Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Комлевой Ю.В, судей Коноваловой Н.В, Ткачука Н.Н, с участием прокурора Дмитриева К.В, осужденных Абибиллы У.И. и Чолоева З, защитников - адвокатов Кожинова В.Н. и Убушаева М.В, представивших, соответственно, удостоверения и ордера, переводчика Сококовой А.А, при помощнике судьи Кузнецове А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы осужденного Чолоева З. и защитника Убушаева М.В. на приговор Лефортовского районного суда города Москвы от 3 сентября 2020 года в отношении
Абибиллы, осужденного:
- по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
- по ч. 1 ст. 158 УК РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.
Н а основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем полного сложения назначенных наказаний окончательно Абибилле У.И. назначено 8 лет лишения свободы со штрафом в размере 10 000 рублей, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, и
Чолоева, осужденного по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания каждому осужденному постановлено исчислять с 3 сентября 2020 года, мера пресечения в отношении Абибиллы У.И. и Чолоева З. - заключение под стражу, до вступления приговора в законную силу оставлена прежней.
На основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей:
- Абибиллы У.И. - с 16 октября 2019 года до дня вступления приговора в законную силу постановлено зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима;
- Чолоева З. - с 17 октября 2019 года до дня вступления приговора в законную силу постановлено зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
По делу разрешена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Ткачука Н.Н, выслушав объяснения осужденных Абибиллы У.И. и Чолоева З, защитников Кожинова В.Н. и Убушаева М.В, поддержавших доводы апелляционных жалоб, а также мнение прокурора Дмитриева К.В, полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абибилла У.И. и Чолоев З. признаны виновными и осуждены за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, группой лиц, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего. Кроме того, Абибилла У.И. признан виновным и осужден за кражу.
Эти преступления совершены 11 октября 2019 года в городе Москве при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В апелляционных жалобах:
- осужденный Чолоев - просит приговор как незаконный и несправедливый изменить, смягчив назначенное ему наказание.
Обосновывая жалобу, осужденный поясняет следующее:
- согласно заключению судебно-медицинского эксперта смерть Раматова наступила от закрытой черепно-мозговой травмы. Между тем установить связь между этой травмой и каким-либо насильственным воздействием на Раматова невозможно. Следовательно, смерть Раматова наступила в результате его падения на бордюр, а не от телесных повреждений, полученных пострадавшим в процессе избиения;
- он оказал Раматову доврачебную помощь, принес свои извинения потерпевшему Рахмедову, раскаялся;
- суд, назначая наказание, не учел аморальность поведения Раматова, явившегося поводом для преступления;
- защитник Убушаев - просит приговор как незаконный отменить.
В дополнении к жалобе ее автор, помимо изложенного выше, сообщает нижеследующее:
- Абибилла не совершал "преступление";
- суд, не имея на то законных оснований, огласил показания свидетеля Мамытовой;
- иные доказательства, положенные в основу обвинительного приговора, а именно: показания свидетелей Антонова и Матяша, а также заключения экспертов и вещественные доказательства не подтверждают причастность Абибиллы к преступлению, предусмотренному "ст. 111 УК РФ";
- суд не обсудил и не опроверг доводы участников уголовного судопроизводства со стороны защиты;
- Абибилла являлся лишь свидетелем совершения преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, - свою вину в краже его подзащитный не отрицает;
- исходя из изложенного выше, уголовное дело в отношении Абибиллы в части его осуждения по ч. 4 ст. 111 УК РФ подлежит прекращению за его "непричастностью к совершению преступления". В остальной части, заключает защитник, приговор надлежит оставить без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, выслушав стороны, а также обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Выводы суда первой инстанции о виновности Абибиллы и Чолоева в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, группой лиц, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, а Абибиллы, к тому же, - в краже, обоснованы и подтверждены исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, детальный анализ которых содержится в итоговом судебном решении.
Осуждение Абибиллы и Чолоева по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
В ходе досудебного производства Абибилла, будучи допрошенным в качестве подозреваемого, показал следующее.
