Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Коневой С.И, Ставича В.В, при секретаре Щербаковой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального округа Ломоносовский на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 18 июня 2020 года по административному делу N 2а-180/20 по административному исковому заявлению Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы к Совету депутатов муниципального округа Ломоносовский об оспаривании решения, УСТАНОВИЛА:
Гагаринский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский от 19.11.2019 года N 47/7 "О назначении временно исполняющего обязанности главы администрации округа Ломоносовский в городе Москве".
В обоснование доводов указал, что обжалуемым решением, временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального округа Ломоносовский назначен глава муниципального округа Ломоносовский Нефедов Г.Ю, который одновременно исполняет полномочия председателя Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский.
Полагает, что глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, за исключением случаев, когда это предусмотрено Уставом муниципального образования. Однако в данном случае Устав муниципального округа Ломоносовский такого положения не предусматривает.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 18 Устава, в случае прекращения полномочий главы администрации его полномочия временно исполняет муниципальный служащий, уполномоченный решением Совета депутатов, в то время как глава муниципального образования не является муниципальным служащим.
С учетом изложенного полагает, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 18 июня 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский от 19 ноября 2019 года N 47/7 "О назначении временно исполняющего обязанности главы администрации муниципального округа Ломоносовский в городе Москве".
На Совет депутатов муниципального округа Ломоносовский возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В апелляционной жалобе, поддержанной в заседании судебной коллегии, представитель администрации муниципального округа Ломоносовский просит решение суда отменить.
Считает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно применены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.11.2019 года Советом депутатов муниципального округа Ломоносовский принято решение N 47/7 "О назначении временно исполняющего обязанности главы администрации округа Ломоносовский в городе Москве", в соответствии с которым Нефедов Г.Ю. назначен временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального округа Ломоносовский на срок с 20 часов 55 минут 19.11.2019 года до назначения на должность главы администрации муниципального округа Ломоносовский в городе Москве по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации муниципального округа Ломоносовский в городе Москве.
При этом Нефедов Г.Ю. исполняет полномочия председателя Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку осуществление Нефедовым Г.Ю. полномочий главы местной администрации и одновременно председателя представительного органа муниципального образования противоречит действующему законодательству и уставу муниципального образования.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они обоснованны, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Так в силу ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться, в частности структура и порядок формирования органов местного самоуправления и наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
Частью 3 ст. 36 указанного Федерального закона предусмотрено, что установленное пунктом 4 части 2 настоящей статьи ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, за исключением случая избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Устав Муниципального округа Ломоносовский, утвержденный решением Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский в городе Москве 10.04.2018 года N 16/9, указанного положения о возможности совмещения должности председателя Совета депутатов и главы администрации не содержит.
Таким образом, при отсутствии соответствующих норм в уставе муниципального образования возложение обязанностей главы администрации муниципального округа Ломоносовский на председателя Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 18 Устава, в случае досрочного прекращения полномочий главы администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий. В случае временного отсутствия главы администрации его полномочия временно исполняет муниципальный служащий, уполномоченный распоряжением администрации.
Таким образом, в случае временного отсутствия главы администрации Устав муниципального образования в данном случае устанавливает возможность исполнения его полномочий исключительно муниципальным служащим, которым в соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 22.10.2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" глава муниципального образования не является.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 18 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального округа Ломоносовский - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.