Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Коневой С.И, Гордеевой О.В, при секретаре Алексееве М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коневой С.И. административное дело по апелляционной жалобе Арник И.Н. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 августа 2020 года по административному делу N 2а-173/2020 по административному иску Арник И.Н. к Администрации городского округа Красногорск Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании решения незаконным, УСТАНОВИЛА:
Арник И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Администрации городского округа Красногорск Московской области от 03.10.2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги "Изменении вида разрешенного использования земельного участка", возложить на Администрацию городского округа Красногорск Московской области обязанность рассмотреть заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка; возложить на главу администрации обязанность вынести постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка; возложить на управление Росреестра по Московской области обязанность внести изменения в сведения ЕГРН на основании данного постановления, указав измененный вид разрешенного использования земельного участка.
В обоснование доводов указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:***675.
Данный участок прилегает к земельному участку, на котором расположен принадлежащий ей жилой дом.
Указанные земельные участки имеют разные виды разрешенного использования.
В связи с чем она обратилась с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.
Полагает, что поскольку заявление было подано 12.09.2017 года, то оно подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством, действовавшим на период возникновения спорных правоотношений.
Решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области N 344/31 от 23.04.2015 года был установлен минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере 300 м 2.
Полагает, что на дату обращения имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения ее просьбы.
Однако в предоставлении услуги было отказано.
Считает такой отказ незаконным поскольку считает, что Правила землепользования и застройки в данном случае не могут быть применены ввиду принятия и утверждения их после подачи обращения.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 августа 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Арник И.Н. просит решение суда отменить, поскольку считает, что приведенным доводам не было дано надлежащей оценки.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внисания.
Согласно ст. 37 Земельного кодекса РФ изменение одного вида разрешённого использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации Красногорского муниципального района от 18.02.2016 года N 333/2 Арник И.Н. в аренду на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 403 м 2, с кадастровым номером 50: ***675, с видом разрешенного использования - для огородничества с правом возведения некапитальных хозяйственных строений и сооружений.
Данный земельный участок прилегает к земельному участку дома 52, расположенного в с/п Ильинское, д. Тимошкино Красногорского муниципального района Московской области, который имеет вид разрешенного использования -для личного подсобного хозяйства.
В связи с чем Арник И.Н. 12.09.2017 года обратилась в Администрацию городского округа Красногорск Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50: ***675; возложить на главу администрации обязанность вынести постановление об изменении вида разрешенного использования на - для личного подсобного хозяйства.
18 октября 2017 года по результатам рассмотрения заявления в его удовлетворении было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 апреля 2018 года указанное решение признано незаконным и на Администрацию была возложена обязанность рассмотреть заявление повторно.
Повторно рассмотрев указанное заявление, 20 июня 2018 года Администрация Красногорского муниципального района Московской области пришла к выводу о невозможности принять положительное заключение по вопросу изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 июля 2019 года указанное решение признано незаконным и на Администрацию была возложена обязанность рассмотреть повторно заявление.
Вновь рассмотрев указанное заявление, Администрация Красногорского муниципального района Московской области 30.10.2019 года приняла оспариваемое решение об отказе в предоставлении государственной услуги "изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Основанием для отказа послужило то, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует существующему виду разрешенного использования, а также то, что правилами землепользования и застройки утверждены минимальные размеры земельных участков, которые составляют 500 м 2, а площадь испрашиваемого земельного участка менее установленной нормы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.
С данными выводам судебная коллегия не может согласиться.
Действительно, решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 30.11.2017 года N 322/20 "Об утверждении Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области" и согласно градостроительному регламенту минимальный размер земельного участка предусмотрен 500 м 2.
Однако на момент обращения с заявлением, поданным 12.09.2017 года действовало Решение Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области N 344/31 от 23.04.2015 года, которым был установлен минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере 300 м 2.
На момент подачи указанного обращения препятствия для изменения вида разрешенного использования в виде несоответствия земельного участка установленным минимальным размерам отсутствовали.
Следовательно, оспариваемый отказ в указанной части не соответствует требованиям закона.
На момент обращения административного истца с указанным заявлением действовало Распоряжение Минмособлимущества от 30.11.2017 года N 13ВР-1771 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Принятие решения об изменении, установлении, установлении соответствия вида разрешённого использования земельных участков", определяющего исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.
Указанное распоряжение не было принято во внимание при рассмотрении обращения административного истца.
Применение при рассмотрении указанного заявления норм законодательства, не введенного в действие на момент обращения, нарушает право административного истца на рассмотрение обращения в соответствии с законом.
Кроме того, в оспариваемом отказе указывается на несоответствие истребуемого вида разрешенного использовании существующему.
При этом наличие данного обстоятельства с точки зрения правового обоснования для отказа в предоставлении государственной услуги административным ответчиком не обосновано.
Кроме того, в оспариваемом решении было указано, что земельный участок был предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, а запрашиваемый вид разрешенного использования подразумевает строительство жилого дома, что по мнению административного истца свидетельствует о мнимости сделки.
Данный довод судебная коллегия считает надуманным и не относящимся к предусмотренным законам основаниям для отказа в изменении вида разрешенного использования.
Доводы административного ответчика были необоснованно приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку они не свидетельствуют о том, что указанные в оспариваемом решении основания для отказа в предоставлении услуги основаны на законе. Иные обстоятельства, не связанные с оспариваемы решением, не могут быть приняты во внимание, как непосредственно не относящиеся к предмету спора.
Ссылка в решении суда на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 года, является необоснованной, поскольку изменение условий аренды не являлось основанием для принятия оспариваемого решения.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения и признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
В целях восстановления прав и законных интересов административного истца судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на Администрацию Красногорского муниципального района Московской области обязанности рассмотреть заявление административного истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленном законом порядке.
Остальные требования не подлежат удовлетворению ввиду того, что заявлены преждевременно.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 августа 2020 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Красногорск Московской области от 03.10.2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги "Изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Возложить на Администрацию городского округа Красногорск Московской области обязанность рассмотреть заявление Арник И.Н. 12.09.2017 года в установленном законом порядке.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.