11 октября 2019 года он и его знакомый - Чолоев, решили "разобраться" с неким мужчиной, как выяснилось в дальнейшем, - Раматовым. Причиной "разбирательства" явилось то, что Раматов, со слов Чолоева, участвовал в избиении супруги последнего - Мамытовой. Затем Мамытова, в свою очередь, договорилась о встрече с Раматовым якобы наедине. В тот же день все трое - он, Чолоев и Мамытова, прибыли на место ее встречи с Раматовым. Там, Чолоев, подойдя к Раматову, схватил его за ворот куртки, после чего стал наносить ему удары кулаками. От этих ударов Раматов упал на асфальт. Абибилла дополнил, что он подбежал к Чолоеву и "стал помогать ему". Непосредственно за этим он и Чолоев, взяв Раматова за руки, совместно увлекли его в безлюдное место - пустырь, который находился за забором. На этом пустыре Чолоев продолжил избиение Раматова, нанося ему удары кулаками по голове. В это же время он, продолжая оказывать помощь Чолоеву, удерживал Раматова за руку. В результате избиения Раматов потерял сознание. Все происходящее видела Мамытова, которая стояла рядом с ними. Некоторое время спустя все трое - он, Чолоев и Мамытова, ушли с пустыря, оставив там находившегося без сознания Раматова. "Примерно через 20 минут" он и Чолоев вернулись на пустырь и увидели, что Раматов, находясь в бессознательном состоянии, по-прежнему лежал на земле. В этот момент кто-то посветил фонариком. Испугавшись, он и Чолоев скрылись с места происшествия.
При допросе в качестве подозреваемого Чолоев сообщил нижеследующее.
В 2019 году он узнал, что его супруга - Мамытова, состояла в интимных отношениях с Раматовым. Он решилпообщаться с Раматовым для прояснения сложившейся ситуации. 11 октября 2019 года все трое - он, его знакомый - Абибилла, и Мамытова, прибыли на ранее оговоренное место встречи с Раматовым. Там, он схватил Раматова за ворот куртки и стал выяснять обстоятельства его отношений с Мамытовой. Раматов оказал ему сопротивление, и они оба упали на землю. В этот момент к ним подбежал Абибилла и начал избивать Раматова. Затем он, Абибилла, Мамытова и Раматов переместились "за забор". Там, Абибилла продолжил избиение Раматова, в результате чего тот потерял сознание. После этого он, Абибилла и Мамытова ушли с пустыря, однако некоторое время все трое вернулись обратно, чтобы проверить, в каком состоянии находится Раматов. Он увидел, что Раматов, находясь без сознания, лежал на том же месте. Чолоев уточнил, что полицию и скорую медицинскую помощь он и Абибилла не вызывали, поскольку опасались привлечения к уголовной ответственности. Некоторое время спустя кто-то посветил фонариком. Испугавшись, он и Чолоев скрылись с места происшествия.
При разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции Чолоев пояснил, что 11 октября 2019 года он действительно применил физическое насилие к Раматову, учинив его избиение.
Потерпевший Рахмедов (двоюродный брат умершего) сообщил, что после смерти Раматова лица, привлеченные к уголовной ответственности - Абибилла и Чолоев, имущественный ущерб и моральный вред, причиненные в результате преступлений, не возместили.
Свидетель Мамытова показала, что вечером 11 октября 2019 года она видела, как ее супруг - Чолоев, и его знакомый - Абибилла, совместно избили Раматова. В процессе избиения Абибилла и Чолоев нанесли Раматову удары кулаками и ногами по различным частям тела, после чего пострадавший потерял сознание
Эти показания свидетель-очевидец Мамытова подтвердила в ходе проведения очных ставок с участием Абибиллы и Чолоева, а также при проверке ее показаний на месте. Примечательно, что в ходе очной ставки, проведенной между Мамытовой и Чолоевым, последний выразил свое полное согласие с содержанием ее показаний, изобличающих как его самого, так и Абибиллу.
Свидетель Антонов (лицо без определенного места жительства) пояснил, что в ночь на 12 октября 2019 года он следовал к месту своего временного проживания, которое находилось на пустыре. Подойдя к забору, он услышал шум, доносившийся с пустыря. Посветив фонариком в заборную щель, он увидел на пустыре мужчину-азиата, который, испугавшись, убежал. Пробравшись на пустырь, он заметил лежащего на земле мужчину, лицо которого залила кровь. Пострадавший, как выяснилось в дальнейшем, - Раматов, не подавал признаков жизни. Свидетель дополнил, что он сразу же позвонил на номер "112" и сообщил оператору о происшедшем.
