в компетенцию которого не входит его принятие, или принятие правового акта органом с превышением предоставленных ему полномочий, наличие в правовом акте коррупциогенных факторов (пункт 7 Правил).
Решение об отмене правового акта оформляется на бланке Агентства, должно содержать сведения о наименовании, номере и дате издания правового акта, иных реквизитах правового акта, а также перечень положений правового акта (в случае отмены части правового акта), которые отменяются; конкретные основания отмены правового акта (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 12 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, после получения решения об отмене правового акта обеспечивает его публикацию в средствах массовой информации, в которых был опубликован правовой акт, а также размещает указанное решение на своем официальном сайте в сети Интернет.
Таким образом, решение Федерального агентства лесного хозяйства об отмене правового акта является обязательным к исполнению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, при поступлении приказов Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 9 августа 2019 года, 15 августа 2019 года Федеральное агентство лесного хозяйства осуществило экспертизу, по результатам которой были вынесены решения об отмене правовых актов как не соответствующих федеральному законодательству.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 9 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 10 статьи 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления.
При этом судом установлено, что Администрация Тындинского района является органом местного самоуправления, образуемым представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления Тындинского района, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 1 Лесного кодекса РФ, суд пришел к правомерному выводу о наличии у административного ответчика как необходимых полномочий, так и правовых оснований для отмены приказов Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 9 августа 2019 года, 15 августа 2019 года о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Тындинского района лесных участков.
Доводы административного истца о применении к спорным правоотношениям положений статьи 39.9 Земельного кодекса признаны судом необоснованным в силу приоритета норм лесного законодательства РФ в сфере регулирования отношений по использованию лесов над иным законодательством, при том что административным истцом ставился вопрос о предоставлении ему в пользование именно лесных участков из состава земель лесного фонда.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что в данном случае Администрация Тындинского района, обращаясь с заявлениями о предоставлении в пользование земельных участков, действовала как собственник муниципального имущества, правомерность выводов суда не опровергают, поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела, Администрация Тындинского района, обращаясь в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, ставила вопрос о предоставлении в пользование лесных участков из земель лесного фонда (л.д.50, 51, 52), при этом в силу статьи 9 Лесного кодекса РФ п раво постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, только в том случае, если иное не установлено Лесным кодексом. Поскольку действующее лесное законодательство не допускает использование лесов органами местного самоуправления, вывод суда о наличии у административного ответчика оснований для отмены приказов Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области является правильным.
Доводы апелляционной жалобы по настоящему делу основаны на ошибочном толковании административным истцом норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тындинского района Амурской области - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.