Из показаний свидетеля Матяша (сотрудника полиции) усматривается, что в результате осмотра камер наружного наблюдения установлено, что вечером 11 октября 2019 года Раматов встретился с Мамытовой, после чего они вдвоем направились в сторону дома по улице в городе Москве. Следом за ними проследовали Абибилла и Чолоев. Некоторое время спустя Мамытова проследовала к соседнему дому, где к ней, активно жестикулируя, подошли Абибилла и Чолоев.
Как видно из протокола:
- осмотра места происшествия от 12 октября 2019 года - на пустыре, находящемся возле дома по улице в городе Москве, обнаружен труп Раматова;
- осмотра предметов (компакт-дисков) от 25 декабря 2019 года - на данных цифровых носителях отражено имевшее место вечером 11 октября 2019 года перемещение Абибиллы, Мамытовой и Чолоева по улице Нижегородской в городе Москве.
По заключению:
- судебно-медицинского эксперта - у Раматова (26 лет) обнаружены: закрытая черепно-мозговая травма, а также иные телесные повреждения, которые образовались в результате множества ударных, ударно-скользящих и скользящих воздействий тупых твердых предметов. Повреждения, составляющие комплекс черепно-мозговой травмы, в совокупности квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, между этими повреждениями и наступлением смерти Раматова имеется прямая причинно-следственная связь. С мерть Раматова наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся ушибами головного мозга, кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки и в желудочки головного мозга;
- экспертов-генетиков - на резиновой перчатке, изъятой в ходе проверки показаний на месте, обнаружена кровь Раматова.
Осуждение Абибиллы по ч. 1 ст. 158 УК РФ.
Сам Абибилла не отрицает, что 11 октября 2019 года он тайно похитил принадлежащий Раматову флакон мужской туалетной воды.
Свидетель Осипов (сотрудник полиции) показал, что в ходе личного досмотра у Абибиллы обнаружен и изъят флакон туалетной воды.
По заключению эксперта-товароведа на момент совершения хищения рыночная стоимость (с учетом износа) похищенного у Раматова флакона мужской туалетной воды составила 2 845 рублей.
Согласно заключениям экспертов (психиатров и психолога) Абибилла и Чолоев, каждый в отдельности, хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики не страдали ранее и не страдают в настоящее время, в применении принудительных мер медицинского характера каждый из них не нуждается. К тому же индивидуально-психологические особенности Абибиллы и Чолоева не оказали существенного влияния на поведение каждого из них в исследуемой ситуации.
Объективность данных заключений сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Показания потерпевшего и свидетелей обвинения являются подробными, последовательными, не содержат в себе существенных противоречий, которые могут поставить под сомнение их достоверность, и полностью согласуются между собой.
Ос нований для оговора Абибиллы и Чолоева со стороны потерпевшего и свидетелей обвинения не установлено.
Приведенные выше и иные доказательства, которые положены в основу обвинительного приговора, правомерно признаны судом первой инстанции допустимыми и относимыми, а их совокупность - достаточной для выводов о доказанности вины Абибиллы и Чолоева в соответствующих противоправных деяниях.
Оснований для переоценки положенных в основу приговора доказательств не имеется.
Суд первой инстанции дал должную оценку поведению Абибиллы и Чолоева в анализируемой ситуации (применительно к совершению преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ). При этом суд с приведением убедительных доводов опроверг выдвинутые в ходе досудебного и судебного производства версии Абибиллы и Чолоева о непричастности каждого из них к совершению данного преступления, верно расценив их как избранный каждым обвиняемым (подсудимым) способ защиты.
В силу ч. 1 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора.
По делу достоверно установлено, что Абибилла и Чолоева совершили с овместные и согласованные действия, непосредственно направленные на причинение Раматову тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни. Об этом с очевидностью свидетельствуют объем и интенсивность примененного каждым из них физического насилия, а также характер и локализация телесных повреждений, образовавшихся у Раматова.
Смерть Раматова наступила именно в результате совместных насильственных действий, совершенных Абибиллой и Чолоевым, при этом вина последних к фактически наступившему общественно опасному последствию (смерти пострадавшего) характеризуется неосторожностью.
Стоимость имущества, тайно похищенного у Раматова, осужденным Абибиллой и его защитником не оспаривается.
Подытоживая приведенное выше, судебная коллегия констатирует, что суд первой инстанции правильно квалифицировал действия:
- Абибиллы и Чолоева (применительно к умышленному причинению Раматову тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, группой лиц, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего) - по ч. 4 ст. 111 УК РФ;
- Абибиллы (применительно к тайному хищению имущества, принадлежащего Раматову) - по ч. 1 ст. 158 УК РФ.
К аких-либо оснований для переквалификации действий каждого осужденного с ч. 4 ст. 111 УК РФ на уголовный закон о менее тяжком преступлении не имеется.
С учетом конституционного принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности сторон данное уголовное дело расследовано и рассмотрено всесторонне и полно.
В ходе судебного разбирательства обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создал необходимые условия для всестороннего исследования обстоятельств дела, при этом в полном объеме исследованы доказательства, представленные как стороной обвинения, так и стороной защиты.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, в ходе досудебного и судебного производства не допущено.
Каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении права осужденных Абибиллы и Чолоева на защиту, в материалах уголовного дела не содержится.
При производстве предварительного следствия допросы Абибиллы и Чолоева произведены с участием защитников и - в связи с возникшей необходимостью, переводчиков.
Протоколы допросов Абибиллы и Чолоева, каждого, в качестве подозреваемого и обвиняемого предъявлялись для ознакомления всем лицам, участвовавшим в данных следственных действиях. При этом указанным лицам разъяснялось право делать подлежащие внесению в протоколы замечания об их дополнении и уточнении. К тому же Абибилла и Чолоев предупреждались о том, что их показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при их же последующем отказе от этих показаний, а также каждому из них разъяснялось право не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников. Между тем каких-либо замечаний - как по процедуре проведения упомянутых выше следственных действий, так и по содержанию показаний, Абибилла, Чолоев и их защитники не сделали.
Суд принял исчерпывающие меры к вызову свидетеля Мамытовой, поэтому ее показания оглашены на законном основании.
Все ходатайства, заявленные сторонами, разрешены судом в установленном законом порядке.
Наказание Абибилле и Чолоеву назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60, 67 УК РФ.
Суд, разрешая данный вопрос, признал в качестве смягчающих обстоятельств в отношении:
- Абибиллы - то, что по месту жительства он характеризуется положительно, принес извинения потерпевшему;
- Чолоева - состояние здоровья его матери, а также то, что по месту регистрации он характеризуется положительно, принес извинения потерпевшему, раскаялся, содержит двоих несовершеннолетних детей, награжден грамотой.
Кроме того, при назначении наказания Абибилле и Чолоеву суд принял во внимание, что каждый из них к уголовной ответственности привлекается впервые.
Ссылка в жалобе Чолоева на оказание доврачебной помощи Раматову не основана на материалах уголовного дела.
Заявление осужденного Чолоева об аморальности поведения Раматова, несостоятельно.
В силу п. "з" ч. 1 ст. 61 УК РФ аморальность поведения потерпевшего признается обстоятельством, смягчающим наказание, только в том случае, если это послужило поводом для преступления. Вместе с тем, как видно из предъявленного Абибилле и Чолоеву обвинения, а также описательно-мотивировочной части приговора при изложении преступного деяния, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, данных, свидетельствующих об аморальности поведения Раматова, не установлено.
Обстоятельства, отягчающие наказание Абибиллы и Чолоева, отсутствуют.
Следовательно, суд в полной мере учел данные о личности каждого осужденного.
Каких-либо обстоятельств, которые могли повлиять на смягчение назначенного Абибилле и Чолоеву наказания, однако не учтены судом или учтены им в недостаточной степени, не выявлено.
Вывод суда о назначении Абибилле и Чолоеву наказания за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, в виде лишения свободы с реальной изоляцией каждого осужденного от общества мотивирован. В должной степени мотивировано назначение Абибилле наказания по ч. 1 ст. 158 УК РФ в виде штрафа.
Оснований к назначению Абибилле и Чолоеву наказания за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, а также к изменению категории данного преступления на менее тяжкую судом первой инстанции не установлено. Не усматривает таких оснований и судебная коллегия.
Таким образом, назначенное Чолоеву и Абибилле наказание по ч. 4 ст. 111 УК РФ, а последнему, к тому же, - по совокупности преступлений, является справедливым, оснований к его смягчению не имеется.
Вид исправительного учреждения Абибилле и Чолоеву определен в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Лефортовского районного суда города Москвы от 3 сентября 2020 года в отношении Абибиллы и Чолоева оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.